Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше
.RU

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Мнимая однозначность предпоследней книги Фридриха Ницше «Антихрист» закодирована уже в ее названии, переводимом также как «Антихристианин», подобная неоднозначность будет прослеживаться и в отношении Ницше к личности самого Христа, — между учением которого и исторически-идеологическим наслоением христианства он проводил разделительную черту — неоднозначность Антихриста — Люцифера, намертво вписанного в круг вопросов веры.

Каков Христос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всех понятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания, политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства» . Христос у Ницше — «идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под «жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материал для его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которую символически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включая смерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен» . «Бог», «Сын Человеческий», «Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству, ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можно ожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит через тысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет в наследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различных неблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит в вину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие «блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!

Ницше, непрестанно напоминающий о том, что слабому должно помочь умереть, не может не упрекать Христа в бегстве от «реальности» в непостижимое.

Итак, обвиняется христианство, но христианство как фарисейство, как построение жрецов-мифотворцев, выстроивших угодный им миф. В досконально рассматриваемой психологии жреца раскрывается изобретенная последним ложь «нравственного миропорядка». Всякому самоценному естественному учреждению, такому как государство, брак и так далее, обесценивания природу, жрецом дается сообщающая ценность. Неповиновение жрецу и «закону» с необходимостью влечет за собой обретение «греха» со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе с наказанием.

Ницше ставит в упрек европейским расам то, что ассимилировав христианскую религию, они впитали вместе с ней противоречия и болезненность, не пересоздав ни нового божества, ни себя за последние две тысячи лет.

Ницше проводит сравнительный анализ христианских источников с книгой законов Ману. Цели этих трудов диаметрально противоположны, как, разумеется, противоположны и методы к их достижению, и само происхождение книг. Написание кодекса законов Ману по существу явилось подведением итогов продолжительного разнообразного жизненного опыта народа с последующей его систематизацией. В целях избежания дальнейшего эксперимента, разложения ценностей, традиция здесь взаимодействует с откровением. Базовый тезис следующий: «Бог это дал, предки это пережили» . «Порядок каст, высший господствующий закон, есть только санкция естественного порядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силы никакой произвол, никакая «современная идея» .

Основанием пирамиды культуры с необходимостью будет являться прослойка населения, носящая название «посредственности» с ее ориентацией на специальную деятельность в разнообразных областях, вершиной — духовно одаренные как самые сильные, серединой — воины и судьи, стражи права. Такое деление произведено самой Природой, а не Ману, а значит, оно обречено на жизненность. Восстания низшего против высшего, сопрягающие в себе экономические деформации общества с вырождением первохристианских ценностей в прохристианские права большинства, последние тысячелетия насыщавшие кровью землю, во многих цивилизованных странах привели к образованию современных демократий с их прагматически вывернутыми наизнанку христианскими ценностями.

Искаженная вера вступила на замену христианской практике — такой жизни, какою жил Христос. Ницше пишет о том, что «истинное, первоначальное христианство возможно во все времена. Не верить, но делать, а, прежде всего, многого не делать, иное бытие…» Таким образом, в конце XIX века символический статус христианства отстаивается немецким философом в сочинении «Антихристианин».

Важнейший момент мистерии — смерть на кресте — становится диагнозом непонимания учения последователями, одновременно явившись причиной для целой цепи последующих измышлений и ложных выводов относительно «почему именно так?» В основе нашедшихся ответов лежало одно из самых антихристианских качеств человека — месть: царство божие превратилось в ожидаемое кровавое судилище над врагами «церкви».

Рассмотрим воззрения на проблему христианства философов, не избежавших прямого влияния Ницше на формирование своего мировоззрения. Карл Ясперс в ницшеанской критике морали христианства видел «недоразумение», причина которого – в непроведенном разделении между истинными моральными стимулами данной религии и моралью ему современного мира. Если для Ницше человек является одновременно червем и венцом творения, в который вплетена потенциальная энергия возвышения над самим собой и бренностью своего бытия, то по Ясперсу человек может возвыситься только в соответствии с единым — Богом, Абсолютом, что исключает ницшеанскую свободу к творчеству вне трансценденции. Ясперс отбрасывает и все презрительные христианские характеристики человека – «неопределившегося животного».

Макс Шелер , подобно Ясперсу, переработал и совместил идейные базисы Ницше и Христа /христианства/. Снимая вину в «фальсификации ценностных таблиц» с христианства, Шелер перекладывает ее на явление ресентимента, представляющего собой интенсивное переживание с последующим воспроизведением ответной реакции на действия другого человека, в результате которого погружаемая в центр личности эмоция удаляется из зоны выражения и действия личности. Такая ответная реакция, негативная по своему характеру, является долговременной психической установкой, основанной на чувстве собственного бессилия и служит источником изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Неспособность к овладению желанным благом, сопряженная с ненавистью к себе как носителю бессилия, трансформируется в некую любовь к вызывающим изначально отвращение объектам, представляющим низшую ценность: априорные ранговые отношения между ценностными модальностями смещаются.

Утверждение Ницше о христианстве как «цветке ресентимента» опровергается, ибо подлинная христианская идея любви не имеет ничего общего с последним. Мир же дается человеку через любовь, сила которой в каждом индивидуальном случае соответствует его способности к контакту с Универсумом — Богом — Единым. Обвинение в заражении ресентиментом может иметь отношение лишь к некоторым сторонам модифицированных моделей христианства и главным образом касается гуманизма, отвернувшегося от Бога и любви во Христе.

Гуманизм как порождение буржуазии, согласно Шелеру, впитал в себя ее главную отличительную особенность – социогенетическую вторичность, компенсирующую недостаток своих витальных сил и врожденный страх перед жизнью особой реактивностью натуры, позволяющей целерационально использовать чужие жизненные энергии, паразитируя на них. Негативный «буржуазный дух», паразитируя над позитивной предприимчивостью, осуществляет переворот в системе ценностей, активизируя приобретательство и жажду наживы, упраздняя любовь.

Простое человеколюбие (констатируется широкая распространенность и мнимого человеколюбия, основанного на ресентименте) является лишь шагом на пути к акосмистской любви к Богу и человеку.

Немаловажную роль в рисуемой картине мира играет вводимое понятие этоса — системы ценностей субъекта (индивидуума, семьи, расы, нации…), сложившейся по определенным правилам ценностных предпочтений: господствующий этос общества творит соответствующую систему мировоззрения, социальную мораль, на которых и сказывается в первую очередь возможное отравление ресентиментом.

Шелер не признает за ненавистью изначальной укорененности в человеческой природе, подобной укорененности любви, что означало бы разрыв с христианской традицией. Ненависть является следствием нарушения данной Богом иерархии ценностей. Подобное отклонение имеет своей причиной прельщение чем-либо и варьируется от относительного до абсолютного (в случае сотворения себе кумира), оно может быть обусловлено разнообразными факторами, включая наследственные и социальные.

Надежды на будущее связываются с отмиранием старого буржуазного этоса и рождением нового, причем отнюдь не при помощи пролетариата, но как результат расово-этнических смешений, в связи с чем народо-населенческие проблемы становятся предметом пристального шелеровского внимания. Социальный идеал Шелера предстает в образе свободного от ресентимента воплощения христианской любви.

Затрагиваемые «Антихристианином» темы тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассматриваемы на фоне их классической систематизации, проделанной Мартином Хайдеггером, согласно которой принципиальными моментами являются:

• нигилизм;

• переоценка ценностей;

• воля к власти;

• идея вечного возврата;

• идея сверхчеловека.

Рождение нигилизма понимается как начало новой эры в истории человечества. Нигилизм, отталкивающийся от события смерти Бога, далее наполняет себя созидающим смыслом. Появляется определение всего сущего как воли к власти — ее самоуполномочения на превосхождение себя самой, что тесно связано с доктриной вечного возвращения. Целью единственно сущего является «сверхчеловек» — «… тот высший однозначный образ человечества, который в качестве безусловной воли к власти в каждом человеке на разной ступени восходит к власти, наделяя тем самым человека принадлежностью к сущему в целом, то есть воле к власти, и удостоверяя его как истинно сущего, близкого к действительности и к «жизни» .


estetika-kak-filosofskaya-disciplina-predmet-estetiki.html
estetika-perioda-prosvesheniya.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-20.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-8.html
estetika.html
estimation-of-the-biological-preparations-for-protection-of-the-soybean-against-diseases-under-the-conditions-of-west-siberia.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ren-tv-24-informacionnaya-programma-30032007-buzuev-vitalij-1930-grizlov-b-v-monitoring-smi-2-aprelya-2007-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-algebre-v-7-klasse-na-temu-reshenie-uravnenij-s-modulem.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geologiya-i-kosmizm-materiali-mezhdunarodnoj-nauchno-obshestvennoj-konferencii-2003.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-tehnicheskoe-obsluzhivanie-sistemi-izmereniya-kolichestva-i-pokazatelej-kachestva-nefti-sikn-620-psp-klin-osnovanie-dlya-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-sikn-620.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-i-medicina-transformaciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kategoriya-6-datchiki-i-lazeri-ob-utverzhdenii-perechnej-specificheskih-tovarov-rabot-uslug.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realnoe-vremya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/resursi-interneta-uchebnoe-posobie-tomsk-2007-n-n-sokolov-istoriya-francii-na-rubezhe-xviii-xix-vv-uchebnoe-posobie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-30-auditoriyali-145-szh-45-sozh-45-konsultaciya-2-emtihan-3-almati-2011-zh-mazmni.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-tatarskoj-filologii-i-istorii-konferenciya-posvyashaetsya-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-poeta-publicista.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smolenskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • shkola.bystrickaya.ru/missiya-kompanii-ne-deklaraciya-a-instrument-dlya-raboti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastandi-zhalpiltti-ideyani-mn-men-mazmni.html
  • spur.bystrickaya.ru/mendel-viktor-vasilevich-primenenie-geometricheskih-preobrazovanij-k-resheniyu-zadach.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tekstovij-redaktor-na-delphi-memo-primer-standartnogo-bloknota.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhani-e-pervij-shag-chto-takoe-intellektualnaya-sobstvennost-i-ee-znachenie-v-biznese-stranica-10.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prigotovlenie-hleba-iz-pshenichnoj-muki-bezoparnim-sposobom-processi-protekayushie-pri-sozrevanii-testa.html
  • spur.bystrickaya.ru/lingvistikali-lm-tarihi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnoj-smotr-konkurs-bibliotekar-ekolog-materiali-uchastnikov-smotra-konkursa-vipusk-2-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raschet-derevyannih-elementov-na-ustojchivost-ploskoj-formi-deformirovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovih-rezultatov-predpriyatiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-inostrannih-yazikov-programma-16-18-fevralya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-optimizaciya-struktur-parametrov-i-rezhimov-sistem-elektrosnabzheniya-i-povishenie-effektivnosti-ih-funkcionirovaniya-kvalifikaciya-stepen-vipusknika-magistr.html
  • shkola.bystrickaya.ru/u-chem-otlichaetsya-eto-sochinenie-ot-predidushih-d-urok-35-36-virazitelnie-vozmozhnosti-slova-chasha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mineralno-sirevie-resursi-reshenie-problem-ustojchivogo-razvitiya-perenasishennoj-promishlennostyu-i-visokourbanizirovannoj.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkij-ekskurs-v-istoriyu-izucheniya-determinacii-aktivnosti-cheloveka-i-zhivotnih-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-grafik-kursovih-meropriyatij-na-2012-god-ivanovo-2011-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-napravlena-na-organizaciyu-kachestvennogo-detskogo-otdiha-priobshenie-k-nacionalnim-tradiciyam-i-vospitanie-v-detyah-lyubvi-k-rodnomu-krayu-opisanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-valyutno-finansovie-organizacii-chast-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-komu-adresovana-programma-rabochaya-programma-adresovana-uchashimsya-8-go-klassov-nastoyashaya-programma-sostavlena-na-osnove.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobchak-i-gusman-prokommentirovali-skandal-na-nike-komu-dostalos-nasledstvo-emi-uajnhaus-nedavno-poklonniki.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/lgoti-dlya-yuridicheskih-lic-edinij-socialnij-nalog.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-o-realiyah-shkolnoj-zhizni-pod-muziku-v-gostyah-u-skazki.html
  • control.bystrickaya.ru/d-zyakaz-5162-a-i-sherbakov-hrestomatiya-po-psihologii-ucheb-posobie-dlya-studentov-h91-ped-nn-tovsost-v-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.