.RU

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Мнимая однозначность предпоследней книги Фридриха Ницше «Антихрист» закодирована уже в ее названии, переводимом также как «Антихристианин», подобная неоднозначность будет прослеживаться и в отношении Ницше к личности самого Христа, — между учением которого и исторически-идеологическим наслоением христианства он проводил разделительную черту — неоднозначность Антихриста — Люцифера, намертво вписанного в круг вопросов веры.

Каков Христос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всех понятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания, политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства» . Христос у Ницше — «идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под «жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материал для его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которую символически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включая смерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен» . «Бог», «Сын Человеческий», «Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству, ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можно ожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит через тысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет в наследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различных неблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит в вину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие «блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!

Ницше, непрестанно напоминающий о том, что слабому должно помочь умереть, не может не упрекать Христа в бегстве от «реальности» в непостижимое.

Итак, обвиняется христианство, но христианство как фарисейство, как построение жрецов-мифотворцев, выстроивших угодный им миф. В досконально рассматриваемой психологии жреца раскрывается изобретенная последним ложь «нравственного миропорядка». Всякому самоценному естественному учреждению, такому как государство, брак и так далее, обесценивания природу, жрецом дается сообщающая ценность. Неповиновение жрецу и «закону» с необходимостью влечет за собой обретение «греха» со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе с наказанием.

Ницше ставит в упрек европейским расам то, что ассимилировав христианскую религию, они впитали вместе с ней противоречия и болезненность, не пересоздав ни нового божества, ни себя за последние две тысячи лет.

Ницше проводит сравнительный анализ христианских источников с книгой законов Ману. Цели этих трудов диаметрально противоположны, как, разумеется, противоположны и методы к их достижению, и само происхождение книг. Написание кодекса законов Ману по существу явилось подведением итогов продолжительного разнообразного жизненного опыта народа с последующей его систематизацией. В целях избежания дальнейшего эксперимента, разложения ценностей, традиция здесь взаимодействует с откровением. Базовый тезис следующий: «Бог это дал, предки это пережили» . «Порядок каст, высший господствующий закон, есть только санкция естественного порядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силы никакой произвол, никакая «современная идея» .

Основанием пирамиды культуры с необходимостью будет являться прослойка населения, носящая название «посредственности» с ее ориентацией на специальную деятельность в разнообразных областях, вершиной — духовно одаренные как самые сильные, серединой — воины и судьи, стражи права. Такое деление произведено самой Природой, а не Ману, а значит, оно обречено на жизненность. Восстания низшего против высшего, сопрягающие в себе экономические деформации общества с вырождением первохристианских ценностей в прохристианские права большинства, последние тысячелетия насыщавшие кровью землю, во многих цивилизованных странах привели к образованию современных демократий с их прагматически вывернутыми наизнанку христианскими ценностями.

Искаженная вера вступила на замену христианской практике — такой жизни, какою жил Христос. Ницше пишет о том, что «истинное, первоначальное христианство возможно во все времена. Не верить, но делать, а, прежде всего, многого не делать, иное бытие…» Таким образом, в конце XIX века символический статус христианства отстаивается немецким философом в сочинении «Антихристианин».

Важнейший момент мистерии — смерть на кресте — становится диагнозом непонимания учения последователями, одновременно явившись причиной для целой цепи последующих измышлений и ложных выводов относительно «почему именно так?» В основе нашедшихся ответов лежало одно из самых антихристианских качеств человека — месть: царство божие превратилось в ожидаемое кровавое судилище над врагами «церкви».

Рассмотрим воззрения на проблему христианства философов, не избежавших прямого влияния Ницше на формирование своего мировоззрения. Карл Ясперс в ницшеанской критике морали христианства видел «недоразумение», причина которого – в непроведенном разделении между истинными моральными стимулами данной религии и моралью ему современного мира. Если для Ницше человек является одновременно червем и венцом творения, в который вплетена потенциальная энергия возвышения над самим собой и бренностью своего бытия, то по Ясперсу человек может возвыситься только в соответствии с единым — Богом, Абсолютом, что исключает ницшеанскую свободу к творчеству вне трансценденции. Ясперс отбрасывает и все презрительные христианские характеристики человека – «неопределившегося животного».

Макс Шелер , подобно Ясперсу, переработал и совместил идейные базисы Ницше и Христа /христианства/. Снимая вину в «фальсификации ценностных таблиц» с христианства, Шелер перекладывает ее на явление ресентимента, представляющего собой интенсивное переживание с последующим воспроизведением ответной реакции на действия другого человека, в результате которого погружаемая в центр личности эмоция удаляется из зоны выражения и действия личности. Такая ответная реакция, негативная по своему характеру, является долговременной психической установкой, основанной на чувстве собственного бессилия и служит источником изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Неспособность к овладению желанным благом, сопряженная с ненавистью к себе как носителю бессилия, трансформируется в некую любовь к вызывающим изначально отвращение объектам, представляющим низшую ценность: априорные ранговые отношения между ценностными модальностями смещаются.

Утверждение Ницше о христианстве как «цветке ресентимента» опровергается, ибо подлинная христианская идея любви не имеет ничего общего с последним. Мир же дается человеку через любовь, сила которой в каждом индивидуальном случае соответствует его способности к контакту с Универсумом — Богом — Единым. Обвинение в заражении ресентиментом может иметь отношение лишь к некоторым сторонам модифицированных моделей христианства и главным образом касается гуманизма, отвернувшегося от Бога и любви во Христе.

Гуманизм как порождение буржуазии, согласно Шелеру, впитал в себя ее главную отличительную особенность – социогенетическую вторичность, компенсирующую недостаток своих витальных сил и врожденный страх перед жизнью особой реактивностью натуры, позволяющей целерационально использовать чужие жизненные энергии, паразитируя на них. Негативный «буржуазный дух», паразитируя над позитивной предприимчивостью, осуществляет переворот в системе ценностей, активизируя приобретательство и жажду наживы, упраздняя любовь.

Простое человеколюбие (констатируется широкая распространенность и мнимого человеколюбия, основанного на ресентименте) является лишь шагом на пути к акосмистской любви к Богу и человеку.

Немаловажную роль в рисуемой картине мира играет вводимое понятие этоса — системы ценностей субъекта (индивидуума, семьи, расы, нации…), сложившейся по определенным правилам ценностных предпочтений: господствующий этос общества творит соответствующую систему мировоззрения, социальную мораль, на которых и сказывается в первую очередь возможное отравление ресентиментом.

Шелер не признает за ненавистью изначальной укорененности в человеческой природе, подобной укорененности любви, что означало бы разрыв с христианской традицией. Ненависть является следствием нарушения данной Богом иерархии ценностей. Подобное отклонение имеет своей причиной прельщение чем-либо и варьируется от относительного до абсолютного (в случае сотворения себе кумира), оно может быть обусловлено разнообразными факторами, включая наследственные и социальные.

Надежды на будущее связываются с отмиранием старого буржуазного этоса и рождением нового, причем отнюдь не при помощи пролетариата, но как результат расово-этнических смешений, в связи с чем народо-населенческие проблемы становятся предметом пристального шелеровского внимания. Социальный идеал Шелера предстает в образе свободного от ресентимента воплощения христианской любви.

Затрагиваемые «Антихристианином» темы тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассматриваемы на фоне их классической систематизации, проделанной Мартином Хайдеггером, согласно которой принципиальными моментами являются:

• нигилизм;

• переоценка ценностей;

• воля к власти;

• идея вечного возврата;

• идея сверхчеловека.

Рождение нигилизма понимается как начало новой эры в истории человечества. Нигилизм, отталкивающийся от события смерти Бога, далее наполняет себя созидающим смыслом. Появляется определение всего сущего как воли к власти — ее самоуполномочения на превосхождение себя самой, что тесно связано с доктриной вечного возвращения. Целью единственно сущего является «сверхчеловек» — «… тот высший однозначный образ человечества, который в качестве безусловной воли к власти в каждом человеке на разной ступени восходит к власти, наделяя тем самым человека принадлежностью к сущему в целом, то есть воле к власти, и удостоверяя его как истинно сущего, близкого к действительности и к «жизни» .


estetika-kak-filosofskaya-disciplina-predmet-estetiki.html
estetika-perioda-prosvesheniya.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-20.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-8.html
estetika.html
estimation-of-the-biological-preparations-for-protection-of-the-soybean-against-diseases-under-the-conditions-of-west-siberia.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-25-fevralya-2011-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-temi-kursovih-rabot-importirovanie-eksportirovanie-i-svyazivanie-dannih-moduli-v-subd-avtomatizaciya-prilozhenij-pri-pomoshi-visual-basic.html
  • credit.bystrickaya.ru/opita-povishenie-poznavatelnoj-aktivnosti-shkolnikov-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-lichnosti-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-6-ryadi-dinamiki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-zabolevaniya-rogovoj-obolochki-klinicheskaya-anatomiya-zritelnogo-analizatora.html
  • exam.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-17.html
  • education.bystrickaya.ru/213-popitka-sistematizacii-ucheniya-o-boge-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-bogosloviya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-po-specializacii-provedenie-attestacii-ispitatelnogo-oborudovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-rukovoditelya-upravleniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-58.html
  • assessments.bystrickaya.ru/enciklopediya-zhenskogo-zdorovya-izd-kron-press-1995-g.html
  • education.bystrickaya.ru/03022010ia-ami-centr-barnaulbolshinstvo-rossiyan-polagaet-chto-pozhilie-lyudi-mogut-prodolzhat-rabotat.html
  • tests.bystrickaya.ru/masati-azati-tish-alimi-turali-blm-degejlern-keejtu.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vipolnen-po-vsem-dohodnim-istochnikam-krome-ndfl-naimenovanie-pokazatelej.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-formirovaniya-vedeniya-i-hraneniya-lichnih-del-obuchayushihsya-obshie-polozheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2325-marta-2011-g-organizator-salona.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-razvitiya-marketingovih-uslug-v-rossijskoj-ekonomike.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-02-1-pedagogika-obshaya-pedagogika-celi-i-zadachi-disciplini-cel-kursa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radushnij-priem-ronald-ruel-tolkien-hobbit-ili-tuda-i-obratno.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iii-fideisticheskoe-obshenie-i-istoriya-folklornih-zhanrov-n-b-mechkovskaya-www-lekcii-at-ua.html
  • student.bystrickaya.ru/223-obobshennaya-struktura-i-algoritm-funkcionirovaniya-avtomatizirovannoj-sistemi-raspoznavaniya-obrazov-i-prinyatiya-reshenij-v-sostave-adaptivnoj-asu-ss.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dlya-spravki-pribori-i-sistemi-ucheta-poluchatel.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-izucheniyu-vliyaniya-vostochnoj-poezii-i-eposa-na-roman-n-g-chernishevskogo-povesti-v-povesti.html
  • writing.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-16.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tut-est-nad-chem-kto-platit-za-bileti.html
  • university.bystrickaya.ru/ev-mesheryakova-volgograd-pedagogicheskoe-vzaimodejstvie-v-obuchenii-inostrannim-yazikam.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-nravouchitelnaya-filosofiya-prosvesheniya-ser-xviii-pervaya-tret-xix-vv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-lipidi-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-260504.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-kreditnie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pedagogicheskogo-naslediya-as-makarenko-kafedra-pedagogiki-i-psihologii.html
  • university.bystrickaya.ru/g-p-shedrovickij-yazikovoe-mishlenie-imetodi-ego-analiza-m-nnf-institut-razvitiya-im-g-p-shedrovickogo-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-napravlenie-podgotovki-24010068-himicheskaya-tehnologiya-i-biotehnologiya-programma-himiya-i-tehnologiya-neorganicheskih-veshestv-i-materialov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-ekonomicheskoj-effektivnosti-gorizontalnoj-integracii-predpriyatij-na-primere-saharnoj-promishlennosti-respubliki-tatarstan-stranica-10.html
  • composition.bystrickaya.ru/otpraviteli-iz-gonkonga-na-avstraliyu-kursovaya-rabota-po-discipline-osnovi-regionalnoj-ekonomiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-informatiki-nachalnaya-shkola-3-klass-tema-algoritmi-sledovaniya-vetvleniya-i-cikla-v-russkih-skazkah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.