Эсхатологические ожидания в Киевской Руси в конце XI - начале XII в. - часть 4
.RU

Эсхатологические ожидания в Киевской Руси в конце XI - начале XII в. - часть 4

В свое время крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов, анализируя источники летописной статьи 1096 г., пришел к выводу о том, что двукратное обращение в этой статье к "Откровению Мефодия Патарского" есть плод работы двух разных летописцев, одного из которых он отождествил с создателем 1-й редакции, а другого — 3-й редакции Повести временных лет(40). Этот вывод основывается на наличии определенных внутренних противоречий в тексте статьи, а также заметных следов редакторского вмешательства в текст; в то же время остается не выясненным до конца, какой именно текст принадлежит первому, а какой — второму из составителей летописи(41). В любом случае следует согласиться, что двукратное обращение к "Откровению" свидетельствует об актуальности этногенеалогических и эсхатологических сюжетов в древней Руси в конце XI — начале XII в.

Летописец, автор большей части этнографического экскурса в статье 1096 г. (в том числе и комментария к рассказу Гюряты Роговича), сообщает о себе некоторые биографические сведения, которые позволяют отождествить его с тем летописцем, который рассказывал о своем пребывании в Ладоге и беседах с ладожанами относительно различных чудесных явлений на Крайнем Севере ("за Югрой и за Самоядью") в летописной статье 6622 (1114) г. (эта статья читается лишь в Ипатьевской летописи)(42). Характер информации, передаваемой летописцем, в обоих случаях один и тот же. Как и в статье 1096 г., летописец называет своих информаторов: "Сему же ми есть послух посадник Павел Ладожкыи и вси ладожане", и в подтверждение своих слов ссылается на авторитетный переводной источник — в данном случае, Хронограф, приводя из него обширную выписку.

Отсчет 4-х лет, "преже" которых летописец беседовал с новгородцем Гюрятой Роговичем (при допущении, что эта беседа состоялась во время его поездки в Ладогу), указывает на 1118 г. как время его работы над летописью. Как известно, во многом опираясь именно на анализ статей 1096 и 1114 гг., А. А. Шахматов, а вслед за ним и другие исследователи, выделили т. н. 3-ю редакцию Повести временных лет — редакцию 1118 г.(43)

Очень вероятно, что тому же летописцу принадлежит и обширный комментарий к статьям 6618 (1110) и 6619 (1111) гг. (полностью обе статьи сохранились только в Ипатьевской летописи)(44). Основное содержание обеих статей — борьба русских князей с половцами, а также описание чудесного знамения ("столпа огненного"), появившегося над Печерским монастырем 11 февраля 1111 г., которое летописец объяснял как явление ангела. (Все эти сюжеты, несомненно, имели ярко выраженное эсхатологическое звучание.) В связи с этим летописец рассуждает об ангелах, привлекая для подтверждения своих мыслей сочинения таких авторитетных христианских писателей, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Георгий Амартол и неоднократно упоминавшийся выше Ипполит Римский. Но вместе с тем, как показал Н. А. Мещерский, в первой из названных статей (1110 г.) для подтверждения той мысли, что ангелы могут быть и у "поганых", летописец использует и еврейский источник (причем входящий в число средневековых историй об Александре Македонском) — т. н. "Книгу Иосиппон" — еврейский хронограф, составленный в середине X в. в южной (византийской) Италии и, очевидно, существовавший к началу XII в. в русском (славянском) переводе(45). В. Я. Петрухин (следуя за Г. М. Барацем) полагает, что "Иосиппон" был использован также в этнографическом введении в летопись, при определении места Руси среди потомков библейского Иафета(46).

Итак, как мы видим, летописец, вводящий в свой текст рассуждения эсхатологического и этногенеалогического характера, проявляет устойчивый интерес к сюжетам, выходящим за рамки христианской традиции. В частности, автор комментариев к летописным статьям 1096 и 1110 гг., похоже, привлекал иудейские источники или использовал иудейские толкования интересующих его сюжетов, в том числе и эсхатологического характера. Само по себе это обстоятельство не должно казаться удивительным, но, безусловно, требует некоторых разъяснений.

Год 1096-й — тот самый, под которым в летописи помещен этногенеалогический и эсхатологический комментарий к рассказу о нападении половцев на Киев и Киево-Печерский монастырь, — отмечен в истории другим, исключительным по значению событием — началом Первого крестового похода. В литературе уже давно отмечалось, что одной из причин крестовых походов стало заметное оживление эсхатологических ожиданий в Европе, связанное с успехами турков-сельджуков в Передней Азии, захватом ими Иерусалима и их жестокостями по отношению к христианам(47). Весной-летом 1096 г. тысячи людей в Европе сорвались с насиженных мест и, охваченные религиозным фанатизмом, двинулись через территорию Византийской империи в Святую землю (т. н. "поход бедноты", или движение Петра Пустынника, предтеча собственно Первого крестового похода). Как известно, по пути, особенно в прирейнских городах, крестоносцы устраивали массовые еврейские погромы.

В свою очередь, массовое движение жителей европейских стран на восток стало восприниматься в самой Византии — по крайней мере частью ее населения — как новое подтверждение близости конца света. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся еврейские документы. Так, о событиях, развернувшихся летом 1096 г. среди еврейского населения греческого города Салоники, сообщается в письме некоего рабби Менахема бен Элийа от 8 июля 1096 г., обнаруженном еще в XIX в. среди рукописей Каирской генизы(48). По словам автора письма, начавшееся в Западной Европе движение "франков", устремившихся в Святую землю (т. е. движение крестоносцев), вызвало среди иудеев различных областей Византийской империи массовый всплеск мессианских настроений и на этой почве — религиозные волнения. В Салониках объявились чужестранцы — причем как иудеи, так и христиане, — которые сообщили, что пророк Элийя (Илия) открыто обнаружил себя перед людьми многочисленными чудесами и знамениями. Пришествие Мессии побудило салоникских евреев прекратить все работы; они перестали платить подати и налоги (причем ссылаясь на будто бы полученное на это разрешение от самого императора), начали распродавать имущество и дома, готовясь идти в Палестину — вслед за крестоносцами. Движение охватило многие города Византийской империи (в частности, упоминаются Константинополь и Абидос), а также византийский Крым ("Хазарию", как называет ее автор письма в соответствии с принятой тогда византийской и еврейской традицией). Семнадцать еврейских общин Хазарии покинули свои дома для того, чтобы отправиться в "пустыню неверных" (или "пустыню народов"); это библейское выражение обозначает место, где Бог должен совершить новый договор с Израилем (ср. Иез. 20, 35). Начавшееся движение не могло не осложнить отношения между иудеями и христианами: по словам Менахема, многие салоникские евреи опасались скорой расправы со стороны христиан.

О мессианском движении среди иудеев "Хазарии" (Крыма), по-видимому, в те же годы, свидетельствует еще одно, на этот раз недатированное письмо, также происходящее из Каирской генизы. В нем сообщается, что "в горах, которые находятся в стране Хазарии", появились люди (названы их имена; об одном говорится, что он пришел из Иерусалима), один из которых называет себя пророком Элийя (Илией), а своего сына — Мессией; "они писали письма ко всем евреям далеко и близко, во все соседние земли. Они сказали, что пришло время, когда Бог собирает Свой народ Израиль из всех земель в Иерусалим, священный город"(49).

Нет сомнений в том, что "соседние земли", евреям которых направляли свои письма византийские и "хазарские" иудеи, включали в себя и Русь. Нам известно о тесных контактах, существовавших в конце XI в. между иудеями Византии (в том числе затронутых движением 1096 г. районов) и Руси. Так, сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествующих по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется, предположительно, концом XI в., т. е. интересующим нас временем(50). Сама форма документа — формуляр, а не конкретное послание — указывает на устойчивые связи между салоникской и русскими (прежде всего, видимо, киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые связи должны были соединять киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крыму.


esli-specodezhda-neprigodna-k-dalnejshemu-ispolzovaniyu-i-polnostyu-nesamortizirovanna-to-ee-ostatochnaya-stoimost-spisivaetsya-na-operacionnie-rashodi.html
esli-ti-indigo-ispitani-e-na-prochnost.html
esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-skajpu-alka-mine-esli-u-vas-est-zhelanie-s-nami-svyazatsya-po-tel-rossiya-8985286-36-67-ukraina-094947-73-93-kazahstan-8700973-77-67-kosmocevtika-kak-stat-krasivoj.html
esli-u-vas-vozniknut-dopolnitelnie-voprosi-vi-mozhete-pozvonit-prihodko-olge-vasilevne-tel-095-400-52-41-ili-0542-25-20-89.html
esli-uchishsya-vodit-mashinu-odno-iz-samih-koshmarnih-oshushenij-kogda-ne-derzhat-tormoza-ti-davish-na-pedal-a-korma-gruzovika-nakativaetsya-neumolimo-i-budushe-stranica-11.html
esli-v-krane-net-vodi-priznayus-chestno-i-srazu-ya-neskolko-pogreshil-protiv-istini-dav-etoj-glave-stol-zavlekatelnij.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-spisok-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-v-4-kvartale-2010-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-vstreche-v-nyu-jorke-glavi-mid-stran-nato-odobrili-reshenie-o-perehode-gruzii-na-sleduyushij-etap-sotrudnichestva-s-alyansom.html
  • reading.bystrickaya.ru/materialnaya-podderzhka-bezrabotnih-problemi-formirovaniya-pravovih-osnov-i-mehanizmov-rossijskoj-federacii-kak.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inspektor-po-pozharnoj-bezopasnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-sovremennih-parovih-turbin.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-organizaciya-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashihsya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/professiya-imidzhmejker-stranica-21.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2010-goda-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovaya-gruppa-1231rukovoditeli-finansovo-ekonomicheskihi-administrativnih-podrazdelenij-sluzhb.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2008g-rabochaya-programma-po-fizike-10-klass.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezaurus-teoriya-i-praktika-socialnogo-poznaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-socialnie-tehnologii-obshij-kurs-izdanie-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-rekomendovano-ministerstvom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnodarskie-eseri-i-snova-o-bolnichnih-s-1-iyulya-2011-goda-minzdravomsocrazvitiya-rf-vveden-novij-mashinochitaemij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potrebitelskaya-korzina-podorozhala-rajonnoe-upravlenie-obrazovaniya-izmenilo-usloviya-zaklyucheniya-municipalnih-kontraktov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kelsmshart-67-memlekettk-satip-alu-tairibi-talar-02-irjek-2014-zh-almati-oblisti-blm-basarmasi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/na-lukavogo-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-1-2000.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-proizvodstvennie-territorii-generalnij-plan-municipalnoe-obrazovanie-gorod-orenburg-materiali-po-obosnovaniyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usiliteli-konstrukciya-i-ekspluataciya-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-starie-veshi-s-novimi-imenami-kniga-napisana-so-vsej-iskrennostyu-ona-hochet-vozdat-dolzhnoe-i-govorit.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-organizacionnaya-nauka-stranica-13.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-1-strategicheskie-problemi-razvitiya-proizvodstva-i-harakteristika-sistemi-strategicheskogo-menedzhmenta-organizacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-4-srednyaya-shkola-kniga-posvyashena-naibolee-yarkomu-i-plodotvornomu-periodu-kulturnoj-zhizni-rossii-xix-veku-osveshaet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2006-g-udk-616-053-2-6-084-08075-8-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnie-problemi-kolhoznogo-krestyanstva-bajkalskogo-regiona-1945-1956-gg-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/dzhuzeppe-garibaldi-chelovek-legenda.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-vazhnost-uchastiya-pacientov-zt-v-narkopolitike.html
  • studies.bystrickaya.ru/instrukciya-metodicheskie-rekomendacii-omsk-2008-recenzenti-kostenko-s-v-vedushij-metodist-departamenta-obrazovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-otchet-po-ispolneniyu-3-etapa-gosudarstvennogo-kontrakta-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-matematike-kursa-po-viboru-dlya-11-12-klassov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskij-put-v-informacionnie-tehnologii-21-veka-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-modul-3-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-socialnoj-medicini.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-chetvertayaccxlviii-mahabharata.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-teshki-poteshki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-russkoj-filosofii-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/knyazev-i-o.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.