.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-pod-vlastyu-shvecii.html
estonskij-demarsh-interfaks-httpwwwinterfaxru-30062008-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
estradnogo-i-dzhazovogo-iskusstva.html
esyunin-v-i-informacionnij-byulleten-zhurnalnih-statej-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2006-goda.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-10.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-15.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-pokoriteli-mira-rimlyane-buddisti-iudei-i-hristiane-iiv-veka-istoriya-iskusstva-ernst-gombrih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskol-mira-i-bloki-zakonomernost-ili-nedalnovidnost-rossiya-i-germaniya-v-godi-vojni-i-mira-1941-1995-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkin-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcentuaciya-haraktera-v-podrostkovom-vozraste-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fiziologiya-refleksov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/illyustrirovannij-slovar-soderzhit-bolee-tisyachi-statej-opisivayushih-simvoli-ispolzuemie-v-mirovih-religiyah-mifologii-zhivopisi-literature-a-takzhe-v-povsedne-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-industriya-transporta-istoriya-razvitiya-transporta-glava-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-turizma-kak-sferi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vnutrennie-riski-v-upravlenii-organizaciej-puti-i-metodi-lokalizacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/g2-drugie-yahti-pravila-parusnih-gonok-2009-2012-ppg-09-isaf-racing-rules-of-sailing.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bakalavraskaya-programma-kafedra-politicheskih-nauk-napravlenie-programma-uchebnogo-kursa-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-stati-n-a-dobrolyubova-luch-sveta-v-temnom-carstve.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-tl-men-debiet-mamandii-shn-debiet-teoriyasi-pn-bojinsha-studentterge-arnalan-ou-dstemelk-keshen.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-razvitiya-kolledzha-na-2008-2010-godi-programma-razvitiya-gumanitarnogo-kolledzha-na-2008-2010-godi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-uchebnomu-predmetu-informatika-i-ikt.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-etap-ekzamena-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-discipline-buhgalterskij-finansovij-uchet-dlya-studentov-specialnosti-buhgalterskij-uchet-audit-i-analiz-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ancio-nettunskaya-operaciya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-doktor-i-pacient-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketnij-opros-kak-metod-sbora-socialnoj-informacii-chast-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-osobij-vid-tvorchestva-sohranivshij-svyaz-s-drevnim-mishleniem-i-ponimaniem-slova.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-011200-fizika-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovaniya-razvitiya-professionalno-pedagogicheskoj-kulturi-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskaya-ocenka-i-ekologicheskaya-ekspertiza-novosibirsk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-o-realizacii-proekta-sistemi-112-v-ramkah-vipolneniya-plana-realizacii-strategii-razvitiya-informacionnogo-obshestva-v-rf-do-2011goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iskusstvo-monologa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prochie-bespozvonochnie-zhivotnie-nebulyarnaya-teoriya-laplasa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prostranstvennie-predlogi-slovoobrazovanie-word-formation-osnovnie-sposobi-obrazovaniya-slov-v-anglijskom-yazike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-konkursa-centralnij-nauchno-issledovatelskij-institut-himii-i-mehaniki.html
  • exam.bystrickaya.ru/vindikacionnij-isk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-gosudarstvo-i-ekonomicheskie-instituti-v-rinochnoj-ekonomike-2-chasa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-5-ultra-rapid.html
  • lecture.bystrickaya.ru/an-fatenkov-nizhnij-novgorod-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • exam.bystrickaya.ru/visokochuvstvitelnij-datchik-elektroprovodnosti-burovogo-rastvora.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-07-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.