Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3
.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-pod-vlastyu-shvecii.html
estonskij-demarsh-interfaks-httpwwwinterfaxru-30062008-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
estradnogo-i-dzhazovogo-iskusstva.html
esyunin-v-i-informacionnij-byulleten-zhurnalnih-statej-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2006-goda.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-10.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-15.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-s-primeneniem-tehnologij-xxi-veka-po-teme-reformi-stolipina-tihaya-revolyuciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativtik-iti-kesimderdi-memlekettik-tirkeu-tiziliminde.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sklonnosti-i-model-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-predprofilnoj-podgotovki-uchashihsya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/multizonnie-rezhimi-prodolzhenie-ustrojstvo-radiopriemnoe-onkyo-tx-sr807-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-2010-g-batichko-v-t-ugolovnoe-pravo-osobennaya-chast-konspekt-lekcij-2008-g-stranica-18.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-formirovanie-stoimosti-prozhivaniya-v-gostinice-uchebnoe-posobie-moskva-2007-udk-657075-8-bbk-65-052ya73.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminalistika-chast-30.html
  • university.bystrickaya.ru/gdeetotdom-ceremoniya-prisvoeniya-klassnosti-ofisnim-centram-sertificirovannim-po-vserossijskoj-programme-klassifikacii-biznes-centrov-rossii.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektronnij-shablon-portfolio-pedagogicheskogo-rabotnika-metodicheskie-rekomendacii-po-attestacii-pedagogicheskih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mednij-bunt-v-moskve.html
  • report.bystrickaya.ru/ikonopochitanie-i-ikonopis-v-bogosluzhebnoj-zhizni-cerkvi-hram-obryadi-bogosluzheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prikladna-teorya-cifrovih-avtomatv.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashaem-vas-na-odnodnevnie-peshie-turisticheskie-marshruti-po-samarskomu-krayu.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-13.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtotransportnie-sredstva-s-gidromanipulyatorami.html
  • tasks.bystrickaya.ru/282upravlenie-riskom-nedostatochnosti-kapitala-prodolzhenie-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-tablichnoe-slozhenie-i-vichita-nie-prikaz-ot-201-g-rabochaya-programma-po-matematike.html
  • report.bystrickaya.ru/isaev-andrej-vladimirovich-reshenie-dannoj-zadachi-dlya-rosprirodnadzora-svyazano-takzhe-s-neobhodimostyu-formirovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-opit-prosvetleniya-d-t-sudzuki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmeneniya-vnosimie-v-regionalnuyu-programmu-podderzhki-zanyatosti-naseleniya-v-respublike-kareliya-na-2009-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uhod-za-volosami-chast-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-k-razdelu-18-svedeniya-o-studentah-uchastvuyushih-v-nauchnih-issledovaniyah-i-razrabotkah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valyuta-kollektivnaya-doska-s-polosami-po-kotorim-peredvigalis-kameshki-ili-kosti-primenyalas-dlya-arifmeticheskih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sapr.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-dlya-detskogo-chteniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ds-05-ishodnie-dannie-dlya-proektirovaniya-odezhdi-dlya-260901-65-tehnologiya-shvejnih-izdelij-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-po-mehanike-i-ballistike-vi-okunevskie-chteniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soedineniya-pozvonochnogo-stolba-i-kostej-golovi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-poryadok-primeneniya-spravochnikov-pri-opredelenii-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-socialnaya-tema-ponyatie-versii-razrabotka.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-mehanicheskoj-i-himicheskoj-tehnologii-drevesini-fmhtd.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo.html
  • studies.bystrickaya.ru/filosof-sn-bulgakov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollegialnaya-model-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu-obrazovaniyu-vuzov-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uralskij-farmklaster-mozhet-stat-strategicheskim-partnerom-bayer-ag-v-rossii-9-dekabrya-oficialnie-novosti-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.