.RU

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Мнимая однозначность предпоследней книги Фридриха Ницше «Антихрист» закодирована уже в ее названии, переводимом также как «Антихристианин», подобная неоднозначность будет прослеживаться и в отношении Ницше к личности самого Христа, — между учением которого и исторически-идеологическим наслоением христианства он проводил разделительную черту — неоднозначность Антихриста — Люцифера, намертво вписанного в круг вопросов веры.

Каков Христос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всех понятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания, политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства» . Христос у Ницше — «идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под «жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материал для его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которую символически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включая смерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен» . «Бог», «Сын Человеческий», «Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству, ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можно ожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит через тысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет в наследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различных неблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит в вину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие «блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!

Ницше, непрестанно напоминающий о том, что слабому должно помочь умереть, не может не упрекать Христа в бегстве от «реальности» в непостижимое.

Итак, обвиняется христианство, но христианство как фарисейство, как построение жрецов-мифотворцев, выстроивших угодный им миф. В досконально рассматриваемой психологии жреца раскрывается изобретенная последним ложь «нравственного миропорядка». Всякому самоценному естественному учреждению, такому как государство, брак и так далее, обесценивания природу, жрецом дается сообщающая ценность. Неповиновение жрецу и «закону» с необходимостью влечет за собой обретение «греха» со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе с наказанием.

Ницше ставит в упрек европейским расам то, что ассимилировав христианскую религию, они впитали вместе с ней противоречия и болезненность, не пересоздав ни нового божества, ни себя за последние две тысячи лет.

Ницше проводит сравнительный анализ христианских источников с книгой законов Ману. Цели этих трудов диаметрально противоположны, как, разумеется, противоположны и методы к их достижению, и само происхождение книг. Написание кодекса законов Ману по существу явилось подведением итогов продолжительного разнообразного жизненного опыта народа с последующей его систематизацией. В целях избежания дальнейшего эксперимента, разложения ценностей, традиция здесь взаимодействует с откровением. Базовый тезис следующий: «Бог это дал, предки это пережили» . «Порядок каст, высший господствующий закон, есть только санкция естественного порядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силы никакой произвол, никакая «современная идея» .

Основанием пирамиды культуры с необходимостью будет являться прослойка населения, носящая название «посредственности» с ее ориентацией на специальную деятельность в разнообразных областях, вершиной — духовно одаренные как самые сильные, серединой — воины и судьи, стражи права. Такое деление произведено самой Природой, а не Ману, а значит, оно обречено на жизненность. Восстания низшего против высшего, сопрягающие в себе экономические деформации общества с вырождением первохристианских ценностей в прохристианские права большинства, последние тысячелетия насыщавшие кровью землю, во многих цивилизованных странах привели к образованию современных демократий с их прагматически вывернутыми наизнанку христианскими ценностями.

Искаженная вера вступила на замену христианской практике — такой жизни, какою жил Христос. Ницше пишет о том, что «истинное, первоначальное христианство возможно во все времена. Не верить, но делать, а, прежде всего, многого не делать, иное бытие…» Таким образом, в конце XIX века символический статус христианства отстаивается немецким философом в сочинении «Антихристианин».

Важнейший момент мистерии — смерть на кресте — становится диагнозом непонимания учения последователями, одновременно явившись причиной для целой цепи последующих измышлений и ложных выводов относительно «почему именно так?» В основе нашедшихся ответов лежало одно из самых антихристианских качеств человека — месть: царство божие превратилось в ожидаемое кровавое судилище над врагами «церкви».

Рассмотрим воззрения на проблему христианства философов, не избежавших прямого влияния Ницше на формирование своего мировоззрения. Карл Ясперс в ницшеанской критике морали христианства видел «недоразумение», причина которого – в непроведенном разделении между истинными моральными стимулами данной религии и моралью ему современного мира. Если для Ницше человек является одновременно червем и венцом творения, в который вплетена потенциальная энергия возвышения над самим собой и бренностью своего бытия, то по Ясперсу человек может возвыситься только в соответствии с единым — Богом, Абсолютом, что исключает ницшеанскую свободу к творчеству вне трансценденции. Ясперс отбрасывает и все презрительные христианские характеристики человека – «неопределившегося животного».

Макс Шелер , подобно Ясперсу, переработал и совместил идейные базисы Ницше и Христа /христианства/. Снимая вину в «фальсификации ценностных таблиц» с христианства, Шелер перекладывает ее на явление ресентимента, представляющего собой интенсивное переживание с последующим воспроизведением ответной реакции на действия другого человека, в результате которого погружаемая в центр личности эмоция удаляется из зоны выражения и действия личности. Такая ответная реакция, негативная по своему характеру, является долговременной психической установкой, основанной на чувстве собственного бессилия и служит источником изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Неспособность к овладению желанным благом, сопряженная с ненавистью к себе как носителю бессилия, трансформируется в некую любовь к вызывающим изначально отвращение объектам, представляющим низшую ценность: априорные ранговые отношения между ценностными модальностями смещаются.

Утверждение Ницше о христианстве как «цветке ресентимента» опровергается, ибо подлинная христианская идея любви не имеет ничего общего с последним. Мир же дается человеку через любовь, сила которой в каждом индивидуальном случае соответствует его способности к контакту с Универсумом — Богом — Единым. Обвинение в заражении ресентиментом может иметь отношение лишь к некоторым сторонам модифицированных моделей христианства и главным образом касается гуманизма, отвернувшегося от Бога и любви во Христе.

Гуманизм как порождение буржуазии, согласно Шелеру, впитал в себя ее главную отличительную особенность – социогенетическую вторичность, компенсирующую недостаток своих витальных сил и врожденный страх перед жизнью особой реактивностью натуры, позволяющей целерационально использовать чужие жизненные энергии, паразитируя на них. Негативный «буржуазный дух», паразитируя над позитивной предприимчивостью, осуществляет переворот в системе ценностей, активизируя приобретательство и жажду наживы, упраздняя любовь.

Простое человеколюбие (констатируется широкая распространенность и мнимого человеколюбия, основанного на ресентименте) является лишь шагом на пути к акосмистской любви к Богу и человеку.

Немаловажную роль в рисуемой картине мира играет вводимое понятие этоса — системы ценностей субъекта (индивидуума, семьи, расы, нации…), сложившейся по определенным правилам ценностных предпочтений: господствующий этос общества творит соответствующую систему мировоззрения, социальную мораль, на которых и сказывается в первую очередь возможное отравление ресентиментом.

Шелер не признает за ненавистью изначальной укорененности в человеческой природе, подобной укорененности любви, что означало бы разрыв с христианской традицией. Ненависть является следствием нарушения данной Богом иерархии ценностей. Подобное отклонение имеет своей причиной прельщение чем-либо и варьируется от относительного до абсолютного (в случае сотворения себе кумира), оно может быть обусловлено разнообразными факторами, включая наследственные и социальные.

Надежды на будущее связываются с отмиранием старого буржуазного этоса и рождением нового, причем отнюдь не при помощи пролетариата, но как результат расово-этнических смешений, в связи с чем народо-населенческие проблемы становятся предметом пристального шелеровского внимания. Социальный идеал Шелера предстает в образе свободного от ресентимента воплощения христианской любви.

Затрагиваемые «Антихристианином» темы тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассматриваемы на фоне их классической систематизации, проделанной Мартином Хайдеггером, согласно которой принципиальными моментами являются:

• нигилизм;

• переоценка ценностей;

• воля к власти;

• идея вечного возврата;

• идея сверхчеловека.

Рождение нигилизма понимается как начало новой эры в истории человечества. Нигилизм, отталкивающийся от события смерти Бога, далее наполняет себя созидающим смыслом. Появляется определение всего сущего как воли к власти — ее самоуполномочения на превосхождение себя самой, что тесно связано с доктриной вечного возвращения. Целью единственно сущего является «сверхчеловек» — «… тот высший однозначный образ человечества, который в качестве безусловной воли к власти в каждом человеке на разной ступени восходит к власти, наделяя тем самым человека принадлежностью к сущему в целом, то есть воле к власти, и удостоверяя его как истинно сущего, близкого к действительности и к «жизни» .


estetika-kak-filosofskaya-disciplina-predmet-estetiki.html
estetika-perioda-prosvesheniya.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-20.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-8.html
estetika.html
estimation-of-the-biological-preparations-for-protection-of-the-soybean-against-diseases-under-the-conditions-of-west-siberia.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchastnikov-kazahstansko-belorusskogo-delovogo-foruma-20-maya-2010-goda-g-minsk-nacionalnaya-biblioteka-belarusi-registraciya-s-20-vremya-raboti-s-10-00.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-ezhegodno-razmeshaetsya-na-oficialnom-sajte-shkoli-i-predstavlyaetsya-obshestvennosti-v-nachale-uchebnogo-goda-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/potreblenie-osnovnih-produktov-pitaniya-na-dushu-naseleniya-v-god-kg-s-m-movshovich-kand-tehn-nauk-docent.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-vnutrennie-dokazatelstva-podlinnosti-pisaniya-neosporimie-svidetelstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-vvedenie-v-specialnost-dlya-specialnosti-0608-kommerciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-sozidatelnaya-rabota-v-rossii-i-gibnushij-petrograd.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-geomorfologiya-specialnost-050609-geografiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-41-avtomatizaciya-kompressornih-stancij-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti-uchebnoj-disciplini.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-osnovnie-obsheobrazovatelnie-programmi-n-pp-uroven.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-znat-naznachenie-i-sostav-os-umet-ispolzovat-internet-dlya-proverki-poluchennih-znanij.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-dlya-postupayushih-v-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-b-abuova-geografiya-sabatarindai-kartalarmen-zhmis-zhne-oushilardi-blmn-tekseru-zholdari.html
  • letter.bystrickaya.ru/naznachenie-ekom-3000-poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnomu-proektu-na-temu-elektrosnabzhenie-i-tehnicheskij-uchet-elektroenergii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ii-polugodie-2012-g-1-stranica-15.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultatov-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-prohodyashih-pedagogicheskuyu-praktiku.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-podrazdelu-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-energosberegayushej-tehnologii-rektifikacii-ciklicheskih-uglevodorodov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-sosh-10-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-regiona-v-sostave-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga-vologodskaya-oblast.html
  • control.bystrickaya.ru/chrezvichajnoj-situacii-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-6-avgusta-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/fajnberg-v-l-inie-izmereniya-kniga-rasskazov-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/chteniya-lekcij-po-bioorganicheskoj-himii-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta-na-1-semestr-20102011-uch-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/ou-motivaciyasi-tmen-oushilarmen-zhmis-oristi-ojshil-alimi-d-i-mendeleev-malmn-bkl-matanishi-shkrtnde-z-shashan-rpaini-sp-nunde.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ucheno-kalendarnij-plan-rasschitan-na-54-chasa-1-polugodie-1-chas-v-nedelyu-2-polugodie-2-chasa-v-nedelyu-.html
  • school.bystrickaya.ru/13prostoe-predlozhenie-the-simple-sentence-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/po-logike-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/medvedev-poruchil-pomoch-postradavshim-pri-avarii-na-burovoj-platforme-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-18122011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-buhgalterskaya-otchetnost-emitenta-i-inaya-finansovaya-informaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnoj-sistemi-obshego-obrazovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-svodnij-doklad-respubliki-buryatiya-o-rezultatah-monitoringa-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-osnove-iniciativnih-dejstvij-vnutrennij-prediktor-sssr-osnovi-sociologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-strategicheskogo-razvitiya-rostovskogo-gosudarstvennogo-stroitelnogo-universiteta-na-2012-2016-godi-spisok-tem-nauchno-obrazovatelnih-innovacionnih-proektov.html
  • learn.bystrickaya.ru/genrih-byoll-glazami-klouna-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-doktrina-shoka-kniga-unikalnaya-eto-epicheskoe-tvorenie-eto-vest-kotoruyu-neobhodimo-uslishat-snastojchivostyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.