.RU

Еще один парадокс - Сознательная Вселенная


^ Еще один парадокс


Биофизик Гарольд Моровитц указал на интересный циклический парадокс об иерархиях в науке [404]. Если мы строго последуем за принципами классического редукционизма в попытке понять загадочное свойство, называемое «сознательное понимание», мы скоро обнаружим, что эфемерная мысль связана с физической глыбой нервной ткани - мозгом. Если мы не остановимся и продолжим наш подход, изучая мозговую анатомию, мы найдем, что мысль - часть центральной возбужденной системы. Поскольку мы изучаем эту возбужденную систему, мы найдем, что она составлена из миллиардов нейронов. Так как мы изучаем нейроны, то вскоре обнаружим, что они представляют собой некоторые ячейки с определенной структурой. Продолжая наше исследование, мы обнаружим биологические молекулы, затем элементарные частицы, суб-частицы, силы, поля, и в конце концов, в основании всего здания, нуль-точечное поле, описываемое квантовой механикой. Этот редукционистский подход показан на рис. 15.2.





Рис. 15.2. Циклический парадокс.


Парадокс состоит в том, что лучшие научные интерпретации для живой части этого цикла - мысль, ячейки, нейроны, представляют собой сугубо материалистические интерпретации. Например, этот электрический сигнал проходит по тому синапсу, а эта сеть ячеек реагирует на сигнал и так далее. Другими словами, не имеется нигде никакого места для чего - нибудь вроде «разумного». Но когда мы переходим к описанию казалось бы наиболее косной материи, как , например, физики субэлементарных частиц, мы вынуждены включать термины, относящиеся к взаимодействию материи и разума. Концепция независимого наблюдателя уже не может существовать.

Другими словами, неожиданно все поменялось местами: биологи говорят как закоренелые материалисты, а физики начинают походить на мистиков. Биологи, изучая живые системы, получали хорошие результаты полностью отделяя себя от объектов исследования, в то время как физики, изучающие мертвую материю были вынуждены принять идею, что они неотделимы от своего объекта изучения! Как психолог Кен Вилбер сказал: «Большинство ветвей науки сегодня страдает дуализмом, провозглашая, что они занимаются только объективными фактами. Однако, некоторые «чистые» науки, типа физики и математики, а также развивающиеся науки, подобно теории систем и экологии начинают отходить от дуализма. Вместе с тем , все формы науки изобретены относительно недавно, не более 300 лет тому назад, и только сейчас мы видим ограничения дуализма, который мучал западную мысль на протяжении 25 веков. Без сомнения , что все науки начинали с дуализма, поэтому многие ученые не могут согласиться с шокирующим уничтожением разрыва между объектом и субъектом». [395]

Шокирующим было то, что редукционизм оказался бессилен в достижении истины, когда мы добрались до самых последних компонентов материи. На глубинном уровне мы оказались неспособны установить границу между субъектом и объектом, как того требует классическая наука, что привело к появлению концепций ментализма и целостности.


^ Где находится Psi?


Когда современная наука приблизительно три сотни лет начала свое развитие и отделила материю от разума, то одним из последствий такого разделения было постепенное смещение усилий в сторону изучения материи. Это смещение стало вполне очевидным примерно 75 лет тому назад, когда психотерапия приняла доктрину персонального опыта, тогда как бихевиоризм полностью ее отвергал. Парапсихология занимает промежуточное положение между этими крайними утверждениями, с одной стороны принимая ценности науки, изучающих материю, а с другой - занимаясь проблемами персонального опыта.. Парапсихология явно изучает взаимодействие между сознанием и физическим миром. Это означает существование нисходящей причинной обусловленности в некоторой форме, которую можно изучить строгими научными методами.

Таким образом, нежелание принимать реальность существования psi вытекают из основных аксиом современной науки [405]. Эти аксиомы приводят многих ученых к основному выводу, что разум представляет собой своеобразную вычислительную машину, а насколько нам известно, машины не имеют никаких psi. Однако, большинство классических предположений, порождавших основную идею, что «разум это машина» исчезли в свете новых открытий. Старые аксиомы трансформировались в новые концепции нелокальности, квантовой логики, теории систем, нисходящей причинной обусловленности и активной роли разума. Новые концепции не просто понять. Например, сэр Джеймс Джеанс, который долго размышлял о постулатах квантовой теории, так сказал в 1948 г.

«концепции, которые теперь являются фундаментальными к нашему пониманию природы напоминают по моему мнению … структуры чистой мысли. ... Вселенная начинает выглядеть как большая мысль и не похожа на машину» [406]. Действительно ли вселенная - большая мысль? Вселенная сознает?

Сегодня, некоторые ученые полагают, что наука завершается. Мы готовы закрыть книгу по окончательной теории всего на свете. Но также, как в конце девятнадцатого столетия, на рассвете двадцать первого столетия появились облака на научном горизонте (рис. 15.3). Проблема , правда, состоит в том, что облака на этот раз большие, собираются быстро и предвещают сильный шторм.





Рис. 15.3. Облака на научном горизонте двадцать первого столетия.

^ Роль сознания

Проблема природы человеческого сознания, находящаяся ранее практически под запретом для исследования, вследствие современного развития метафизических аксиом, становится в фокус научного внимания. Причина этого состоит не в простом научном любопытстве. Ведь сознание - буквально источник всего, что мы знаем [407]. Сомнительно, чтобы наша современная цивилизация развилась бы на бессознательном уровне и даже если бы это случилось, мы бы этого не знали!

Нобелевский лауреат Эрвин Шредингер так сказал об этом: « Сознание - то, через что этот мир становится явным, существующим в действительности. Видимо, мир состоит из элементов сознания.» [408]. И все же, мы не знаем ничего о том, чем сознание является, как оно работает, почему оно существует. Нобелевский лауреат Юджин Вигнер говорил: «У нас нет даже самой неопределенной идеи о том, как связаны физико-химические процессы с разумом» [409]. Физик Ник Герберт выразил эту мысль лучше: «Самая большая тайна науки - природа сознания. У нас нет не только плохой или несовершенной теории человеческого понимания, у нас нет такой теории вообще. О сознании мы знаем только то, что оно имеет отношение больше к голове, а не к ногам» [27].

Можно оценить усиливающийся интерес к проблеме сознания, если подсчитать сколько книг публиковалось на эту тему в разные годы. На рис. 15.4 показано в процентах количество всех книг со словами «психология « и «сознание» на титульных листах, изданных между 1800 и 1990 г.г. Мы видим, что более 50% всех книг, со словом «сознание» в заголовке появились после 1980 г. Количество книг со словом «психология» на титуле тоже возрастает к концу рассматриваемого интервала, но не в такой степени как первой группы ( книги по психологии издавались более равномерно по всей временной шкале, чем книги по сознанию). Так как интерес к теме сознания повышается, возрастает соответственно увеличение числа книг, изданных на парапсихологические темы. На рис. 15.5 показано, что более 50% всех книг, когда-либо издаваемых по этой теме, появились начиная с 1970 г. Уменьшение числа опубликованных книг по парапсихологии и психологии, в интервале времени с 1930 г. по 1950 г., вероятно, связано, с появлением бихевиористской идеологии и ограничениями на публикацию новых книг в течении Второй Мировой Войны.





Рис. 15.4. Распределение количества книг по годам в % от всего их количества ,

изданных по проблемам психологии и сознания с 1800 по 1980 г.




Рис. 15.5^ . Распределение количества книг по годам в % от всего их количества ,

изданных по проблемам психологии и парапсихологии с 1800 по 1980 г.



estestvennij-yazik-godovoj-krug-chteniya-tori.html
estestvenno-matematicheskie-nauki-tehnika-1000-mest-rossii-kotorie-nuzhno-posetit-tekst-putevoditel-sost-v-v-potapov-m-martin-2008-640-s.html
estestvenno-matematicheskoe-napravlenie-metodicheskie-rekomendacii-p-o-prepodavaniyu-obshestvenno-istoricheskih-disciplin.html
estestvenno-obshestvennaya-sushnost-geografii-sovremennie-tendencii-v-razvitii-geograficheskoj-nauki-potencial-otechestvennoj-geografii-klyuchevie-voprosi-geografii.html
estestvenno-tehnicheskie-nauki-informacionnij-byulleten-51-konkursi-granti-konferencii-dekabr-2009g.html
estestvenno-tehnicheskie-nauki-sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-uchastii-municipalnih-obrazovanij-respubliki-kareliya-v-realizacii-osnovnih-napravlenij-investicionnoj-politiki-pravitelstva-respubliki-kareliya-na-2007-2010-godi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-zamechatelnie-krivie-v-prirode-tehnike-i-matematike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pustilis-po-moryu-v-grozu-stranica-20.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-gup-institut-problem-transporta-energoresursov-po-specialnosti-05-02-13-mashini-agregati-i-processi-neftegazovaya-otrasl.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennaya-organizaciya-arhivnogo-dela-e-mail-infonahabino-centr-ru-direktor-konkov-anatolij-mihajlovich-tel.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-rimskij-grazhdanskij-process-uchebnoe-posobie-krasnoyarsk-2005-moskovskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki.html
  • report.bystrickaya.ru/hvatit-li-nam-lyubvi-tri-vzglyada-v-beskonechnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/mne-ne-prishlos-menyat-professii-v-poiskah-dela-kotoroe-okazalos-bi-bolshe-po-dushe-vsya-moya-zhizn-svyazana-s-sovetskim-voenno-morskim-flotom-yasdelal-vibor-od-stranica-19.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobaya-valentinka-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo-kniga-2-ya.html
  • school.bystrickaya.ru/13-yanvarya-2012-g-1-selo-karamishevo-1-gazeta-osnovana-v-noyabre-2007-goda-administraciya-kozlovskogo-rajona-postanovlenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-svoej-suti-zagruzka-fajla-iz-interneta-eto-kopirovanie-s-odnogo-kompyutera-na-drugoj-tolko-kompyuter-s-kotorogo-kopiruetsya-fajl-nahoditsya-dostatochno.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prodvizhenie-tovara-na-baze.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-i-raschet-gidroprivoda.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-vedushih-recenziruemih-nauchnih-zhurnalov-i-izdanij-stranica-8.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sluchae-vozniknoveniya-stihijnih-bedstvij-i-chrezvichajnih-situacij-storoni-virazhayut-gotovnost-okazivat-vzaimnuyu-pomosh.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-raschetu-tarifov-na-uslugi-po-organizacii-funkcionirovaniya-torgovoj-sistemi-optovogo-rinka-elektricheskoj-energii-moshnosti-utverzhdennie-v-sootvetstvii-s.html
  • studies.bystrickaya.ru/itogi-raboti-rossijskoj-akademii-kosmonavtiki-v-2006-2011-godah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretya-gruppa-problem-metodologiya-funkcionirovaniya-i-regulirovaniya-rossijskogo-rinka-derivativov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-vosproizvodimih-diskov-sonymini-sistema-hi-fi-komponentov-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • education.bystrickaya.ru/391-tolstoj-rossiyan-angliya-s-hhhviihhhix-sbornik-3871133-solovev-6679683-392-392.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-gretchenko-v-velikobritanii-v-konce-90-h-godov-proshlogo-veka-otkrilos-agentstvo-garantii-kachestva-v-visshem-obrazovanii-quality-assurance-agency-for-higher-education-qaa-nezavisimaya-organizaciya-celyu-koto.html
  • student.bystrickaya.ru/3pravovoe-obespechenie-ustojchivogo-ekonomicheskogo-rosta-doklad-o-zakonodatelnoj-deyatelnosti-tyumenskoj-oblastnoj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-104-opredelite-funkciyu-lichnih-mestoimenij-v-proizvedeniyah-klassikov-i-bitovoj-rechi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aehinshtejn-stenogramma-zasedaniya-parlamentskih-slushanij-otvetstvennost-roditelej-za-vospitanie-detej-sovershenstvovanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-112-08-a-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pol-serv-protiv-francii-byulleten-konstitucionnogo.html
  • write.bystrickaya.ru/gazovayalent-a-monitoring-rossijskoj-i-tatarstanskoj-pressi-7-11-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-230101-65-vichislitelnie-mashini-sistemi-kompleksi-i-seti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vernadskij-v-n-zhurnal-voprosi-filosofii-i-psihologii-1902-65-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-arhitektura-korporativnih-informacionnih-sistem-dlya-napravleniya-080700-68-biznes-informatika-podgotovki-bakalavra-programmnaya-inzheneriya-avtori-grekul-v-i-morgunov-a-f.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-prestupleniya-protiv-interesov-sluzhbi-v-kommercheskih-i-inih-organizaciyah.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-preodolenie-bolot-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-90.html
  • credit.bystrickaya.ru/operacionnaya-sistema-ms-windows-znakomstvo-s-os-windows-xp-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.