.RU

Эсхатологические ожидания в Киевской Руси в конце XI - начале XII в. - часть 4

В свое время крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов, анализируя источники летописной статьи 1096 г., пришел к выводу о том, что двукратное обращение в этой статье к "Откровению Мефодия Патарского" есть плод работы двух разных летописцев, одного из которых он отождествил с создателем 1-й редакции, а другого — 3-й редакции Повести временных лет(40). Этот вывод основывается на наличии определенных внутренних противоречий в тексте статьи, а также заметных следов редакторского вмешательства в текст; в то же время остается не выясненным до конца, какой именно текст принадлежит первому, а какой — второму из составителей летописи(41). В любом случае следует согласиться, что двукратное обращение к "Откровению" свидетельствует об актуальности этногенеалогических и эсхатологических сюжетов в древней Руси в конце XI — начале XII в.

Летописец, автор большей части этнографического экскурса в статье 1096 г. (в том числе и комментария к рассказу Гюряты Роговича), сообщает о себе некоторые биографические сведения, которые позволяют отождествить его с тем летописцем, который рассказывал о своем пребывании в Ладоге и беседах с ладожанами относительно различных чудесных явлений на Крайнем Севере ("за Югрой и за Самоядью") в летописной статье 6622 (1114) г. (эта статья читается лишь в Ипатьевской летописи)(42). Характер информации, передаваемой летописцем, в обоих случаях один и тот же. Как и в статье 1096 г., летописец называет своих информаторов: "Сему же ми есть послух посадник Павел Ладожкыи и вси ладожане", и в подтверждение своих слов ссылается на авторитетный переводной источник — в данном случае, Хронограф, приводя из него обширную выписку.

Отсчет 4-х лет, "преже" которых летописец беседовал с новгородцем Гюрятой Роговичем (при допущении, что эта беседа состоялась во время его поездки в Ладогу), указывает на 1118 г. как время его работы над летописью. Как известно, во многом опираясь именно на анализ статей 1096 и 1114 гг., А. А. Шахматов, а вслед за ним и другие исследователи, выделили т. н. 3-ю редакцию Повести временных лет — редакцию 1118 г.(43)

Очень вероятно, что тому же летописцу принадлежит и обширный комментарий к статьям 6618 (1110) и 6619 (1111) гг. (полностью обе статьи сохранились только в Ипатьевской летописи)(44). Основное содержание обеих статей — борьба русских князей с половцами, а также описание чудесного знамения ("столпа огненного"), появившегося над Печерским монастырем 11 февраля 1111 г., которое летописец объяснял как явление ангела. (Все эти сюжеты, несомненно, имели ярко выраженное эсхатологическое звучание.) В связи с этим летописец рассуждает об ангелах, привлекая для подтверждения своих мыслей сочинения таких авторитетных христианских писателей, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Георгий Амартол и неоднократно упоминавшийся выше Ипполит Римский. Но вместе с тем, как показал Н. А. Мещерский, в первой из названных статей (1110 г.) для подтверждения той мысли, что ангелы могут быть и у "поганых", летописец использует и еврейский источник (причем входящий в число средневековых историй об Александре Македонском) — т. н. "Книгу Иосиппон" — еврейский хронограф, составленный в середине X в. в южной (византийской) Италии и, очевидно, существовавший к началу XII в. в русском (славянском) переводе(45). В. Я. Петрухин (следуя за Г. М. Барацем) полагает, что "Иосиппон" был использован также в этнографическом введении в летопись, при определении места Руси среди потомков библейского Иафета(46).

Итак, как мы видим, летописец, вводящий в свой текст рассуждения эсхатологического и этногенеалогического характера, проявляет устойчивый интерес к сюжетам, выходящим за рамки христианской традиции. В частности, автор комментариев к летописным статьям 1096 и 1110 гг., похоже, привлекал иудейские источники или использовал иудейские толкования интересующих его сюжетов, в том числе и эсхатологического характера. Само по себе это обстоятельство не должно казаться удивительным, но, безусловно, требует некоторых разъяснений.

Год 1096-й — тот самый, под которым в летописи помещен этногенеалогический и эсхатологический комментарий к рассказу о нападении половцев на Киев и Киево-Печерский монастырь, — отмечен в истории другим, исключительным по значению событием — началом Первого крестового похода. В литературе уже давно отмечалось, что одной из причин крестовых походов стало заметное оживление эсхатологических ожиданий в Европе, связанное с успехами турков-сельджуков в Передней Азии, захватом ими Иерусалима и их жестокостями по отношению к христианам(47). Весной-летом 1096 г. тысячи людей в Европе сорвались с насиженных мест и, охваченные религиозным фанатизмом, двинулись через территорию Византийской империи в Святую землю (т. н. "поход бедноты", или движение Петра Пустынника, предтеча собственно Первого крестового похода). Как известно, по пути, особенно в прирейнских городах, крестоносцы устраивали массовые еврейские погромы.

В свою очередь, массовое движение жителей европейских стран на восток стало восприниматься в самой Византии — по крайней мере частью ее населения — как новое подтверждение близости конца света. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся еврейские документы. Так, о событиях, развернувшихся летом 1096 г. среди еврейского населения греческого города Салоники, сообщается в письме некоего рабби Менахема бен Элийа от 8 июля 1096 г., обнаруженном еще в XIX в. среди рукописей Каирской генизы(48). По словам автора письма, начавшееся в Западной Европе движение "франков", устремившихся в Святую землю (т. е. движение крестоносцев), вызвало среди иудеев различных областей Византийской империи массовый всплеск мессианских настроений и на этой почве — религиозные волнения. В Салониках объявились чужестранцы — причем как иудеи, так и христиане, — которые сообщили, что пророк Элийя (Илия) открыто обнаружил себя перед людьми многочисленными чудесами и знамениями. Пришествие Мессии побудило салоникских евреев прекратить все работы; они перестали платить подати и налоги (причем ссылаясь на будто бы полученное на это разрешение от самого императора), начали распродавать имущество и дома, готовясь идти в Палестину — вслед за крестоносцами. Движение охватило многие города Византийской империи (в частности, упоминаются Константинополь и Абидос), а также византийский Крым ("Хазарию", как называет ее автор письма в соответствии с принятой тогда византийской и еврейской традицией). Семнадцать еврейских общин Хазарии покинули свои дома для того, чтобы отправиться в "пустыню неверных" (или "пустыню народов"); это библейское выражение обозначает место, где Бог должен совершить новый договор с Израилем (ср. Иез. 20, 35). Начавшееся движение не могло не осложнить отношения между иудеями и христианами: по словам Менахема, многие салоникские евреи опасались скорой расправы со стороны христиан.

О мессианском движении среди иудеев "Хазарии" (Крыма), по-видимому, в те же годы, свидетельствует еще одно, на этот раз недатированное письмо, также происходящее из Каирской генизы. В нем сообщается, что "в горах, которые находятся в стране Хазарии", появились люди (названы их имена; об одном говорится, что он пришел из Иерусалима), один из которых называет себя пророком Элийя (Илией), а своего сына — Мессией; "они писали письма ко всем евреям далеко и близко, во все соседние земли. Они сказали, что пришло время, когда Бог собирает Свой народ Израиль из всех земель в Иерусалим, священный город"(49).

Нет сомнений в том, что "соседние земли", евреям которых направляли свои письма византийские и "хазарские" иудеи, включали в себя и Русь. Нам известно о тесных контактах, существовавших в конце XI в. между иудеями Византии (в том числе затронутых движением 1096 г. районов) и Руси. Так, сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествующих по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется, предположительно, концом XI в., т. е. интересующим нас временем(50). Сама форма документа — формуляр, а не конкретное послание — указывает на устойчивые связи между салоникской и русскими (прежде всего, видимо, киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые связи должны были соединять киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крыму.


esli-specodezhda-neprigodna-k-dalnejshemu-ispolzovaniyu-i-polnostyu-nesamortizirovanna-to-ee-ostatochnaya-stoimost-spisivaetsya-na-operacionnie-rashodi.html
esli-ti-indigo-ispitani-e-na-prochnost.html
esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-skajpu-alka-mine-esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-tel-rossiya-8985286-36-67-ukraina-094947-73-93-kazahstan-8700973-77-67-kosmocevtika-kak-stat-krasivoj.html
esli-u-vas-vozniknut-dopolnitelnie-voprosi-vi-mozhete-pozvonit-prihodko-olge-vasilevne-tel-095-400-52-41-ili-0542-25-20-89.html
esli-uchishsya-vodit-mashinu-odno-iz-samih-koshmarnih-oshushenij-kogda-ne-derzhat-tormoza-ti-davish-na-pedal-a-korma-gruzovika-nakativaetsya-neumolimo-i-budushe-stranica-11.html
esli-v-krane-net-vodi-priznayus-chestno-i-srazu-ya-neskolko-pogreshil-protiv-istini-dav-etoj-glave-stol-zavlekatelnij.html
  • school.bystrickaya.ru/linejnaya-i-obyomnaya-usadka-metallov-i-splavov-chast-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-npo-mrtz-za-2009-god.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispitaniya-i-proverki-tipovaya-tehnologicheskaya-karta-ttk-montazh-vvodno-raspredelitelnih-ustrojstv-etazhnih-shitkov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-investicionnogo-proekta-stroitelstva-zhilogo-doma-v-g-volgograde-chast-18.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-plan-yaponskoj-kampanii-i-ego-osushestvlenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ia-belta-belarus-130309g-alina-grishkevich-premer-ministr-kazahstana-planiruet-posetit-s-vizitom-belarus.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-celi-osvoeniya-disciplini-celyami-osvoeniya-disciplini-modulya-finansovoe-pravo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobstvennosti368-e-v-popova-gou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-itogah-investicionnoj-deyatelnosti-departamenta-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-kostromskoj-oblasti-v-2009-godu-i-investicionnih-proektah-predlagaemih-k-realizacii-v-2010-godu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-alistera-magrata-bogoslovskaya-misl-reformacii-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/11336-ispolzovanie-modelej-zakonchennij-uchebnik-i-rukovodstvo-po-yaziku.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-g-kara-murza-stranica-32.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tura-1-den-06-30-otezd-iz-sankt-peterburga-pribitie-v-vishnij-volochek.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-shkolnoj-biblioteki-na-2010-2011-uchebnij-god-osnovnie-zadachi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ocenka-kreditosposobnosti-predpriyatiya-bankom-na-primere-hk-transmash.html
  • books.bystrickaya.ru/da-capo-vii-istoriya-budushego-i-dostatochno-vremeni-dlya-lyubvi-ili-zhizni-lazarusa-longa-robert-hajnlajn.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ds-12-03-internet-tehnologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-predmetu-ekonomika-i-upravlenie-predpriyatiem-na-temu-osnovnie-fondi-rinochnogo-predpriyatiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-nachinajte-snachala-interesnie-knigi-po-tematike-kotoraya-prigoditsya-kazhdomu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-fuzarioz-kolosa-kursovaya-rabota-po-selskohozyajstvennoj-entomologii-i-selskohozyajstvennoj-fitopatologii-na.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-kinoteatrah-s-12-avgusta-oficialnij-distribyutor-v-rossii-kinokompaniya-vest.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiyanam-pozvolyat-otstrelivatsya-legalizaciya-korotkostvolnogo-ognestrelnogo-oruzhiya-v-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskij-institut-ekonomiki-menedzhmenta-i-prava-rukovodstvo-i-kontrol-za-hodom-vipolneniya-diplomnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/preimushestva-i-nedostatki-rentgena.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-338-dezertirstvo-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-yuridicheskih-nauk-teoreticheskie-i-pravovie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ubrua-09022012-pensiya-v-ukraine-v-2-raza-menshe-chem-v-rossii-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-fevralya-2012-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskih-otnoshenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/meri-socialnoj-podderzhki-veteranov-trudovie-otnosheniya-ohrana-truda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-upravlnnya-bazoyu-danih-pdsistema-bbloteka-v-seredovish-access.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-razdelov-modulya-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pervaya-ne-prikovan-k-svoej-planete-08-aleksandr-romanov-korolev-moskva-molodaya-gvardiya-1990.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-evropejskogo-soobshestva-traseka-dlya-stran-uchastnic-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/music-the-soundtrack-of-our-lives.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-inostrannim-yazikam-kak-nauka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-literaturovedenie-narodnoe-poeticheskoe-tvorchestvo-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2003-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.