.RU

Эсхатологические ожидания в Киевской Руси в конце XI - начале XII в. - часть 4

В свое время крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов, анализируя источники летописной статьи 1096 г., пришел к выводу о том, что двукратное обращение в этой статье к "Откровению Мефодия Патарского" есть плод работы двух разных летописцев, одного из которых он отождествил с создателем 1-й редакции, а другого — 3-й редакции Повести временных лет(40). Этот вывод основывается на наличии определенных внутренних противоречий в тексте статьи, а также заметных следов редакторского вмешательства в текст; в то же время остается не выясненным до конца, какой именно текст принадлежит первому, а какой — второму из составителей летописи(41). В любом случае следует согласиться, что двукратное обращение к "Откровению" свидетельствует об актуальности этногенеалогических и эсхатологических сюжетов в древней Руси в конце XI — начале XII в.

Летописец, автор большей части этнографического экскурса в статье 1096 г. (в том числе и комментария к рассказу Гюряты Роговича), сообщает о себе некоторые биографические сведения, которые позволяют отождествить его с тем летописцем, который рассказывал о своем пребывании в Ладоге и беседах с ладожанами относительно различных чудесных явлений на Крайнем Севере ("за Югрой и за Самоядью") в летописной статье 6622 (1114) г. (эта статья читается лишь в Ипатьевской летописи)(42). Характер информации, передаваемой летописцем, в обоих случаях один и тот же. Как и в статье 1096 г., летописец называет своих информаторов: "Сему же ми есть послух посадник Павел Ладожкыи и вси ладожане", и в подтверждение своих слов ссылается на авторитетный переводной источник — в данном случае, Хронограф, приводя из него обширную выписку.

Отсчет 4-х лет, "преже" которых летописец беседовал с новгородцем Гюрятой Роговичем (при допущении, что эта беседа состоялась во время его поездки в Ладогу), указывает на 1118 г. как время его работы над летописью. Как известно, во многом опираясь именно на анализ статей 1096 и 1114 гг., А. А. Шахматов, а вслед за ним и другие исследователи, выделили т. н. 3-ю редакцию Повести временных лет — редакцию 1118 г.(43)

Очень вероятно, что тому же летописцу принадлежит и обширный комментарий к статьям 6618 (1110) и 6619 (1111) гг. (полностью обе статьи сохранились только в Ипатьевской летописи)(44). Основное содержание обеих статей — борьба русских князей с половцами, а также описание чудесного знамения ("столпа огненного"), появившегося над Печерским монастырем 11 февраля 1111 г., которое летописец объяснял как явление ангела. (Все эти сюжеты, несомненно, имели ярко выраженное эсхатологическое звучание.) В связи с этим летописец рассуждает об ангелах, привлекая для подтверждения своих мыслей сочинения таких авторитетных христианских писателей, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Георгий Амартол и неоднократно упоминавшийся выше Ипполит Римский. Но вместе с тем, как показал Н. А. Мещерский, в первой из названных статей (1110 г.) для подтверждения той мысли, что ангелы могут быть и у "поганых", летописец использует и еврейский источник (причем входящий в число средневековых историй об Александре Македонском) — т. н. "Книгу Иосиппон" — еврейский хронограф, составленный в середине X в. в южной (византийской) Италии и, очевидно, существовавший к началу XII в. в русском (славянском) переводе(45). В. Я. Петрухин (следуя за Г. М. Барацем) полагает, что "Иосиппон" был использован также в этнографическом введении в летопись, при определении места Руси среди потомков библейского Иафета(46).

Итак, как мы видим, летописец, вводящий в свой текст рассуждения эсхатологического и этногенеалогического характера, проявляет устойчивый интерес к сюжетам, выходящим за рамки христианской традиции. В частности, автор комментариев к летописным статьям 1096 и 1110 гг., похоже, привлекал иудейские источники или использовал иудейские толкования интересующих его сюжетов, в том числе и эсхатологического характера. Само по себе это обстоятельство не должно казаться удивительным, но, безусловно, требует некоторых разъяснений.

Год 1096-й — тот самый, под которым в летописи помещен этногенеалогический и эсхатологический комментарий к рассказу о нападении половцев на Киев и Киево-Печерский монастырь, — отмечен в истории другим, исключительным по значению событием — началом Первого крестового похода. В литературе уже давно отмечалось, что одной из причин крестовых походов стало заметное оживление эсхатологических ожиданий в Европе, связанное с успехами турков-сельджуков в Передней Азии, захватом ими Иерусалима и их жестокостями по отношению к христианам(47). Весной-летом 1096 г. тысячи людей в Европе сорвались с насиженных мест и, охваченные религиозным фанатизмом, двинулись через территорию Византийской империи в Святую землю (т. н. "поход бедноты", или движение Петра Пустынника, предтеча собственно Первого крестового похода). Как известно, по пути, особенно в прирейнских городах, крестоносцы устраивали массовые еврейские погромы.

В свою очередь, массовое движение жителей европейских стран на восток стало восприниматься в самой Византии — по крайней мере частью ее населения — как новое подтверждение близости конца света. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся еврейские документы. Так, о событиях, развернувшихся летом 1096 г. среди еврейского населения греческого города Салоники, сообщается в письме некоего рабби Менахема бен Элийа от 8 июля 1096 г., обнаруженном еще в XIX в. среди рукописей Каирской генизы(48). По словам автора письма, начавшееся в Западной Европе движение "франков", устремившихся в Святую землю (т. е. движение крестоносцев), вызвало среди иудеев различных областей Византийской империи массовый всплеск мессианских настроений и на этой почве — религиозные волнения. В Салониках объявились чужестранцы — причем как иудеи, так и христиане, — которые сообщили, что пророк Элийя (Илия) открыто обнаружил себя перед людьми многочисленными чудесами и знамениями. Пришествие Мессии побудило салоникских евреев прекратить все работы; они перестали платить подати и налоги (причем ссылаясь на будто бы полученное на это разрешение от самого императора), начали распродавать имущество и дома, готовясь идти в Палестину — вслед за крестоносцами. Движение охватило многие города Византийской империи (в частности, упоминаются Константинополь и Абидос), а также византийский Крым ("Хазарию", как называет ее автор письма в соответствии с принятой тогда византийской и еврейской традицией). Семнадцать еврейских общин Хазарии покинули свои дома для того, чтобы отправиться в "пустыню неверных" (или "пустыню народов"); это библейское выражение обозначает место, где Бог должен совершить новый договор с Израилем (ср. Иез. 20, 35). Начавшееся движение не могло не осложнить отношения между иудеями и христианами: по словам Менахема, многие салоникские евреи опасались скорой расправы со стороны христиан.

О мессианском движении среди иудеев "Хазарии" (Крыма), по-видимому, в те же годы, свидетельствует еще одно, на этот раз недатированное письмо, также происходящее из Каирской генизы. В нем сообщается, что "в горах, которые находятся в стране Хазарии", появились люди (названы их имена; об одном говорится, что он пришел из Иерусалима), один из которых называет себя пророком Элийя (Илией), а своего сына — Мессией; "они писали письма ко всем евреям далеко и близко, во все соседние земли. Они сказали, что пришло время, когда Бог собирает Свой народ Израиль из всех земель в Иерусалим, священный город"(49).

Нет сомнений в том, что "соседние земли", евреям которых направляли свои письма византийские и "хазарские" иудеи, включали в себя и Русь. Нам известно о тесных контактах, существовавших в конце XI в. между иудеями Византии (в том числе затронутых движением 1096 г. районов) и Руси. Так, сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествующих по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется, предположительно, концом XI в., т. е. интересующим нас временем(50). Сама форма документа — формуляр, а не конкретное послание — указывает на устойчивые связи между салоникской и русскими (прежде всего, видимо, киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые связи должны были соединять киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крыму.


esli-specodezhda-neprigodna-k-dalnejshemu-ispolzovaniyu-i-polnostyu-nesamortizirovanna-to-ee-ostatochnaya-stoimost-spisivaetsya-na-operacionnie-rashodi.html
esli-ti-indigo-ispitani-e-na-prochnost.html
esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-skajpu-alka-mine-esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-tel-rossiya-8985286-36-67-ukraina-094947-73-93-kazahstan-8700973-77-67-kosmocevtika-kak-stat-krasivoj.html
esli-u-vas-vozniknut-dopolnitelnie-voprosi-vi-mozhete-pozvonit-prihodko-olge-vasilevne-tel-095-400-52-41-ili-0542-25-20-89.html
esli-uchishsya-vodit-mashinu-odno-iz-samih-koshmarnih-oshushenij-kogda-ne-derzhat-tormoza-ti-davish-na-pedal-a-korma-gruzovika-nakativaetsya-neumolimo-i-budushe-stranica-11.html
esli-v-krane-net-vodi-priznayus-chestno-i-srazu-ya-neskolko-pogreshil-protiv-istini-dav-etoj-glave-stol-zavlekatelnij.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-nalogooblozheniya-rf-chast-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-z-stend-eshl-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-gorode-zero-iz-dnevnika-prezentaciya-tajni-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnoe-mirovozzrenie-srednevekovih-tyurkov-zhetisu-po-materialam-kultovih-pamyatnikov-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-ideologii-social-demokratov-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biografiya-ernesta-hemingueya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primenyayutsya-plan-ponyatie-ob-alkaloidah-istoriya-izucheniya-alkaloidov-rasprostranenie-alkaloidov-v-rastitelnom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-dlya-viyavleniya-i-ocenki-professionalnoj-kompetentnosti-vospitatelej-rechevih-grupp-i-grupp-s-zpr-dou-korrekciya-eto.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-strelichkite-na-amur-kniga-prva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/186-resursnaya-i-biosfernaya-modeli-razvitiya-kurs-lekcij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/122-vibor-inostrannogo-kontragenta-s-ispolzovaniem-nelinejnih-modelej-regressionnogo-analiza.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/evristicheskie-celi-dannogo-razlicheniya-hranitel.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-14.html
  • spur.bystrickaya.ru/mariya-hofhen-shestaya-na-podstupah-k-gorodu-kreposti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-ot-31-iyulya-2009-g-n-667-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vd-polenov-moskovskij-dvorik-nastoyashee-posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-russkogo-yazika-literaturi-izobrazitelnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-alkogolizm-pivnoj-alkogolizm-oblastnoe-gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html
  • student.bystrickaya.ru/14regulirovanie-dohodnoj-chasti-byudzhetov-v-ramkah-nalogovih-polnomochij-organov-vlasti-subekta-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini-zadachi-izucheniya-disciplini-ovladet-osnovami-funkcionirovaniya-nacionalnoj-ekonomiki-v-celom-i-otdelnih-organizacij-v-chastnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-shkolnogo-etapa-olimpiadi-po-matematike-v-respublike-mordoviya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zhanri-gorodskoj-literaturi-srednevekovya-1-obshaya-harakteristika-kulturi-srednevekovya-periodizaciya-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-fizike-na-profilnom-urovne-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-promishlennaya-bezopasnost-i-gigiena-truda-osnova-sovremennogo-proizvodstva-uchenica-9-klassa-b-mobu-sosh-16.html
  • student.bystrickaya.ru/2-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18-lekciya-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-respublikanskogo-kulturno-sportivnogo-prazdnika-surharban-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhtekturno-planuvalna-organzacya-nterrv-pdprimstv-harchuvannya-sir-na-priklad-damasku-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-n-rodionov-gribkovie-zabolevaniya-kozhi-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-14050465.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-s-etnokulturnim-russkim-komponentom-urokov-anglijskogo-yazika-dlya-5-go-klassa-obsheobrazovatelnoj-shkoli-na-2004-2005-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/2-professionali-utverzhdeno-prikazom-gosudarstvennogo-komiteta-ukraini-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-na-postavku-tovarov-dlya-municipalnih-nuzhd-beloyarskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-sovremennoe-sostoyanie-kriminologii-osnovnie-etapi-ee-razvitiya-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.