.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-pod-vlastyu-shvecii.html
estonskij-demarsh-interfaks-httpwwwinterfaxru-30062008-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
estradnogo-i-dzhazovogo-iskusstva.html
esyunin-v-i-informacionnij-byulleten-zhurnalnih-statej-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2006-goda.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-10.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-klienta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-uchetnoj-politiki-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2007-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotchik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplina-himiya-specialnosti-260901-65-tehnologiya-shvejnih-izdelij-260902-65-konstruirovanie-shvejnih-izdelij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-07-instrukciya-ukazat-odin-pravilnij-otvet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslovnie-rekomendacii-gto-20-kriterii-ocenki-20-stranica-29.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prozrachnie-buloni.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-rossijskoj-federacii-o-polozhenii-i-pravah-voennosluzhashih-status-voennosluzhashih-stranica-20.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-vvedenie-lekciya-1.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dejstviya-naseleniya-pri-stihijnih-bedstviyah-opasnih-prirodnih-yavleniyah-faktori-opasnosti-opovesheniya-dejstvie-naseleniya-pri-z.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-neftepererabativayushej-promishlennosti-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-elektivnomu-kursu-istoriya-sovetskoj-diplomatii-dlya-specialnosti-032600-istoriya-utverzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • grade.bystrickaya.ru/obobshenie-znanij-ob-elektroliticheskoj-dissociacii-sreda-vodnih-rastvorov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezhde-vsego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-uchebnoj-discipline-mikroprocessornie-sredstva-na-temu-sistema-ohrannoj-signalizacii-stacionarnogo-promishlennogo-obekta-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/odna-iz-glavnih-dostoprimechatelnostej-san-marino--geograficheskaya-harakteristika-evropi.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelya-pravleniya-ao-agrarnaya-kreditnaya-korporaciya-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-i-istochniki-sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proverka-funkcionirovaniya-trendov-dlya-analogovih-signalov-a-e-romanenko-20-iyulya-2009-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vusloviyah-realizacii-programmi-razvitiya-shkoli-dostizhenie-visokih-obrazovatelnih-rezultatov-kazhdim-uchenikom-realizuetsya-za-schet-sochetaniya-preemstvennosti-na-razlichnih-etapah-obucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-summatorov-teoriya-diskretnih-ustrojstv-chast-ii-odobren-metodicheskimi-komissiyami-fakulteta-bezotrivnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-mou-sosh-26.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustojchivoe-upravlenie-stochnimi-vodami-v-kirgizstane.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-sovremennoe-sostoyanie-ovcevodstva-v-mire-po-kontinentam-i-stranam-sostoyanie-ovcevodstva-i-kozovodstva-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-korrekcionno-razvivayushego-zanyatiya-v-4-m-klasse-tema-oposredovannaya-pamyat-ponyatijnoe-mishlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/astronomicheskie-dostizheniya-v-uchenii-kopernika.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-semya-i-deti-na-2012-2015-godi-i-pasport-stranica-17.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovih-rezultatah-29-10-2009-g-228-12-f.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomna-rabota-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-rubikonom-tajna-na-dne-kolodca.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-gruppovih-processov-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/311-uslugi-perevoda-deneg-ili-cennostej-specialnaya-rekomendaciya-vi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-povishayushih-koefficientov-instrukciya-o-poryadke-ischisleniya-zarabotnoj-plati-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.