.RU

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Мнимая однозначность предпоследней книги Фридриха Ницше «Антихрист» закодирована уже в ее названии, переводимом также как «Антихристианин», подобная неоднозначность будет прослеживаться и в отношении Ницше к личности самого Христа, — между учением которого и исторически-идеологическим наслоением христианства он проводил разделительную черту — неоднозначность Антихриста — Люцифера, намертво вписанного в круг вопросов веры.

Каков Христос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всех понятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания, политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства» . Христос у Ницше — «идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под «жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материал для его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которую символически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включая смерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен» . «Бог», «Сын Человеческий», «Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству, ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можно ожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит через тысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет в наследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различных неблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит в вину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие «блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!

Ницше, непрестанно напоминающий о том, что слабому должно помочь умереть, не может не упрекать Христа в бегстве от «реальности» в непостижимое.

Итак, обвиняется христианство, но христианство как фарисейство, как построение жрецов-мифотворцев, выстроивших угодный им миф. В досконально рассматриваемой психологии жреца раскрывается изобретенная последним ложь «нравственного миропорядка». Всякому самоценному естественному учреждению, такому как государство, брак и так далее, обесценивания природу, жрецом дается сообщающая ценность. Неповиновение жрецу и «закону» с необходимостью влечет за собой обретение «греха» со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе с наказанием.

Ницше ставит в упрек европейским расам то, что ассимилировав христианскую религию, они впитали вместе с ней противоречия и болезненность, не пересоздав ни нового божества, ни себя за последние две тысячи лет.

Ницше проводит сравнительный анализ христианских источников с книгой законов Ману. Цели этих трудов диаметрально противоположны, как, разумеется, противоположны и методы к их достижению, и само происхождение книг. Написание кодекса законов Ману по существу явилось подведением итогов продолжительного разнообразного жизненного опыта народа с последующей его систематизацией. В целях избежания дальнейшего эксперимента, разложения ценностей, традиция здесь взаимодействует с откровением. Базовый тезис следующий: «Бог это дал, предки это пережили» . «Порядок каст, высший господствующий закон, есть только санкция естественного порядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силы никакой произвол, никакая «современная идея» .

Основанием пирамиды культуры с необходимостью будет являться прослойка населения, носящая название «посредственности» с ее ориентацией на специальную деятельность в разнообразных областях, вершиной — духовно одаренные как самые сильные, серединой — воины и судьи, стражи права. Такое деление произведено самой Природой, а не Ману, а значит, оно обречено на жизненность. Восстания низшего против высшего, сопрягающие в себе экономические деформации общества с вырождением первохристианских ценностей в прохристианские права большинства, последние тысячелетия насыщавшие кровью землю, во многих цивилизованных странах привели к образованию современных демократий с их прагматически вывернутыми наизнанку христианскими ценностями.

Искаженная вера вступила на замену христианской практике — такой жизни, какою жил Христос. Ницше пишет о том, что «истинное, первоначальное христианство возможно во все времена. Не верить, но делать, а, прежде всего, многого не делать, иное бытие…» Таким образом, в конце XIX века символический статус христианства отстаивается немецким философом в сочинении «Антихристианин».

Важнейший момент мистерии — смерть на кресте — становится диагнозом непонимания учения последователями, одновременно явившись причиной для целой цепи последующих измышлений и ложных выводов относительно «почему именно так?» В основе нашедшихся ответов лежало одно из самых антихристианских качеств человека — месть: царство божие превратилось в ожидаемое кровавое судилище над врагами «церкви».

Рассмотрим воззрения на проблему христианства философов, не избежавших прямого влияния Ницше на формирование своего мировоззрения. Карл Ясперс в ницшеанской критике морали христианства видел «недоразумение», причина которого – в непроведенном разделении между истинными моральными стимулами данной религии и моралью ему современного мира. Если для Ницше человек является одновременно червем и венцом творения, в который вплетена потенциальная энергия возвышения над самим собой и бренностью своего бытия, то по Ясперсу человек может возвыситься только в соответствии с единым — Богом, Абсолютом, что исключает ницшеанскую свободу к творчеству вне трансценденции. Ясперс отбрасывает и все презрительные христианские характеристики человека – «неопределившегося животного».

Макс Шелер , подобно Ясперсу, переработал и совместил идейные базисы Ницше и Христа /христианства/. Снимая вину в «фальсификации ценностных таблиц» с христианства, Шелер перекладывает ее на явление ресентимента, представляющего собой интенсивное переживание с последующим воспроизведением ответной реакции на действия другого человека, в результате которого погружаемая в центр личности эмоция удаляется из зоны выражения и действия личности. Такая ответная реакция, негативная по своему характеру, является долговременной психической установкой, основанной на чувстве собственного бессилия и служит источником изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Неспособность к овладению желанным благом, сопряженная с ненавистью к себе как носителю бессилия, трансформируется в некую любовь к вызывающим изначально отвращение объектам, представляющим низшую ценность: априорные ранговые отношения между ценностными модальностями смещаются.

Утверждение Ницше о христианстве как «цветке ресентимента» опровергается, ибо подлинная христианская идея любви не имеет ничего общего с последним. Мир же дается человеку через любовь, сила которой в каждом индивидуальном случае соответствует его способности к контакту с Универсумом — Богом — Единым. Обвинение в заражении ресентиментом может иметь отношение лишь к некоторым сторонам модифицированных моделей христианства и главным образом касается гуманизма, отвернувшегося от Бога и любви во Христе.

Гуманизм как порождение буржуазии, согласно Шелеру, впитал в себя ее главную отличительную особенность – социогенетическую вторичность, компенсирующую недостаток своих витальных сил и врожденный страх перед жизнью особой реактивностью натуры, позволяющей целерационально использовать чужие жизненные энергии, паразитируя на них. Негативный «буржуазный дух», паразитируя над позитивной предприимчивостью, осуществляет переворот в системе ценностей, активизируя приобретательство и жажду наживы, упраздняя любовь.

Простое человеколюбие (констатируется широкая распространенность и мнимого человеколюбия, основанного на ресентименте) является лишь шагом на пути к акосмистской любви к Богу и человеку.

Немаловажную роль в рисуемой картине мира играет вводимое понятие этоса — системы ценностей субъекта (индивидуума, семьи, расы, нации…), сложившейся по определенным правилам ценностных предпочтений: господствующий этос общества творит соответствующую систему мировоззрения, социальную мораль, на которых и сказывается в первую очередь возможное отравление ресентиментом.

Шелер не признает за ненавистью изначальной укорененности в человеческой природе, подобной укорененности любви, что означало бы разрыв с христианской традицией. Ненависть является следствием нарушения данной Богом иерархии ценностей. Подобное отклонение имеет своей причиной прельщение чем-либо и варьируется от относительного до абсолютного (в случае сотворения себе кумира), оно может быть обусловлено разнообразными факторами, включая наследственные и социальные.

Надежды на будущее связываются с отмиранием старого буржуазного этоса и рождением нового, причем отнюдь не при помощи пролетариата, но как результат расово-этнических смешений, в связи с чем народо-населенческие проблемы становятся предметом пристального шелеровского внимания. Социальный идеал Шелера предстает в образе свободного от ресентимента воплощения христианской любви.

Затрагиваемые «Антихристианином» темы тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассматриваемы на фоне их классической систематизации, проделанной Мартином Хайдеггером, согласно которой принципиальными моментами являются:

• нигилизм;

• переоценка ценностей;

• воля к власти;

• идея вечного возврата;

• идея сверхчеловека.

Рождение нигилизма понимается как начало новой эры в истории человечества. Нигилизм, отталкивающийся от события смерти Бога, далее наполняет себя созидающим смыслом. Появляется определение всего сущего как воли к власти — ее самоуполномочения на превосхождение себя самой, что тесно связано с доктриной вечного возвращения. Целью единственно сущего является «сверхчеловек» — «… тот высший однозначный образ человечества, который в качестве безусловной воли к власти в каждом человеке на разной ступени восходит к власти, наделяя тем самым человека принадлежностью к сущему в целом, то есть воле к власти, и удостоверяя его как истинно сущего, близкого к действительности и к «жизни» .


estetika-kak-filosofskaya-disciplina-predmet-estetiki.html
estetika-perioda-prosvesheniya.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-20.html
estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-8.html
estetika.html
estimation-of-the-biological-preparations-for-protection-of-the-soybean-against-diseases-under-the-conditions-of-west-siberia.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-tehnicheskoe-normirovanie-i-standartizaciya-v-uchebno-metodicheskij-kompleks-minsk-2010-udk-658-362-recenzenti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-obshestvennaya-zhizn-i-grazhdanskie-iniciativi-avtonomnaya-nekommercheskaya-organizaciya-centr-socialnogo-proektirovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/122-organolepticheskie-pokazateli-o-v-dudnik-rukovoditel-mezhregionalnogo-territorialnogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-hlopoti-po-povodu-proekta-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-nadeyus-chto-ona-ostavit-zametnij-sled.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-literaturoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-snovideniyami-upravlyaemie-sni.html
  • desk.bystrickaya.ru/plenka-dlya-printerov-instrukciya-po-podgotovke-zayavki-na-uchastie-v-konkursnom-otbore-instrukciya-po-podgotovke-oferti.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednerusskij-bank-pochinkovskoe-otdelenie-5592-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/biografiya-andreya-yushenko-otca-prezidenta-ukraini-viktora-yushenko-stala-v-poslednie-godi-odnoj-iz-samih-obsuzhdaemih-tem-na-ukraine-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelej-obsheobrazovatelnih-shkol-po-vedeniyu-zanyatij-kursa-formirovanie-ustojchivogo-razvitiya-lichnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-konsultirovanie-organizacij-upravlencheskoe-konsultirovanie.html
  • college.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080105.html
  • crib.bystrickaya.ru/katolichestvo-na-severnom-kavkaze.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozheniya-o-territorialnom-planirovanii-galichinskogo-selskogo-poseleniya-verhovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-100401-turizm-cherkessk-2014g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sisteme-vnutrennego-monitoringa-kachestva-obrazovaniya-v-ou-obshie-polozheniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozvrat-podohodnogo-naloga-uderzhannogo-u-istochnika-viplati-stranica-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vnezemnie-civilizacii-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-stanovlenie-industrialnogo-obshestva-zadaniya-k-1-10-otveti-k-zadaniyam-konturnie-karti-tablici-krossvordi.html
  • institute.bystrickaya.ru/garri-potter-i-tajnaya-komnata-stranica-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-reka-alma-drovyanka-g-gapka-ur-dzhalman-s-pionerskoe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tehnicheskie-trebovaniya-k-yu-p-kornev-2008-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-avtomatizirovannie-sistemi-nauchnih-issledovanij-1-semestr-dlya-magistrantov-napravleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheni-e.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-goda-1-ob-ohrane-truda-i-soblyudenii-pravil-tehniki-bezopasnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-gumanitarnie-nauki-konferenciya-sostoitsya-1-2-aprelya-2009-goda-rabota-konferencii-budet-prohodit.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhiraf.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezopasnost-visshego-urovnya-informacionno-analiticheskie-materiali.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-linejno-funkcionalnie-i-divizionalnie-strukturi-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-39.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rcoi-proekt-reforma-sistemi-obrazovaniya-publichnij-doklad-rukovoditelya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ahmatovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-obektov-edinogo-genetiko-selekcionnogo-kompleksa-sosni-obiknovennoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologiya-gorodov-zagryaznenie-pochv-vodi-i-vozduha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azanova-nadezhda-ivanovna-m-s-shekoldina-redaktor-l-s-vedernikova-kompyuternij-nabor-n-i-mimrina-otv-za-vipusk.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-postupivshej-v-biblioteku-belmapo-s-1999-po-2008-gg-stranica-39.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-delat-starik-tut-sobralsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.