.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-pod-vlastyu-shvecii.html
estonskij-demarsh-interfaks-httpwwwinterfaxru-30062008-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
estradnogo-i-dzhazovogo-iskusstva.html
esyunin-v-i-informacionnij-byulleten-zhurnalnih-statej-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2006-goda.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-10.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-yazike-hunnov-istoriya-naroda-hunnu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ria-novosti-httpwwwrianru-19092008-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-tematika-kursovih-rabot-po-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-specializaciya-konsultacionnaya-deyatelnost-sluzhb-upravleniya-personalom.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-ochnoj-formi-obucheniya-dlya-napravleniya-050500-tehnologicheskoe-obrazovanie-4-goda-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rassmotrim-uroven-adaptacii-atm-tehnicheskoe-zadanie-cel-diplomnoj-raboti-sozdanie-imitacionnih-modelej-korporativnih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mech-goliafa-cvetkov-oleg-vladimirovich-po-doroge-romanizma.html
  • literature.bystrickaya.ru/epohi-vozrozhdeniya-i-reformacii-1-referativnoe-izlozhenie-uchebnoj-informacii-po-uchebniku-dzhurinskogo-a-n-s-17-63.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-i-mehanizm-funkcionirovaniya-mezhdunarodnogo-fondovogo-rinka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-nizhnetavdinskogo-lesnichestva-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-mestah-raspolozheniya-ppe-o-srokah-mestah-i-poryadke-informirovaniya-o-rezultatah-ege-i-vidachi-svidetelstv-o-rezultatah-ege-o-mestah-raspolozheniya-ppe-na-territorii-moskovskoj-oblasti.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoe-nauchnoe-napravlenie-v-ramkah-prioritetnogo-obsheekonomicheskij-fakultet.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-22-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-programma-kursa-konstitucionnoe-pravo-rossijskoj-federacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-vibracii-evolyuciya-razvitie-lichnosti-artur-ford-zhizn-posle-smerti-kak-ob-etom-rasskazano-dzheromu-ellisonu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-draiglais-bez-chej-pomoshi-ne-bilo-bi-etoj-knigi.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-sfere-materialno-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-proizvoditelej.html
  • school.bystrickaya.ru/02022009-g-s-11-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-da-ne-skorbite-yakozhe-i-prochii-ne-imushii-upovaniya131-starec-paisij-svyatogorec-tom-iv-semejnaya-zhizn.html
  • essay.bystrickaya.ru/biheviorizm-zakonomernosti-funkcionirovaniya-psihicheskoj-realnosti-izuchenie-psihiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-potok-upravleniya-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-osnovi-programmirovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-ocenki-imushestva-i-obyazatelstv-i-metodi-ih-otrazheniya-v-buhgalterskom-uchete.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scena-19-net-povesti-pechalnee-na-svete-uilyam-shekspir.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-the-coca-cola-company-chast-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-v-magistraturu-po-specialnosti-arheologiya-predmet-i-zadachi-arheologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/anatomiya-ven-perednej-konechnosti-sobaki-osobennosti-strukturi-semennikov-nepolovozrelih-osobej-lesnoj-mishi-osennih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respubliki-buryatiya-o-fizicheskoj-kulture-i-sporte.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-celi-i-zadachi-programmi-4-informacionnaya-spravka-o-shkole-6-organizacionno-pedagogicheskie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anri-perryusho-eduard-mane-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-kogda-i-kuda-burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-voobrazheniya-komediya-v-treh-dejstviyah-perevod-s-anglijskogo-i-karelinoj-dejstvie-pervoe-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4v-sfere-zashiti-prav-yuridicheskih-lic-i-individualnih-predprinimatelej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gosudarstvennaya-i-municipalnaya-sobstvennost-voprosi-konstitucionno-pravovogo-regulirovaniya-dlya-specialnosti-030501.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obyavleniya-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-rekomendovano-redakcionno-izdatelskim-sovetom-rossijskoj-akademii-obrazovaniya-k-ispolzovaniyu-v-kachestve-uchebno-metodicheskogo-posobiya-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/algoritmn-anitamasi-algoritmn-asietter.html
  • college.bystrickaya.ru/23-tekushij-uchet-demograficheskih-sobitij-uchebnoe-posobie-seriya-uchebniki-i-uchebnie-posobiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.