.RU

Еских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical Practice Press New York London Oxford Издательство Института психотерапии Москва 2004 ббк 88 - страница 12



4. Какие тендерные различия, если таковые имеются, существуют в том, как вы и ваш супруг общаетесь с детьми? Прослежива­ется ли в стилях воспитания детей стереотипное мужское или женское поведение?

5. Какие тендерные различия в моделях воспитания детей вы на­блюдаете у ваших друзей и членов семьи?

6. Как бы вы могли изменить свою модель идеального стиля вос­питания, чтобы она стала более достижимой?

7. В идеале, в каких пределах можно считать допустимыми споры и конфликты супругов в присутствии детей?

8. Как часто вы позволяете себе спорить и вступать в конфликты со своим супругом на глазах у детей?

9. Как часто ваши родители вступали в споры и конфликтовали на ваших глазах, когда вы были ребенком?

10. Как часто пары из числа ваших друзей и членов вашей семьи вступают в споры на ваших глазах или выносят на всеобщее обозрение свои конфликты?

11. Как вы можете изменить свою модель, когда в идеале демонст­рируются честные разногласия перед детьми, чтобы она стала более достижимой?

12. Какое вы видите в идеале распределение власти в вашей семье? Какие мифы, на ваш взгляд, могли бы лежать в основе поведе­ния членов вашей семьи?

13. Что представляет самые большие трудности в вашей настоя­щей семейной структуре с точки зрения распределения влас­ти? Какие мифы в вашей семье вы считаете наиболее деструк­тивными?

248

14. Какие наиболее воодушевляющие и гнетущие семейные струк­туры вы наблюдаете у друзей и у членов семьи с точки зрения мифов и распределения власти?

15. Как вы можете изменить идеальную модель своей семейной структуры, чтобы сделать ее более достижимой?

16. Какие границы близости или обособленности вы считаете иде­альными в вашей семье?

17. Что в вашей семейной жизни слишком ограничивает и душит вас? Что в вашей семейной жизни чуждо вам и слишком отде­ляет вас?

18. Опишите, насколько тесными или обособленными являются фун­кции семейных союзов у ваших друзей и членов семьи.

19. Каким образом вы можете изменить в идеале ситуацию с бли­зостью или обособленностью в вашей семье, чтобы она стала более достижимой?

Тест 1.

Сравнительная характеристика подходов

к воспитанию детей

Отметьте, насколько важными для вас являются поведение и следу­ющие поступки вашего ребенка:

12 3 4 5 6 7

Совсем Не очень Очень

не важно важно важно

Выполнять семейные правила

Хорошо учиться в школе

Быть независимым

Быть послушным и внимательным

Быть сдержанным

Выполнять просьбы родителей

Выполнять свои обязанности

Справляться с делами, которые требуют творческого подхода

Находить себе занятия самостоятельно

Хорошо ладить с другими детьми

Заниматься спортом

Пробовать что-то новое

249

Ответьте на эти вопросы и затем сравните их с ответами своего партнера. Цель данного задания заключается в том, чтобы понять при­оритеты каждого родителя. Объясняют ли различия в ценностях ка­кие-либо различные, проявляющиеся в каждой области стратегии вос­питания? Когда одному и тому же виду деятельности один из родите­лей ставит высокую оценку, а другой - низкую, очевидно, это являет­ся источником конфликта. Попробуйте понять, как поддержать своего супруга в развитии важных для него ценностей.

Тест 2. Кто несет ответственность за детей?

Следующий тест «Кто чувствует себя ответственным за детей» был взят из книги доктора Рона Таффеля «Почему родители спорят» (Ог. Поп Тайе1, Шгу РагеШз Огт^гее, СоругщМ 1994 Ьу Эг. ЯопаЫ ТаЯЫ. Ьу регшззюп от" МШНат Мотто\у апс! Сотрапу, 1пс.)

1. Кто первый замечает, что ребенок заболел?

2. Кто сообщает в школу, что ребенок пропустит занятия по болезни?

3. Кто был на последнем родительском собрании в школе, церкви

или общественном центре? Если вы были там вместе, то кому принадлежала эта идея?

4. Кто первый узнал о существовании книги, в которой содержат-

ся новейшие методики воспитания детей, и приобрел ее?

5. Если вы когда-либо консультировались с профессионалами в

области психического здоровья, кто инициировал этот контакт?

6. Кто искал и интервьюировал предполагаемых педиатров? Няню?

Кто узнавал, к каким врачам и няням обращаются другие роди­тели, живущие с вами по соседству?

7. Когда вам казалось, что ребенок был в плохом настроении, кто из вас дарил ему нечто такое, что говорило бы ему «я думаю о тебе»?

8. Кто из вас думал о том, чтобы позвонить родителям ребенка, с

которым дружит, но недавно поссорился ваш ребенок? Кто из вас звонил?

9. Кто думал о том, чтобы обзвонить родителей детей, с которыми

общается ваша дочь, после того, как она подцепила ветрянку или другую болезнь, передающуюся воздушно-капельным путем?

10. Когда у вашего ребенка возникают проблемы с друзьями или в

школе, на ком из вас больше всего это отражается?

250

11. Кто звонит классному руководителю вашего сына, когда он бо­лен, чтобы убедиться, что он получит домашнее задание?

12. Кто обычно пытается поговорить с ребенком в минуты, когда тот грустит?

13. Кто планирует и организовывает торжества, посвященные дням рождения или другим особым событиям в жизни ваших детей?

14. Кто первым приступает к поиску детского сада, летнего лагеря и кружка по интересам?

15. Кто обычно составляет планы семьи на выходные?

16. Кто координирует вопросы, связанные с перемещением детей?

17. Кто думает о том, чтобы взять с собой соки, носовые платки и другие необходимые вещи на спортивную площадку, в одно­дневное путешествие или в более длительную поездку?

18. Кто первым обращает внимание на то, что заканчивается «детс­кая еда» - хлопья, вафли, макароны и сыр?

19. Кто первым обращает внимание на то, что детская обувь мала, а одежда слишком коротка и изношена?

20. Кто отмечает в своем ежедневнике даты школьных концертов, соревнования «Малой Лиги» и дни рождения других детей?

Если очевидно несоответствие между оценками, то существует ве­роятность того, что супруги постоянно враждуют в связи с распреде­лением обязанностей и установлению справедливости в браке.

План групповой сессии для четырех - пяти супружеских пар, работающих с проблемой родительских ролей

I. Психологические и образовательные стратегии А. Задача, стоящая перед родителями.

1. Четыре классических стиля воспитания детей.

2. Различия между мужским и женским подходами к воспитанию детей.

3. Влияние родительских конфликтов на детей.

4. Влияние воспитания на развитие детей с точки зрения культуры.

В. Реверсивный подход: как дети влияют на родителей. С. Влияние семейной динамики на взаимоотношения супругов. 1. Дееспособность семьи.

а. Структура семьи: власть, коалиции, близость.

251

Ь. Мифы, с. Автономия.

й. Эмоциональная сторона жизни семьи. 2. Семейная близость, а. Центробежная. Ь. Центростремительная.

II. Тесты (заполняются парами в обстановке конфиденциальности, и перед тем, как присоединиться к группе, они обменивается результатами).

А. Сравнительная характеристика подходов к воспитанию детей. В. Кто несет ответственность за детей?

III. Терапевтический диалог (осуществляется парами в обстановке конфиденциальности, и перед тем, как присоединиться к группе, они обменивается результатами).

(Следуя в том же порядке, оба партнера отвечают на каждый вопрос, прежде чем перейти к обсуждению следующего вопроса.) В группе терапевт анализирует вместе с парами, как можно достичь целей их взаимоотношений, модифицируя слишком амбициозные, завышенные ожидания. Используя информацию о настоящей ситуации и реалиях, которые очевидны друзьям и семье, пары точно регулируют ожидания с тем, чтобы они стали достижимыми, и скорее мотивируют свои попытки к изменению, а не препятствуют их осуществлению.

IV. Терапевтические интервенции.

Работа с парой перед группой и применение одной или более

терапевтических интервенций. Обмен логическими обоснованиями

во время демонстраций. Группе предоставляется возможность

обсудить дополнительные интервенции.

А. Оценивание стиля воспитания детей.

В. Программа «Шесть шагов» для уравнивания родительских

обязанностей.

С. Оценивание стилей принятия решений в семье. О. Анализ центростремительного и центробежного семейных стилей.

V Мотивация и время на осуществление изменений. Групповое обсуждение.

252

Библиотерапия

Ве1зку, I. ап<1 Ке11у, I. (1994). ТгатШоп (о рагешкооа1:

скащех а тагпа§е: 1№Ыск соир1ез §гом> араг( апа1 \\>ку №\у Уогк:

Ое1асоЛе. Вогп51ет, М. (Ей.). (1995). НапаЪоок о/рагеп(т§ (4 уо1з.). НШзс1а1е,

Ш: Ьашгепсе Ег1Ьаит. Е1ктс1,0. (1994). 11па1егз1апа1т^уоиг сЫШ^гот Ыг(к го зШееп ЫеейЬат,

МА: АИуп & Васоп. р1зЬе1, Е. (1994). Iзм>оге 1'с1пе\ег йо (ка(: Кесо%птщ/ат'пура((ета

апЛтаЫщ\у1&ерагеппщскогсеъ Вегке1еу, СА: Сопап. Рпсе, 8. апс! Рпсе, Т. (1994). Тке ч>огкт§ рагепСх ке1р Ъоок: РгасНса1

асЫсе /ог йеаИп% т1к (ке пау (о йау ска11еп§е о/Шз. РппсеШп,

Ш: Ре^егзоп'з Ошйе. ТаЯе1, Я. Апс! 15геа1ой", К. (1994). ЦЪу рагепгз сИза^гее: Ном/ теп апй

м/отеп рагеп1 <И$егеппу ап<1 ком/ м/е сап м/огк (о§е(кег. №\у Уогк:

Могго\у. УшЬег, Е. Апд У15Ьег, 1. (1996). Ткегару м/Ик Шер/атШеа. Ые\у Уогк:

Вгиппег/Маге!

Видеотерапия

Каникулы в Европе (ИаНопа1 Ьатрооп'з Еигореап Уасапоп, 1985).

Режиссер Эми Хекерлинг. Родители мечтают хотя бы один раз в

жизни провести со своими детьми каникулы в Европе. Каникулы {Ыапопа! Ьатрооп'з Уасапоп, 1983). Режиссер Гарольд

Рамис. Веселые каникулы в кругу семьи. Но сколько возникает

проблем! Родительские чувства (РагеМкооа1, 1989). Режиссер Рон Ховард.

Взгляд разных поколений на испытания и трудности, связанные с

воспитанием детей.

Вопросы для профессионального роста

(Дети, их воспитание и супружеские взаимоотношения)

1. Как вы считаете, оказывают ли дети серьезное влияние на отно­шения супругов? Приведите подтверждения из главы и своего собственного опыта.

253

2. Как вы думаете, могут ли члены семейной ячейки быть очень близкими друг другу людьми, а супруги быть отдалены друг от друга? Как вы можете объяснить этот феномен?

3. Согласны ли вы с тем, что существуют культурные различия в том, как распределяется власть (например, принятие решения) в разных социальных классах и этнических, расовых или рели­гиозных группах? На чем основаны ваши убеждения? Можете ли вы подтвердить свою гипотезу научными фактами?

4. Какие аспекты при обращении пары за терапевтической помо­щью, связанные с воспитанием детей и семейной жизнью, бу­дут представлять важность для анализа и почему?

^ I* ГЛАВА 5

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ПО ДОМУ

И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Жизнь требует от нас, чтобы каждый день мы занимались делами, многие из которых мы сами не выбираем. Есть работа, которую нужно выполнять по дому, а также работа, позволяющая нам зарабатывать средства к существованию. Оба названных вида деятельности оказы­вают влияние на супружеские отношения, и каждый из них мы будем рассматривать в данной главе.

^ РАБОТА ПО ДОМУ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Можно выделить по меньшей мере пять разновидностей работы, выполняемой в семье: работа по дому; уход за детьми и забота о суп­руге; деловые вопросы; распределение обязанностей по дому (уста­новление приоритетов, определение задач, контроль за качеством и т. д.); а также работа с эмоциями. Супружеское удовлетворение непос­редственно связано с успешным делегированием работы в каждой области и ее выполнением.

Распределение работы по дому

Работа по дому не вызывает особого энтузиазма ни у мужчин, ни у женщин. По сравнению с другими видами деятельности, которые оп­лачиваются, эта работа является более рутинной, когда мотивация не­значительна, а внешних символических поощрений намного меньше (Вггё апс! Яозз, 1993). Все же работа по дому традиционно была и про­должает оставаться преимущественно «женским делом». С изменени­ем тендерных определений мужчины начали выполнять все больше и больше работы по дому. Сегодня многие женщины к тридцати годам

255

могут оглянуться назад и вспомнить, что ранее, когда они только выш­ли замуж или начинали жить в браке со своими супругами, распреде­ление обязанностей носило более мирный и справедливый характер. Женщины совершенно запутались и были вне себя от гнева за то, что так или иначе - до конца не осознавая всего этого - они стали выпол­нять основную работу по дому, тогда как их мужья, по-видимому, про­тив этого не возражают. Как же это произошло?

В свою очередь мужчины, скорее всего, убираются по дому, гото­вят пищу, ходят по магазинам и стирают в первые годы существова­ния брака, а с годами доля их участия в работе по дому снижается. Когда в семье появляются дети, а жизнь предъявляет новые требова­ния, подавляющее большинство супругов попадает в мир домашней рутины, в котором доминирует женщина. Часто для того, чтобы убе­дить супруга изменить свое мнение и понять всю несправедливость, уходят годы или даже десятилетия. Когда мужья наравне с женами участвуют в выполнении работы по дому, вне зависимости от этапа, на котором находится брак, тогда жены получают определенные преиму­щества (НоспзсЬПс! апс! МасЬип§, 1989).

Шелтон и Джон (8Ье1юп ап<1 .1опп, 1993) сравнивали временные затраты на работу по дому у людей, состоящих в гражданском браке, с подобными затратами у супругов в законном браке. Мужчины, со­стоящие в гражданском браке, выполняли большую часть работы по дому, но здесь необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что они, как правило, были моложе, по большей части еще не работа­ли и более либерально относились к сексуальным ролям, чем женатые мужчины. Шелтон и Джон пришли к заключению, что мужчины, со­стоящие в законном браке, затрачивали девятнадцать часов в неделю на выполнение работы по дому, в то время как мужчины, поддержива­ющие внебрачные отношения, - двадцать часов в неделю. Вряд ли это можно считать существенным различием, хотя данные других иссле­дований говорят о том, что мужчины, состоящие в гражданском бра­ке, больше занимались работой по дому в отличие от женатых муж­чин. У женщин результаты были более очевидны. Женщины, состоя­щие в законном браке, тратили сорок часов в неделю на выполнение работы по дому, в то время как женщины, состоящие в гражданском браке, - только тридцать четыре часа в неделю. Замужние женщины выполняли значительно больший объем работы по дому, нежели их мужья (в два раза больше), но у них также было намного больше функций по сравнению с теми женщинами, которые состояли в граж-

256

данском браке. Таким образом, мы видим, что у женщин после вступ­ления в брак просто увеличивается объем работы, а вовсе не то, что мужчины выполняют намного меньше работы по дому (несмотря на то, что это имеет место в действительности).

С появлением детей женщины, состоящие в браке, возможно, боль­ше всех занимаются выполнением работы по дому; но семейная жизнь может также оказывать определенное психологическое влияние на ту мотивацию, которую имеет женщина для организации своего дома. Увеличение объема работы по дому, которая лежит на плечах женщи­ны, представляется важной информацией для терапевтов, которую он должен отслеживать, так как это позволяет отойти от обсуждения «спра­ведливости» и работать с женщиной в направлении того, насколько она сейчас испытывает давление, и что ей приходится сейчас выпол­нять больше работы, чем когда-либо еще. На некоторых женщин это, очевидно, не распространяется. Но для тех, кто может отследить раз­личия в собственном поведении и увидеть, что требуется выполнять больше работы, изменения в ожиданиях и обсуждение становятся на­много менее эмоционально заряженными. И здесь дело не в том, что мужчина стал выполнять меньше работы, а в том, что женщина делает больше и считает, что нужно делать еще больше. Под воздействием этих аргументов мужчины могут спокойно обсудить увеличение зап­росов так, что это не будет представлять угрозы.

Обычная американка в целом выполняет 70% общих обязанностей по дому (временные затраты). Почти 10% женщин утверждают, что они осуществляют 100% домашней работы, в то время как очень не­многие женщины (менее 1%) говорят о том, что они выполняют 25% или менее домашней работы (Мейегег, 1993). Единственная работа по дому, которой отдают предпочтение мужчины, - это уход за машиной, а также уборка снега и стрижка газона перед домом. Но они занима­ются этим не так часто, в сравнении с такими рутинными операциями, как приготовление пищи и уборка дома.

Безусловно, планирование в каждой семье - процесс очень инди­видуальный, но поразительно, насколько определяющими являются такие факторы, как образование, доход, тендерные предпочтения и возраст детей. Например, женщины, получившие лучшее образование и имеющие более высокие доходы, выполняют значительно меньший объем работы по дому, в отличие от другой категории женщин. В этом случае их мужья выполняют значительно больше работы по дому по сравнению с другими. Чем младше дети, тем больше женщине прихо-

17 3948 257

дится прибегать к контролю, который, вне всякого сомнения, распро­страняется и на супруга. Возможно, именно поэтому женщин, имею­щих маленьких детей, так раздражает несправедливое распределение труда (Меёегег, 1993).

Продолжая работу в этом направлении, Питтман и Бланчард (Роптал апс! В1апсЬаг<1, 1996) пришли к заключению, что чем позже женщины вступали в брак, тем меньший объем работы по дому они выполняли. Отчасти это связано с тем, что эти женщины имеют одного ребенка или двоих детей (и, таким образом, меньше работы), но отчасти и тем, что женщины в более зрелом возрасте имели постоянную работу и продолжали заниматься своей карьерой и после вступления в брак. Постоянная занятость женщин напрямую связана с тем, что мужчины стали выполнять самую разную работу по дому. В действительности, стаж работы может быть более важным фактором, чем профессио­нальный статус или доходы супругов в случаях, когда предполагается вклад мужа.

Справедливое распределение домашних обязанностей представля­ет важный вопрос, который приходится решать всем супругам, но, прежде всего, это актуально для тех женщин, которые работают пол­ный рабочий день и продолжают нести на себе львиную долю домаш­них дел. Более низкий вклад мужа в ведение домашней работы ста­вится женщиной в один ряд с эксплуатацией и отсутствием поддерж­ки, если только она не придерживается традиционных взглядов отно­сительно пола или занятости неполный рабочий день (Рта ап<1 Веп§15оп, 1993). Работа остается невыполненной, и жена рассматривает это как эксплуатацию и невнимание к ней. Это использование жены. Женщи­нам, супругов которых отличает упрямство и которые против выпол­нения работы по дому, необходимо провести определенную работу, чтобы освободиться от собственных чувств заброшенности и пренеб­режения, когда делается фокус на выполнении домашней работы. Жены придают символическое значение работе по дому. Приготовить обед и помыть посуду означает, что «я забочусь о ком-то». Когда эти обязан­ности выполняет супруг, женщина думает - «обо мне заботятся» (НоспзсЫИ апё МасЬип§, 1989). В данном контексте физический стресс, связанный с выполнением дополнительных обязанностей, усиливает­ся эмоциональным стрессом чувства пренебрежения и того, что тебя используют.

Неравенство при распределении труда часто представляет больший стресс, чем реальный объем выполняемой работы. Результаты обшир-

258

ного исследования, в котором принимали участие свыше 1180 взрос­лых, в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет, и рассмат­ривался самый широкий спектр выполняемых работ, показали, что более серьезное влияние на уровень нарушений у супруга оказывало неравенство при распределении труда, нежели реальный объем работ. Если жена затрачивала только три часа в неделю на работу по дому, а муж три минуты, эти три часа вызывали сильный стресс, дисфорию и гнев. В том же самом исследовании было выявлено, что мужчины в среднем сообщали о выполнении ими 42,3% работы по дому, в то время как женщины - 68,1 %. Когда женщины работали полный рабо­чий день, выполняя при этом более 46% обязанностей по дому, это сказывалось на повышении уровня депрессии (В1гс1, 1999). Очевидно, что женщины в выполнении ими работы по дому доходят до того, что это негативно сказывается на их психологическом здоровье. Это вов­се не означает, что реальный объем выполняемой работы не имеет зна­чения; просто различные выполняемые задания не оказывают такого сильного влияния, как неравенство при распределении обязанностей.

Когда женщины несут на себе бремя чрезмерной работы по дому, то первое, что следует отметить, - это питание. Принимая пищу в дру­гих местах, каждый член семьи имеет определенные преимущества (это доставляет удовольствие, позволяет изменить место приема пищи, больше расслабиться и т. д.). Несмотря на то, что это не позволяет сэкономить время, энергия не растрачивается на планирование, закуп­ку продуктов, приготовление пищи и уборку на кухне. Когда оба суп­руга зарабатывают, во многих семьях принято питаться вне дома один раз в неделю или больше. С другой стороны, к найму помощника по ведению домашнего хозяйства часто прибегают только в том случае, если доход жены позволяет ей больше не заниматься этими делами (ВЫ апс! Козз, 1993; Огарева, 1993).

Эволюционные различия относительно участия мужчин и женщин в ведении домашнего хозяйства связаны с возрастом и наличием вре­мени. Колтрейн и Иши-Кунтц (СоИгапе апс! 1зЫ-Кит2,1992) показали, что мужчины, которые становятся отцами после двадцати восьми лет, выполняют значительно больше работы по дому, нежели мужчины, которые становятся отцами до достижения ими этого возраста. Отцы, которые придерживаются либеральной идеологии в отношении гендер-ных различий и наличия времени, с возрастом выполняют значитель­ную часть работы по дому. Это открытие можно объяснить следую­щим образом: когда супруги становятся родителями не сразу, мужчи-

п* 259

ны чувствуют себя на работе более уверенно и могут легче составить свой график работы. Они также являются более зрелыми и уже не раз обсуждали вопросы, связанные с выполнением работы по дому, со своими женами.

После пятидесяти лет, когда дети покидают семью, у мужчин отме­чается новый всплеск активности в отношении ведения домашнего хозяйства. Женщины в возрасте продолжают выполнять основные до­машние обязанности, но мужчины также начинают больше работать по дому, когда они выходят на пенсию. К сожалению, их участие не так ярко выражено, как этого ожидают или надеются женщины. Женщины на пенсии также выполняют больший объем работы по дому, но все же их затраты намного выше, чем у мужчин. И это действительно так, несмотря на то, что большинство женщин продолжают воспринимать работу по дому как неблагодарный труд, повторяющийся изо дня в день, из-за чего они имеют низкий статус и оказываются в изоляции. К тому же достаточно часто встречаются и такие ситуации, когда жен­щины обижаются на своих мужей, потому что те начинают вмеши­ваться в ведение домашнего хозяйства после многих лет игнорирова­ния. Они, очевидно, хотят донести следующее: «В трудное время я со всем этим справлялась без тебя. И сейчас я, конечно, не нуждаюсь в твоей помощи» (\\^агс1, 1993). Тем не менее, многие женщины в возра­сте испытывают огромное удовлетворение, когда у них появляется воз­можность поровну разделить с мужем обязанности по дому. В дей­ствительности, факты говорят о том, что супружеское удовлетворе­ние, особенно после пенсии, еще в большей степени связано с про-„ цессом совместного принятия решений, участием обоих супругов и эмоциональным равенством в отношениях, чем в первые годы суще­ствования брака.

Разбирая с парами вопросы ведения домашнего хозяйства, трудно избежать вопроса о положении женщин в обществе. Например, во время сессии редко делается фокус на том, нужно ли вообще задей­ствовать жену в осуществлении работы по дому. Скорее это рассмат­ривается как «данность», что жены выполняют различные обязаннос­ти, чтобы доказать свою заботу о семье. Здесь необходимо обсудить и то, насколько мужчины могут или должны «вносить свой вклад». Жизнь учит женщин с большей легкостью относиться к своим поступ­кам, поскольку этим они показывают свою заботу. Звонкович и колле­ги (Хуопкоук апс! со11еа§иез, 1996) пришли к выводу, что когда оба супруга вместе решают, как распределить обязанности по дому, объек-

260

тивное оценивание отражает, что мужья чаще всего добиваются свое­го. Терапия должна помочь женщине увидеть, что забота всегда со­пряжена с усилиями, и в проявлении женщиной внимания к членам своей семьи нет ничего предосудительного.

Понимание определенных идеологий, которые имеются у каждого партнера в отношении ролей при выполнении работы, а также сексу­ально-ролевых позиций, может помочь терапевту акцентировать вни­мание на уровне конфликтности в настоящем стиле жизни партнеров. Для большинства пар работа по дому является тяжелым бременем, когда они имеют разные ожидания относительно того, кто «должен» выполнять различные обязанности. Жена или муж, имеющие очень нетрадиционные сексуально-ролевые позиции, но традиционные взгля­ды, когда она выполняет работу по дому, а он зарабатывает деньги, будут недовольны, если речь зайдет о распределении работы по дому. И наоборот, когда супруги имеют традиционные сексуально-ролевые позиции и оказываются в ситуации, когда оба работают и вместе зани­маются воспитанием детей, обычно у обоих супругов это будет вызы­вать чувство разочарования и негодование (Сгои1ег апй МсНа1е, 1992; Ртаапс! Веп§1зоп, 1993).

Распределение обязанностей по уходу за ребенком

Лэмб и коллеги выделяют три аспекта в сфере участия родителей в процессе воспитания детей (ЬашЬ апс1 со11еа§ие5,1985,1987): (1) сколь­ко времени затрачивает каждый из родителей на непосредственное вза­имодействие с детьми; (2) общий объем времени, когда родитель дос­тупен для детей (хотя он и не взаимодействует с ними непосредствен­но, обычно это время, которое он ежедневно проводит дома) и (3) ответственность родителей за детей (например, осуществлять контроль, чтобы убедиться в том, что определенная работа была выполнена). На основании различных исследований, матери, по всем трем аспектам, оказываются более вовлеченными в процесс воспитания детей, неже­ли отцы.

В самом начале, когда ребенок только появляется на свет, матери естественно проводят больше времени с младенцами. Те из них, кото­рые кормят детей грудью, биологически связаны с ребенком таким образом, что это исключает отца. И даже матери, дети которых нахо­дятся на искусственном вскармливании, очевидно, имеют большую мотивацию к тому, чтобы брать на себя основную ответственность за

261

новорожденных. Кросс-культурные сравнения подтверждают, что по­явление этой мотивации отчасти обусловлено традиционной социали­зацией и может быть изменено при наличии надлежащих социальных стимулов (Нуёе, Еззех, апс! Ноггоп, 1993). Например, в Швеции, где отец имеет возможность взять отпуск по уходу за ребенком, что явля­ется национальной политикой с 1974 г., число отцов, которые пользу­ются предоставленной возможностью, увеличивается с каждым го­дом. В 1974 г. только 4% отцов взяли такой отпуск, а в 1994 г. этот показатель достиг уже 50% отметки. В среднем отец в Швеции берет пятьдесят два дня по уходу за ребенком, в то время как мать - 225 дней (шесть месяцев). При этом интересно отметить то, что жены, как пра­вило, берут первые шесть месяцев, а отцы - следующий месяц или два. Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, уча­стие отца возрастает.

В Соединенных Штатах законопроект о предоставлении отцу отпус­ка по уходу за ребенком все еще находится на стадии доработки, но общество всячески поддерживает отца, который берет хотя бы несколько дней отпуска, когда в семье рождается ребенок. Согласно различным исследованиям американский мужчина, в среднем, берет одну неде­лю, когда рождается ребенок. Чаще всего, он использует дни из от­пуска и те дни, которые он может взять по болезни (Нуйе, Еззех, апс1 НогЮп, 1993).

Несмотря на то, что отцы действительно становятся более активны­ми на том этапе, когда ребенок начинает ходить, и отец, и мать уделяют одинаково много времени воспитанию и уходу за младенцем до того времени, пока малыш не начнет ходить. Когда дети становятся старше, время непосредственного взаимодействия родителей с детьми стано­вится все меньше и меньше. Когда дети идут в школу, отмечается зна­чительное снижение родительской вовлеченности, чем когда они по­сещали дошкольные учреждения, то же самое можно сказать и о под­ростках по сравнению с детьми. Отсутствуют эмпирические данные, которые могли бы подтвердить, что отцы проводят больше времени с детьми, когда те становятся старше. Однако различные исследования свидетельствуют о том, что отцы сообщают о своем желании больше взаимодействовать с детьми по мере того, как те становятся старше.

Дети растут, и между супругами возникают самые разные споры, так как жена считает, что муж недостаточно вовлечен в процесс воспи­тания детей. Нормативные данные важны здесь для того, чтобы предста­вить некую модель, т.е. то, как это происходит в реальном мире. Дейч,

262

Лози и Саксон (Оеи1зсН, Ьогу, апй 8ахоп, 1993) проводили исследова­ние среди 268 пар (в которых оба супруга работали), которые прожива­ли в западной части Массачусетса и на севере Коннектикута. Исследо­ватели пытались выяснить, какой процент времени каждый из супругов затрачивал на воспитание детей. Матери и отцы продемонстрировали согласие - хотя это может показаться странным - при распределении задач, несмотря на то, что, по мнению мужчин, они выполняли больше, чем их жены могли поверить. Не было выявлено занятий, которым «сред­ний» мужчина посвящал более 50% своего времени. Отцы, как прави­ло, наравне с матерями выполняли целый ряд обязанностей, связанных с воспитанием детей: «помогали делать уроки», «проводили с детьми время», «воспитывали», «контролировали», «заботились», «уделяли внимание» и «устанавливали границы». Крайне редко они занимались вопросами «покупки одежды» для ребенка, вопросами «социальной жизни» или «социального обеспечения» ребенка.

Вопреки сложившимся представлениям о конкретных задачах, жены считали, что их мужья больше времени уделяли воспитанию детей и уходу за ребенком в целом, чем полагали сами мужья. Иными слова­ми, жены демонстрировали свою либеральность в общем оценивании - общие показатели были выше, чем отдельно взятые составляющие.

С тех пор, как женщины стали работать наравне с мужчинами, уход за ребенком носит беспорядочный характер. То, что когда-то было един­ственной и бесспорной областью, в которой главенствовала женщина, стало предметом совместного внимания родителей, оплачиваемых по­мощников по уходу за детьми, нянь или иных лиц, занимающихся с ребенком в течение дня. Ведутся жаркие споры в прессе и приводятся исследования, в которых предпринимаются попытки доказать, являет­ся ли отсутствие материнской заботы пагубным для детей или, наобо­рот, стимулирует их развитие. Наибольший интерес представляют ис­следования, в которых вопрос ставится так: «Каково влияние занятос­ти матери, когда речь идет об этом конкретном родительском типе, об определенном типе ребенка, о выполнении определенного вида рабо­ты, о конкретной семье?» В некоторых случаях работа матери может приносить детям целый ряд положительных моментов. Ребенку могут быть созданы разнообразные условия: уход, безопасность или эмоци­ональная поддержка. В других семьях мать, очевидно, является тем лицом, представляющим для ребенка наиболее эмоционально поддер­живающее, интересное и безопасное окружение. Родителям помогают не только решить, какого рода уход за ребенком и в каком объеме

eta-misl-sozrela-u-menya-odnazhdi-v-den-viborov-vposlepoludennij-chas-ya-spustilsya-s-fermi-po-lunnoj-doline-v-malenkoe-selenie-chtobi-skazat.html
eta-poziciya-sredi-prochego-lechit-sofiya-2005.html
eta-skandalnaya-stroitelnaya-teplofizika-stranica-6.html
eta-skazka-voznikla-v-ustnih-rasskazah-poka-ne-stala-istoriej-stranica-13.html
eta-skazka-voznikla-v-ustnih-rasskazah-poka-ne-stala-istoriej-stranica-60.html
eta-skazka-voznikla-v-ustnih-rasskazah-poka-ne-stala-istoriej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-specialnosti-280102-65-bezopasnost-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-predmeti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-k-discipline-specialnie-voprosi-tehnologii-kinovideotehniki-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respubliki-kareliya-ukaz-ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-administracii-glavi-respubliki-kareliya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-rol-abaya-v-razvitii-duhovnoj-kulturi-na-primere-slov-nazidaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/98-tehnologiya-provedenie-dispersionnogo-analiza-v-sisteme-gpss-world.html
  • school.bystrickaya.ru/formi-raboti-po-fizicheskomu-vospitaniyu-obrazovatelnaya-programma-utverzhdeno-soglasovano-na-pedsovete-.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iv-obshie-polozheniya-programma-gosudarstvennogo-itogovogo-ekzamena-po-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-joshkar-ola.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/annotaciya-izdatelstva-vknige-rasskazivaetsya-o-boevih-dejstviyah-letchikov-pervogo-gvardejskogo-krasnoznamennogo-minno-torpednogo-aviapolka-v-godi-velikoj-oteches-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/412-vizovi-i-ugrozi-prodovolstvennoj-bezopasnosti-kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya-model.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7sergej-alekseev-stranica-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskogo-fakulteta-specialnosti-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-sostaviteli-r-a-goryachev-o-v-trofimov-yu-o-plehova-n-novgorod-nngu-2007-12-s.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnie-akti-rossijskoj-federacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klematis-gornij-klematisi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-mamandi-5v071200-mashina-zhasau-skemen-ust-kamenogorsk-2014-zhmis-badarlamasi-memlekettk-zhalpia-brdej-blm-beru-negznde-5v071200-mashina-zhasau.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-uzhe-ne-modno-prognozno-analiticheskij-centr-oruzhie-genocida-samoubijstvo-lyudej-i-ego-mehanizmi-vtoraya-redakciya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-tekushee-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-transportnoj-energeticheskoj-i-informacionno-telekommunikacionnoj-infrastrukturi-yuzhnogo-federalnogo-okruga.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-istochniki-ekonomicheskogo-rosta-opornij-konspekt-lekcij-po-makroekonomike-avtor-fridman-a-a.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda-2124-1-osredstvah-massovoj-informacii-ne-trebuetsya-registraciya-sredstv-massovoj-informacii-u-stranica-26.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-osobennosti-patologii-pishevaritelnoj-sistemi-u-bolnih-bronhialnoj-astmoj-i-hronicheskoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-razvitiem-neftegazovogo-kompleksa-udalyonnogo-regiona-na-primere-respubliki-saha-yakutiya-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-yantikovskogo-rajona-reshenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/eskiz-obrazec-prikazu-1c-ot-08-01-94-klassifikaciya-narushenij-bezopasnosti-dvizheniya-v-poezdnoj-i-manevrovoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-bega-na-30-metrov.html
  • spur.bystrickaya.ru/mektep-psihologn-izmet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-madelin-uikhem-koktejl-na-troih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-01-1-osnovi-zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni-cel-disciplini.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-i-predstavleniyu-dokumentov-na-otkritij-aukcion-informacionnaya-karta-otkritogo-aukciona-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-sovremennoe-sostoyanie-problem-ekologizacii-goroda-v-a-grigorev-i-a-ogorodnikov-ekologizaciya-gorodov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anadrol-50anapolon-50-oksimetalon-a-predislovie-doktora-bulanova-yu-b.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-paslyadonk-skarini-vitebskij-oblastnoj-institut-razvitiya-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/selskohozyajstvennaya-kooperaciya.html
  • klass.bystrickaya.ru/anomiya-sostoyanie-obshestva-pri-kotorom-socialnie-normi-libo-slabo-vliyayut-na-individov-libo-prakticheski-otsutstvuyut-sostoyanie-normativnogo-vakuuma-v-obshestve.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhemesyachnaya-gazeta-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikita-mihalkov-ya-mechtayu-postavit-rossijskogokrestnogo-otca-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-18-05-2005-6-41-00-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-o-rassmotrennih-protokolah-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-1009-2008-goda-administrativnoj-komissiej-centralnogo-r-na-go-tolyatti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.