.RU

Еское и тактическое управление, маркетинг. Обозначены проблемы педагогического управления в соответствии с пятью взаимосвязанными функциями управления; выявлены






Аннотация


В данных методических рекомендациях представлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме в России и за рубежом; раскрыты сущность и содержание принципиально важных понятий образовательного маркетинга в учреждении дополнительного образования детей: менеджмент, стратегическое и тактическое управление, маркетинг. Обозначены проблемы педагогического управления в соответствии с пятью взаимосвязанными функциями управления; выявлены особенности организационной структуры управления учреждением дополнительного образования детей.

Педагогическое управление учреждением дополнительного образования детей в современных условиях предполагает изменение функции планирования – от текущего к перспективному; оценку итогов управления только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов; максимальное использование достижений информационных технологий; привлечение всех сотрудников организации к ее управлению; использование ресурсов членов управленческой команды в целях повышения эффективности управления. При этом на пути совершенствования управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений встречается ряд типичных недостатков: низкая целенаправленность управления; неэффективная систему контроля исполнения решений; несовершенство действующих экономических механизмов управления. Одним из реальных путей модернизации системы дополнительного образования детей в новых социально-экономических условиях в соответствии с заказом общества на образовательные услуги является оптимизация педагогического управления с использованием маркетингового инструментария.


1. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования детей с позиции теории менеджмента


В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Процессы модернизации российского образования поставили перед руководителями системы управления ряд новых задач, требующих новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Внимание оказывается проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления при более четком разделении обязанностей. Сегодня изучаются способы освоения и использования средств педагогического управления в соответствии с приоритетной идеей менеджмента: управленческие решения значительно усовершенствуются тогда, когда они принимаются технологично и на конкретном уровне иерархии управления.

Анализ зарубежной литературы по проблемам управления (М. Альберт, М. Вудкок, В. Зигерт, Л. Ланг, М. Мескон, Д. Френсис и др.) показывает, что исследователи в одних и тех же ситуациях в равной степени пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку, что позволяет говорить об определенной синонимичности данных понятий и обусловливает правомерность их равнозначного употребления.

Тем не менее, понятие «менеджмент» применяется только в управлении социально-экономическими системами, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, как вид человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной деятельности людей, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед (76).

Анализ теории и практики американского менеджмента показывает, что в функциональном плане он определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

В. Зигерт и Л. Ланг, работая с понятием «менеджмент», включают в него методы и тактику управления предприятием и организацией, самоуправление и саморегуляцию, а также работу с целями.

В конечном итоге они приходят к выводу, что менеджмент является таким руководством людьми и использованием средств, которые позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем (62).

По определению М.Вудкока и Д.Френсиса менеджмент относится к одной из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом (26).

Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Целевым приоритетом менеджмента является обеспечение успешной деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитием технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

В связи с этим к задачам, решаемым в менеджменте, относят процессы определения и выявления приоритетности конкретных целей развития организации, их очередность и последовательность решений; разработка стратегий развития и путей их решения; выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля за выполнением поставленных задач.

Изучение проблемы управления образовательным учреждением, выявление его специфики связаны, прежде всего, с уточнением ключевого понятия – управление.

Термин «управление» применяют при характеристике процесса активных воздействий на управляемую систему для достижения вполне определенной цели: а) искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать (И. Ансофф); б) организация и реализация целенаправленных воздействий (В.А. Трапездников); в) функция, вид деятельности по руководству людьми, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию (Ф. Друккер); г) процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов (П.И. Пидкасистый).

Наиболее полно в теории управления разработаны проблемы социального управления, на положения которых можно опираться в исследовании педагогических процессов. Социальное управление включает управление экономическое (хозяйственное) и управление духовной жизнью общества. Именно к этому виду относится управление образовательными учреждениями, задачей которых является обеспечение воспитания и образования подрастающих поколений.

С середины 70-х годов ХХ века в психолого-педагогической литературе термин «педагогическое управление» стал толковаться с точки зрения разработки вопросов содержания и методов управленческой деятельности руководителя; решения проблемы методологии управления образовательным процессом; определения путей оптимизации процесса управления образовательным учреждением (таблица 1).


Таблица 1

^ Спектр терминов «управление» в педагогической науке


Ю.К. Бабанский

Организованная планомерная деятельность, направленная на упорядочение, совершенствование и развитие.

Ю.В. Васильев

Категория, обозначающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое.

A.M. Воронин, В.Д. Симоненко

Взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных диагностических целей.

Ю.A. Конаржевский

Функция, вид деятельности по руководству людьми.

B.C. Лазарев


Особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, обслуживающего персонала и направлены на достижение образовательных целей.

Т.Ф. Лошакова


Тип управленческой деятельности, характеризуемый совокупностью особых организационных форм и технологий, основанных на принципах глобальной коммуникации и приводящих к успеху и достижению целей, как каждого члена учебного заведения, так и всей организации и общества в целом.

Е.Ю. Никитина

Особый вид деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие педагога на обучаемых или отдельного обучаемого в процессе планирования, организации, мотивации, контроля и коррекции их (его) учебно-познавательной деятельности для достижения заданных результатов обучения.

М.М. Поташник

Целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательной системы.

В.П. Симонов


Специфический вид деятельности, реализующийся через умение руководителя воздействовать на управляемые субъекты путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности и добиваться на этой основе реальных социально-значимых целей.

Т.Н. Шамова


Система действий, направленных на подготовку, принятие и реализацию решений (педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).



Отечественные ученые рассматривают управление как деятельность с точки зрения целевой ориентированности на получение предметного результата.

Как процесс, который характеризуется направленностью, т.е. целесообразностью данного типа организации для поддержания нормального функционирования и развития процесса, его соответствия поставленным целям, возможностям приспособления к изменяющейся обстановке. Как воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, приводящее к изменению последнего. Сегодня на смену философии воздействия в управлении образовательной системой приходит философия взаимодействия, сотрудничества субъектов управления различного уровня в целях обеспечения их эффективной деятельности.

В теории управления определяется множество систем управленческих принципов, которые нельзя считать абсолютной истиной, а следует рассматривать, прежде всего, как инструмент, позволяющий влиять на сложный мир взаимоотношений между людьми.

Разработка теоретических основ менеджмента предполагает рассмотрение спектра подходов, поскольку в каждом из них прослеживаются тенденции к выделению интегративных признаков педагогического управления учреждением дополнительного образования детей, характеризующих как социальную, так и психолого-педагогическую сферу его организации (таблица 2).

Таблица 2

^ Теоретические подходы к педагогическому управлению

системный подход

Ученые

Окружающая действительность состоит из множества явлений, процессов, предметов, которые по своей природе отнюдь не отделенные и изолированные друг от друга объекты, а системные целостные образования. Учет всех необходимых взаимосвязей и взаимодействий в системе управления позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение поставленных целей.


С.И. Архангельский

Б.Г. Афанасьев

Ю.А. Конаржевский

П.И. Третьяков

Т.И. Шамова

личностно-деятельностный подход

В педагогических системах, основу которых, составляют люди (руководитель, педагог, воспитанник, родитель) ставится задача – реализация человеческого фактора, что предполагает перевод всего стиля субъект-субъектных отношений на основу равноправного сотрудничества, партнерства, развития взаимодействия. Деятельность в данном случае рассматривается как мотивационная, обладающая определенной целью, направленная на конкретный объект или субъект и осуществляемая совокупностью определенных способов (методов), средств и воздействий, приводящих к определенному запланированному результату.

М.С. Каган

В.Ф. Ломов

А.В. Петровский С.Л. Рубинштейн

^ Ситуационный подход

Управление – это искусство менеджера понять ситуацию, вскрыть её характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям. Самым продуктивным является то управление, которое в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации. Теория «7S» утверждает, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются следующие компоненты: стратегия, структура, системы (процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации), штат, стиль, квалификация, разделенные ценности.

Б.С. Гершунский

В.С. Лазарев

региональный подход

Историко-культурные, природно-географические, социально-демографические, социально-экономические, административно-политические и другие особенности призваны определять специфику регионального управления. Процессы децентрализации и регионализации существенно изменили характер взаимодействия различных систем, а содержание управленческих решений стало представляться несколькими уровнями: федеральным, региональным, муниципальным и учрежденческим. Появилась возможность вырабатывать собственные решения, проводить политику, определять тактику и стратегию, разрабатывать региональные и иные программы развития.

В. Н. Аверкин

Л. Е. Курнешова

Т. А. Полунина

оптимизационный подход

Использование оптимизационного подхода в практической деятельности обеспечивает экономию времени и трудовых затрат управляющего субъекта, устраняет одностороннее управление. Исследовательская направленность управления включает: конкретизацию целей; выбор объекта изучения; определение оптимальных средств достижения цели; выбор способов и параметров предварительной оценки результатов изучения. Управление по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но в то же время она представляет собой упорядоченность, объединяющую индивидов или их группы для достижения определенных результатов.

Ю.К. Бабанский М.М. Поташник



Применительно к исследуемой проблеме оптимизации управление по результатам воспринимается как система развития, с помощью которой достигаются такие результаты, которые определены и согласованы всеми субъектами образовательного процесса. Разъяснение каждому участнику этого процесса смысла его миссии в достижении определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный, личностный, творческий. В данном случае ориентиром являются реальные цели, обеспеченные всеми ресурсами для их достижения. К этим ресурсам следует отнести: субъекты образовательного процесса, время, финансы, материально-техническая база, стратегии, технологии и методики. Тогда цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные (11).

Структурно-функциональная модель педагогического управления учреждением дополнительного образования де­тей, разработанная академиком А.И. Щетинской, реализуется через функ­ции целеполагания, диагностики, интеграции, про­гнозирования, коммуникации, анализа и учета пе­редового опыта (133).

Академик Р.Х. Шакуров отмечает, что уп­равление в широком смысле — это регулирование состояния системы в целях получения нужного ре­зультата (125). Система управленческих функций пред­ставляет собой иерархическую модель, состоящую из трех уровней: целевые функции управления (создание условий для деятельности детей и педагогов); социально-пси­хологические (сплоче­ние коллектива, мотивирование и стимулирование деятельности, совершенствование и профессиональ­ный рост педагогических кадров); операционно-субъективные (стратегическое пла­нирование, управленческий контроль, руководство, координацию).

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект (М. Альберт, М.Х. Мескон, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль). Процесс управления имеет пять взаимосвязанных функций (таблица 3).

Таблица 3

^ Функции управленческой деятельности

Функция

Характеристика

Планирование

Постановка целей; определение исходных предпосылок; выявление и выбор альтернатив; ввод и исполнение плана.

Организация

Формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для её работы ресурсами (персонал, оборудование, знания, финансы).

мотивация

Стимулирование – побуждение персонала к активной деятельности с помощью внешних факторов (экономическое и моральное стимулирование).

Мотивирование – создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду.

Контроль

Контроль за выполнением работ, намеченных планом.

Меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Координация

Обеспечение бесперебойности и непрерывности процесса управления.


Рассматривая логику управления педагогическими системами с позиции данных подходов, в отдельно выделим функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова).

Необходимо отметить, что функциональный подход к управлению педагогическими системами и образовательными процессами позволил практикам целостно представить свою деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов. Каждая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.

В наших методических рекомендациях мы акцентируем внимание на функциях планирования и организации, не затрагивая глубоко мотивацию, контроль, координацию.

В широком смысле функция планирования рассматривается как деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает: цели и задачи; пути и средства; методы совокупности взаимосвязанных действий; ресурсы (материальные, финансовые, трудовые); организация выполнения плана; контроль (62).

Планирование является непрерывным процессом изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. В теории и практике менеджмента существует три основных типа планирования: стратегическое (попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации); тактическое (определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач); оперативное (формирование системы, направленной на достижение общих и главных целей организации).

Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (пока­зателей) и эффективного распределения ресурсов (24).

Исследованию проблем управления стратегическим развитием организации посвящены труды зарубежных ученых (М. Ален, Р. Акофф, К. Боумен, Б. Карлофф, У. Кинг, К. Татеси, Б.Тейлор), которые определяют приоритеты совершенствования процесса стратегического развития системы, оптимизации пропорций и сосредоточения ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития, адекватность научно-обоснованных мероприятий в области современной теории и практики управления организацией, позволяющих повысить эффективность деятельности.

О.С. Виханский рассматривает стратегический менеджмент с точки зрения осуществления следующей концепции: развитие и поведение организации во внешней сфере; создаваемый организацией продукт; персонал организации (25). Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов умений: смоделировать ситуацию (определить проблемы); выявить необходимые изменения (сформулировать це­ли); разработать стратегию изменений (базовые стратегии); использо­вать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

Стратегическое планирование – логический, аналитический процесс определения будущего положения организации в зависимости от внешних условий деятельности и замедление морального устаревания техники и технологий. Организация, проводящая периодические изменения своей стратегии, сталкивается с сопротивлением коллектива, и это сопротивление вызывает несбалансированность новой стратегии и сложившихся возможностей управления. Стратегическое управление обеспечивает наиболее комп­лексный подход к проблеме, и этот подход в настоящее время получает наибольшее распространение (7).

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Стратегическое планирование содержит процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает особый вид практической деятельности людей – плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Это определение, с точки зрения рассмотрения стратегического планирования как функции управления, наиболее корректно для нашего исследования (111).

^ Стратегическая ориентация - это ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации. Однако стратегии не обязательно связаны с решением долгосрочных перспективных задач, которые могут быть и нестратегическими, не требующими концентрации сил и определенного рывка. Они могут быть и долгосрочными, и среднесрочными, и текущими. Главное то, что они обеспечивают взаимную увязку различных действий организации для достижения целей при имеющихся ресурсах (54).

Термин «стратегическое управление» (от греч. «strategics» - военноначальник, руководитель) был введен в обиход в 60-
70 гг. XX века для того, чтобы отразить сущность перехода от оперативного управления, заключающегося в необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внутреннее окружение (производство, инновации, финансы, кадры, маркетинг) для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, вызванные внешней средой (59).

Ситуационное управление означает принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, распознавание возможных проблем в деятельности организации, максимальное использование возможностей, повышение устойчивости деятельности организации. Оптимальное управление позволяет достичь желаемого результата наилучшим (в некотором смысле) образом в соответствии с критерием оптимальности, направленном на реализацию цели управления за наименьшее возможное время или с максимальным экономическим эффектом (80).

Стратегическое управление не сводится к набору рутинных схем и процедур, а рассматривается скорее как философия и идеология менеджмента и может быть представлено в виде определенного сценария.

^ Философия организации определяется как кредо, верховные принципы ее деятельности. Включает описание высших ориентиров, условий движения к ним, в том числе набор ограничений. Философия поведения организации в силу социально-экономического влияния является категорией динамичной (53). Для учреждения дополнительного образования детей характерна модель смешанного приспособления (сочетание опоры на помощь государства и активное использование собственных сил, прогнозов, ресурсов; самостоятельное выживание; принятие рисковых решений; свертывание неэффективных направлений деятельности). Миссия в данном случае выступает в качестве стратегического облика организации, отражающего смысл ее существования и предназначения.

^ Анализ - это не только следующий этап сценария, но и исходный процесс стратегического управления, включающий следующие позиции: макроокружение (состояние образования в целом, научно-технический прогресс, правовое регулирование, политические процессы и ограничения, природная среда); непосредственное окружение (потребители, конкуренты, мода, демографический фактор, тенденции спроса); внутренняя среда (кадры, организация, техника и технология, финансовый потенциал, маркетинговый подход). Стратегические цели организации отражают масштабные намерения организации, ведущие к принципиально новым результатам деятельности.

Для эффективного управления учреждения дополнительного образования детей целесообразна передача текущих и оперативных решений на низовой и средний уровни управления, что позволит освободить высший уровень управления от необходимости заниматься текущей работой, направив все усилия на принятие решений по вопросам общего управления. Основным содержанием оперативного управления учреждением дополнительного образования детей является повседневное решение многочисленных вопросов технического и организационного характера, которые отличаются по значению и содержанию, степени сложности, специфике конкретной обстановки. Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов: получение ресурсов из внешнего окружения; изготовление продукта (услуги); передача продукта во внешнюю среду. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту (таблица 4).

Таблица 4

^ Сравнение стратегического и оперативного управления

Характеристика



Оперативное управление

^ Стратегическое управление

Миссия,

предназначение

Традиционное предоставление образовательных услуг с целью сохранения количества фактических потребителей

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц


Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

Учет фактора t

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции, организационные структуры и технология

Кадры, системы информационного обеспечения, рынок

Подход к управлению персоналом

Кадры — это ресурс организации (исполнители отдельных работ и функций)

Кадры — это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия


Критерий эффективности управления

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения

etap-planirovaniya-proekta-14reglament-planirovaniya-proekta-trebovaniya-i-metodicheskie-rekomendacii-organizaciyam.html
etap-sovershenstvovaniya-nizshej-lichnosti-elo-rinpoche.html
etap-vtoroj-otsechenie-klarissa-pinkola-estes.html
etapi-deesposobnosti-rebenka-literatura-36.html
etapi-formirovaniya-bazovih-uchebnih-dejstvij-u-mladshih-shkolnikov-s-nedorazvitiem-intellekta.html
etapi-formirovaniya-malih-grupp-v-politike-osnovi-politicheskoj-psihologii-ekaterinburg-delovaya-kniga-2001-496-soriginal.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obuchenie-gramotnomu-pismu-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peredvizhniki-i-mir-iskusstva-nash-organizm-v-tisyachu-raz-umnee-i-mudree-chem-lyuboj-vrach-eti-slova-prinadlezhat.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-organicheskaya-himiya-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-bazovij-uroven-dlya-10a-i-10b-klassov-2chasa-v-nedelyu-vsego-68-chasov-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/k-chitatelyu-stranica-46.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vostochno-sibirskaya-transportnaya-prokuratura-gosudarstvennij-arhiv-irkutskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-zanyatij-v-pervom-klasse-programma-vneurochnoj-deyatelnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-modulya-teoriya-veroyatnostej-i-matematicheskaya-statistika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizaciya-administrativno-pravovih-norm.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-1-metodi-i-principi-issledovaniya-sistem-cel-raboti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obzor-i-klassifikaciya-sistem-upravleniya-sajtami-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/loren-vajsberger-dyavol-nosit-prada.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-novogo-proizvodstva-po-vipusku-stroitelnih-podyomnikov-programma-tehnicheskogo-perevooruzheniya-oao-rogachevskij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-220700-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-saratov-2011.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-07-informacionnie-seti-dlya-studentov-specialnosti-230201.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-o-flyuidicheskom-sostoyanii-energii-o-silah-magnitnih-i-silah-bezlichnih-ob-elementere-i-elementale.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-z-sverdlov-socialno-kulturnaya-deyatelnost-iprocess-duhovnogo-razvitiya-soobshestvagluhih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-116-1-ot-21-avgusta-2010g-rabochaya-programma-po-himii-dlya-10-klassa-mou-sosh-s-bereznyak-kukmorskogo-municipalnogo-rajona-rt-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/diagnostiki-i-ocenki-sostoyaniya-avtomobilnih-dorog-stranica-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-koncepcii-vzaimodejstvij-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
  • education.bystrickaya.ru/2-kakoj-metod-pozvolyaet-obyasnit-prostranstvennoe-raspredelenie-proizvodstva-i-potreblenie-razlichnih-tovarov-i-uslug.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovaniya-v-ukraine-v-usloviyah-perehoda-k-rinku.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-programmi-ozhidaemie-rezultati-realizacii-programmi-spisok-osnovnih-nauchnih-publikacij-i-dokumentov-na-osnovanii-kotorih-razrabotana-programma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-uchebnoj-discipline-astronomiya-po-specialnosti-03220000-fizika-i-matematika-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-puti-racionalnogo-ispolzovaniya-pochv-zonalnih-chelyabinskij-gosudarstvennij-agroinzhenernij-universitet.html
  • desk.bystrickaya.ru/podumajte-i-otvette-na-voprosi-kakie-znakovie-sistemi-prinyatie-v-chelovecheskom-obshestve-vam-izvestni.html
  • exam.bystrickaya.ru/yadernie-sverhmateriali-sudba-nesluchajnih-mifov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-25-vseobshej-deklaracii-prav-cheloveka.html
  • studies.bystrickaya.ru/i-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-24-noyabrya-2010-god-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnik-pod-redakciej-doktora-stranica-10.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-marta-2004-g-1089-ob-utverzhdenii-federalnogo-komponenta-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-nachalnogo-obshego-osnovnogo-obshego-i-srednego-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-kulturnoj-programmi-desyatogo-mezhdunarodnogo-festivalya-kinematograficheskih-debyutov-duh-ognya-hanti-mansijskij-avtonomnij-okrug-yugra-gorod-hanti-mansijsk-24-28-fevralya-2012-goda-24-fevralya.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-bbk-65-byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2010-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nauchnij-metod-poznaniya-mira.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-oprichnini.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.