.RU

если Ни улчие до*дЬ - Раньше это называлось "пионерский лагерь"


если Ни улчие до*дЬ

если где-нибудь в засушливых пампасах австралийского кон­тинента дождь - это счастье, ниспосланное небом, то для вас - это несчастье, это крушение планов и надежд, это семь с половиной кру­гов ада. Даже взрослых дождь вводит в состояние беспричинной хандры, уныния и пессимистического восприятия окружающей дей­ствительности. Дети же, с их непосредственной реакцией на проис­ходящие события, быстро осознают: если дождь - то нельзя гулять, купаться, ходить в лес, кататься на качелях и получать еще тысячу и одно удовольствие из тех, что возможны в солнечную погоду. От понимания этого настроение у детей портится, как сметана, не уб­ранная вовремя в холодильник. Возникает желание уехать домой. Появляется капризность и раздражительность. Повышается склон­ность к заболеваниям.

Дождь - это ваш враг №1. Но дождь - внешний противник, и он сможет победить вас, лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом - растерянностью. Разрешение противостояния "кто кого?" между вами и дождем, даже если дождь мелкий, холод­ный и "зарядил" на целую неделю, полностью зависит от вашего мастерства и вашей внутренней мобилизации. Если вы сознательно распрощаетесь с надеждой отдохнуть в эти дни, если вы оперативно внесете изменения в распорядки и планы, если вы проявите внут­реннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятен и такой исход: дети будут вспоминать дни дождевой блокады как са­мые интересные и увлекательные. Ведь во время дождя можно столькому научиться, столько прочитать, о стольком поговорить и во стольком поучаствовать! Никакой другой отрезок лагерной сме­ны не сравнится с дождевым по плотности дел и занятий, а значит и по яркости и разнообразию впечатлений. Нужно только уметь че­редовать нагрузку, вовремя менять помещения и постоянно забо­титься о материальном обеспечении.

В сырую погоду можно проводить практически любое из дел, название или описание которого вы встретите в главах и приложе­ниях этой книги. Но на всякий случай вот перечень еще ста занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь.

  1. Операция "Путешествие по книжным полкам", т. е. посещение
    библиотеки и получение книг для чтения в последующие часы и
    дни.

  2. Концерт КВЧГ ("кто во что горазд!").


106

107



  1. Конкурс на лучшую рекламу дождя.

  2. Занятие №1 в "Мастерской игрушек". Изготовление фигурок из
    шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина.

  3. Создание коллективной аппликации из цветной бумаги "Сол­
    нышко смеется".

  4. Час пришивания пуговиц, глажения рубашек и стирки носовых
    платков.

  5. Игра "Я садовником родился..." с последующим превращением
    ее в игру в фанты.

  6. Ритуал приветствия дождя.

  7. Вечер "Русские посиделки" с чаепитием, рассказыванием баек,
    шутками и розыгрышами.




  1. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армрес-
    лингу.

  2. 1-й урок в "Школе авангардной живописи". Рисунок из спичек
    или тонких веточек, наклеенных на картон.

  3. Час рассказывания анекдотов.

  4. Открытие клуба интеллектуальных игр с торжественным ритуа­
    лом и последующим первым заседанием-игрой "Что? Где? Когда?".

  5. Конкурс "Мода в каменном веке".

  6. Занятие №2 в "Мастерской игрушек". Изготовление игрушек из
    глины или пластилина.




  1. Программа психологических тестов.

  2. Прогулка босиком по лужам.

  3. Час настольных игр. (Повторяется ежедневно).

  4. Неформальный обмен кулинарными рецептами.




  1. Вечер инсценирования сказок.

  2. Игра в "Луноходы": два часа передвижений по корпусу только
    "на четвереньках".

  3. Организация выставки витражистов - раскрашивание окон в
    холле гуашевыми красками.

  4. Коммуникативная игра для знатоков слов русского языка "Кон­
    такт".

  5. Час придумывания нового применения старым, никому не нуж­
    ным вещам.

  6. Турнир шахматистов и шашечников с определением победите­
    ля.

  7. Второе заседание клуба интеллектуальных игр. Игра "Брейн-
    ринг" с вопросами о природе.

  8. Занятие №3 в "Мастерской игрушек". Изготовление свистулек
    из ивовых веточек.

  9. Игра в фантики.

  10. Танцевально-игровая программа (сокращенно: "ТИП").

  11. Полуспортивная встреча между командами мальчиков и дево­
    чек по "Воздушному хоккею".

  12. 2-й урок в "Школе авангардной живописи". Композиция из цвет­
    ных клякс на бумаге.

  13. Час медитации.

  14. Всеобщая перестановка мебели (кроватей и тумбочек).

  15. Занятие №4 в "Мастерской игрушек". Приготовление поделок
    из коры.

  16. Веселая коммуникативная игра "Чепуха".

  17. Час разучивания новых песен. (Повторяется ежедневно).




108

109

  1. Матч-реванш по "Воздушному хоккею".

  2. Конкурс на самое грустное письмо "А у нас идет дождь".

  3. Третье заседание клуба интеллектуальных игр. Игра "Интеллек­
    туальный хоккей" с вопросами о литературе и музыке.

  4. Вечер страшилок.

  5. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием.

  6. Час отгадывания загадок.

  7. 3-й урок в "Школе авангардной живописи". Рисунок из прово­
    локи на фанере.

  8. Полчаса коллективного стояния на голове.

  9. Встреча гостей - соседнего отряда.

  10. Занятие №5 в "Мастерской игрушек". Изготовление объемных
    фигурок из бумаги.

  11. Игра "Поле чудес".

  12. Откровенный разговор - "Огонек": "Расскажи мне о себе".

  13. Очень азартная коммуникативная игра "Мафия".

  14. Час изготовления подарков к родительскому дню.

  15. Очень современная танцевально-конкурсная программа "Стар-
    тинейджер".




  1. Четвертое заседание клуба интеллектуальных игр. Сказочный
    эрудицион.

  2. Неформальная беседа о любимых кинофильмах.

  3. Сооружение индивидуальных "домиков" под кроватями.

  4. Час чтения вслух книги с захватывающим сюжетом (повторяет­
    ся ежедневно).

  5. Занятие №6 в "Мастерской игрушек". Изготовление кукол из со­
    ломки.

  6. Конкурс на лучшее изготовление "мокроступов" из целлофано­
    вых пакетов.

  7. Старая коммуникативная игра "Города".

  8. Турнир доминошников (тех, кто играет в домино) с определени­
    ем победителя.

  9. Вечер именинников.

  10. 4-й урок в "Школе авангардной живописи". Графика на бумаге,
    покрытой черной тушью (рисунок наносится иголкой).

  11. Конкурс собирателей дождя, т. е. 30-минутная прогулка под дож­
    дем со стаканами, в которые необходимо собрать как можно
    больше капель.




  1. Изготовление отрядной стенной газеты "Мокрая правда".

  2. Игра "Прятки", только прячутся не люди, которых ищет один
    ведущий, а наоборот: все ищут один спрятанный ведущим пред­
    мет.




  1. Пятое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра "Великолеп­
    ная семерка" с вопросами по истории и географии.

  2. Час охоты на комаров (Повторяется по мере необходимости).

  3. Неформальная беседа о любимых книжках.

  4. Занятие №7 в "Мастерской игрушек". Изготовление масок из па­
    пье-маше.

  5. Игра с прыжками "Три-пятнадцать".

  6. Конкурс иллюзионистов с предварительным разучиванием фо­
    кусов и подготовкой инвентаря.

  7. Час отгадывания кроссвордов.

  8. Генеральная уборка.

  9. Организация выигрышной лотереи, в которой билеты покупа­
    ются за вежливые слова.

  10. Коммуникативная игра "Ассоциации".

  11. Подготовка концерта для соседнего отряда и выход в гости с
    этим подарком.

  12. Обход всего корпуса изнутри, держась за стены и не отрывая
    рук.

  13. 5-й урок в "Школе авангардной живописи". Аппликации из су­
    хих листьев и цветов.

  14. Шестое заседание клуба интеллектуальных игр. Мульт-викто-
    рина.

  15. Конкурс на лучший букет для бутылки с узким горлышком.

  16. Вечер легенд и мифов.

  17. Час просмотра телевизионных программ (повторяется регуляр­
    но).

  18. Турнир карточных игроков "В дурака" с определением победи­
    теля.

  19. Игра с песенными вопросами и песенными ответами "Футбол".

  20. Занятие №8 в "Мастерской игрушек". Изготовление самолетов
    и корабликов из старых газет.

  21. Написание зашифрованных писем и организация переписки меж­
    ду палатами.

  22. Конкурс на самое красивое оформление палаты.

  23. Встреча-разговор с очень интересным человеком.

  24. Шуточная коммуникативная игра "Сломанный телефон".

  25. Час технических головоломок (кубик Рубика и др.).

  26. Вечер гаданий и астрологических прогнозов.

  27. Седьмое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра "Звезд­
    ный час".

  28. Полуспортивное соревнование в помещении "Веселенькие стар-
    тики".


ПО

111

93. 6-й урок в "Школе авангардной живописи". Рисунок из пласти-

лина на стекле.

  1. Конкурс фантазеров "Что я сделаю, когда кончится дождь".

  2. Занятие №9 в "Мастерской игрушек". Изготовление игрушек из
    ниток и тряпичных лоскутков.

  3. Турнир игроков в "Морской бой" с определением победителя.

  4. Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и
    человеческой истории.

  5. Час тихого чтения (повторяется ежедневно).

  6. "Танцы на воде", т. е. дискотека под дождем с последующей про­
    сушкой.

100. Концерт вожатской самодеятельности для детей.

Можно было бы предложить еще 100 занятий, но, скорее всего, пока вы организуете и проведете вышеперечисленные, или кончит­ся дождь, или закончится смена, или начнется Всемирный потоп. В любом случае вторая сотня занятий вам не потребуется.

Взрослые называют это красивым словом "ностальгия". А дети просто "скучают по дому". Они редко говорят "грущу", "тоскую", они употребляют именно это слово - "скучаю".

Если подойти к десяти "заскучавшим" детям и попросить их объяснить причины своею "скучания", то ответы можно получить самые неожиданные:

Если вы поверите, что эти невразумительные объяснения и есть истинные причины грусти и желания попасть домой, то вы окаже­тесь в ловушке неумышленной дезинформации.

На самом деле дети скучают по дому тогда...

... когда они чувствуют свою незащищенность, ранимую откры­тость перед равнодушной небрежностью окружающего мира...

... когда у них нет друзей, не с кем поиграть, поговорить, неко­му открыть тайну...

... когда они не могут привыкнуть к иным, чем дома, требовани­ям, к иному распорядку дня и иным отношениям со взрослыми...

... когда вокруг нет домашнего комфорта, слишком долго при­ходится сидеть в палатах на "казенных" койках, так не похожих на домашний диван, кресло или ковер...

... когда их преследуют неуспехи, неудачи, ничего не получает­ся, "не клеится", и все это видят...

... когда им не хватает ласки, персонального внимания, теплого слова, элементарной похвалы...

... когда слишком большие нагрузки, слишком много дел, высо­кая плотность дня и чрезмерная заорганизованность, от которой хочется спрятаться...

... когда им нездоровится, болит голова или живот, повысилась температура, разбилась коленка или в ладонь воткнулась заноза...

... когда плохая погода: сыро, промозгло, ветрено, холодно, слякотно, одним словом - противно...

... когда просто нечем заняться.

То есть заскучать дети могут когда угодно. Обычно это происхо­дит так. Невзначай услышанное слово, что-то напоминающее мимо­летный зрительный образ, едва уловимый знакомый запах вызывают в глубинах памяти ассоциации, связанные с домом. Если в этот мо­мент ребенка ничто не тревожит, если он увлечен интересной деятель­ностью, всплывшие в памяти образы тают, не оставляя следа. А если он испытывает беспокойство, подавленность, раздражение, если об­щий эмоциональный фон негативный, то ассоциативные образы за­крепляются и привязываются к ближайшему источнику неприятностей. На этом заканчивается неконтролируемый, бессознательный этап и на­чинается новый этап - сознательного сравнения. Ребенок начинает представлять, что, окажись он в данный момент дома, все бьшо бы по-другому. Если сейчас он в сырой обуви, то дома бабушка обязательно дала бы теплые шерстяные носки. Если сейчас он ест липкую овсяную кашу, то дома наверняка были бы оладьи с вареньем. Если сейчас его никто не любит, то дома любили бы все, даже рыбки в аквариуме. Все плохое, что было в домашней жизни, преломившись в призме детского воображения, улетучивается. А все хорошее, даже не замечаемое рань­ше, разрастается и заполняет сферу фантазии. Если мыслительное срав­нение будет продолжаться долго, то у ребенка появится желание оказаться там, где так хорошо, то есть дома. Но так как нуль-транс­портировки невозможны, он опечалится, расстроится и, может быть, даже поплачет. Если в этот момент поинтересоваться: "Почему ты пла­чешь?", он ответит: "Скучаю по дому".

Так же, как ребенку полезен шоколад, обливания холодной во­дой и общение с телевизором, так же полезно ему скучать по дому. Так же как шоколад, ледяная вода и телеэкран опасны в больших


112

113

количествах, так же опасно скучать слишком долго. Чем продол­жительнее время, когда ребенок уносится в мыслях домой, тем твер­же становится его стремление уехать, тем устойчивее эмоционально отрицательное отношение к лагерю.

Но не допустить перерастания светлого чувства любви к дому в мрачное состояние неприятия лагеря в ваших силах. Если вы поняли, в чем причины "скучания" и каков его механизм, то вам, наверное, уже ясно, что нужно делать. Нужно, чтобы ребенок чувствовал уют, имел друзей и был включен в интересную деятельность.

Разрешите ребятам оборудовать по вкусу свои комнаты, пусть каждый, если захочет, украсит рисунками или плакатами стену над кроватью, пусть на тумбочках стоят букеты, открытки или мягкие игрушки, с которыми очень любят засыпать малыши. Дайте воз­можность почувствовать ребятам, что место, в котором они оказа­лись, - их дом, а это произойдет, лишь если они сами своими руками обустроят его.

"Передружите" всех детей. Создавайте в первые дни разные груп­пы для выполнения временных коллективных поручений. В ходе их выполнения ребята будут знакомиться и узнавать друг друга. По­степенно у них появятся "закадычные друзья" и "задушевные под­ружки". А если кто-то все же "не впишется" в систему симпатий и дружеских связей, станьте для него другом сами.

Ну и главное, организуйте насыщенную жизнь с плотным рас­порядком дня и смены, с учетом колебаний эмоционального маят­ника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: "Сегодня было здорово". И чтобы еще приятнее было предвкушать радость завт­рашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и боль­ших удовольствиях, которые ждут его утром.

Ну, а если все же все ваши превентивные меры не возымели ре­зультата и кто-то из детей заскучал, подзовите этого ребенка к себе, приласкайте. Пусть даже он поплачет - не надо загонять тоску вглубь, надо дать ей выплеснуться. А вы посидите тихо рядом. Или задавайте вопросы:

"А что тебе подарили на последний день рождения?" "А что видно из вашего окошка?"

"А что обычно готовит мама на завтрак по воскресеньям?" Пусть ребенок выговорится, пусть мысленно побывает среди близ­ких людей и любимых игрушек. Только обязательно закончите этот разговор-воспоминание на нотке оптимизма, вернитесь вновь в лагерь и вдвоем представьте, сколько еще радостных дел, приятных сюрпри­зов ждет впереди. И предложите написать об этом письмо домой.



А малышам можно даже по просьбе родителей на 1-2 дня съез­дить в "отпуск" - ребенок убедится, что дома без друзей скучно и неинтересно, и, успокоенный, приедет вновь в лагерь. Вы же встреть­те его с искренним радушием и сознайтесь, что без него вам было грустно. А еще лучше, если радость по случаю возвращения "вре­менного эмигранта" выскажет весь отряд.

Если же вы любите играть, то можете рискнуть провести игру "Все наоборот". Станьте "маленьким" и заявите, что вам все надое­ло, скучно и хочется домой. Покапризничайте, чтобы у ваших детей появилась возможность проявить свою рассудительность и утешить вас. Кто же, как не ваши дети, окажет вам поддержку, если вы сами вдруг "заскучаете".

А еще можно поскучать коллективно в рамках специального те­матического дня. Включите в свой план смены "День повальной нос­тальгии" или "День хандры, скуки и уныния". Вот уж будет весело.

А малышам можно даже по просьбе родителей на 1-2 дня съез­дить в "отпуск" - ребенок убедится, что дома без друзей скучно и неинтересно, и, успокоенный, приедет вновь в лагерь. Вы же встреть­те его с искренним радушием и сознайтесь, что без него вам было грустно. А еще лучше, если радость по случаю возвращения "вре­менного эмигранта" выскажет весь отряд.

Если же вы любите играть, то можете рискнуть провести игру "Все наоборот". Станьте "маленьким" и заявите, что вам все надое­ло, скучно и хочется домой. Покапризничайте, чтобы у ваших детей появилась возможность проявить свою рассудительность и утешить вас. Кто же, как не ваши дети, окажет вам поддержку, если вы сами вдруг "заскучаете".

А еще можно поскучать коллективно в рамках специального те­матического дня. Включите в свой план смены "День повальной нос­тальгии" или "День хандры, скуки и уныния". Вот уж будет весело.



^ Нию делясь В родительским день

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Хотя вообще-то отдельные родители к отдель­ным детям приезжают и во все остальные дни, но в "родительский день" этот родительский приезд становится массовым. Более того, он часто бывает и целенаправленно организованным.

Отдельные вожатые в ожидании родительского дня порой вы­нашивают такую мысль: "Приедут родители - заберут детей, отдохну немного!". Принять эту мысль можно, если согласиться, что отдых -это смена видов деятельности. Потому что в сравнении с другими днями родительский не менее напряжен и загружен, просто он дру­гой. В нем иные заботы и хлопоты, иные проблемы и вопросы, и даже - чуть-чуть иные отношения с детьми. Но эти заботы и проблемы, так же как и любые прочие заботы и проблемы, требуют затрат ду­шевной и физической энергии. И немалых затрат. А поэтому рассла­биться в родительский день вам не удастся. И ваши ожидания на отдых не оправдаются. Но это не страшно. Главное - чтобы оправдались ожидания родителей.

Хотя все родители разные, в еще большей степени они одинако­вые. Они могут в разной степени скучать по своим детям. Они мо­гут в разной форме выражать свою радость при встрече детей. Они могут по-разному обращаться к своим детям. Но всех их интересует одно и то же:


114

115

"Хорошо ли моего ребенка кормят?" "Не обижают ли моего ребенка?", "Здоров ли мой ребенок?", "Не скучно ли моему ребенку?", "Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?". Если хотя бы по одному из пяти пунктов родители не получат положительной информации, они начинают "принимать меры". "Меры принимают" все родители - в этом они одинаковые. Но по-разному - ведь все-таки они разные. Родители, занимающие пози­цию "Мой ребенок лучше всех!", начинают обвинять без разбору вожатых, поваров, медиков, администрацию, но более всего и в пер­вую очередь - вожатых. Родители, живущие под покровом тайны: "И в кого он у меня такой уродился?", обрушиваются с причитания­ми, наставлениями, вздохами и угрозами на собственных детей. Ро­дители, смирившиеся с мыслью: "По-моему колония плачет!", грустно покачивают головой и нерешительно просят: "Вы уж с ним построже". Самые "опасные" родители - родители-педагоги. Обре­мененные тяжким грузом знаний о том, как воспитывать чужих де­тей, они считают себя обязанными поделиться с вожатым частью этого груза и поэтому могут в течение многих минут высказывать вам свои соображения по поводу общей организации лагерной жиз­ни и конкретных взаимоотношений с их собственным наследником. Но и родителей-педагогов, и даже родителей - бывших вожатых в первую очередь интересуют вышеназванные пять вопросов. А по­этому вам следует быть готовым дать интересующую их информа­цию. А для тгого надо подготовиться. И лучше всего - вместе с детьми. Начните с того, что накануне проведите "Большую Стирку" -так обычно домохозяйки называют процесс наведения чистоты и порядка в квартире. Объясните детям, что их родители будут очень огорчены, если увидят их "грязнулями" и "пачкулями". И наоборот, родителей можно порадовать, если продемонстрировать самостоя­тельность в деле ухода за самим собой. А поэтому пусть все приго­товят грязные носки и платки (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются их выстирать. Чтобы попытка уда­лась, вам надо показать детям, как правильно намыливать, полос­кать и выжимать - вряд ли у большинства детей эти навыки имеются. Сушить все, что выстирано, надо на специально закрепленной ве­ревке. Если ее не будет или если вы ее не покажете детям, кое-кому из них может прийти в голову гениальное рационализаторское ре­шение: высушить трусики, засунув их в тумбочку в пакетик с конфе­тами. А когда настанет время глажения, то вам лучше всего взять утюг в собственные руки и быстро-быстро перегладить все само­стоятельно. Иметь происшествие в виде ожога - не лучшее приобре-

116

тение накануне родительского дня. А вот что можно доверить детям - это пришить пуговицы. Только иголки и нитки, наверное, придется достать из собственных запасов - у детей их может не оказаться. За­кончить "Большую Стирку" следует наведением порядка в тумбоч­ках, шкафах и чемоданах - так, как вы это делали в банный день.

Следующий этап предварительной подготовки к родительско­му дню - организация выставки детских работ. Работами могут быть рисунки, бумажные поделки, композиции из природного материа­ла, результаты труда в кружках выпиливания, выжигания, вышива­ния и т. д. Подскажите ребятам простую мысль: "Всем родителям приятно увидеть работу своего сына или дочери". А поэтому пусть постарается каждый. А вы заготовьте таблички с названиями "ше­девров" и фамилиями их создателей.

Еще можно выпустить газету "Как мы в лагере живем".

Еще можно подготовить концерт из лучших "номеров" - сце­нок, частушек, песен, инсценированных анекдотов и гимнастичес­ких пирамид.

Еще можно изготовить приветственный транспарант и вывесить флажки.

Ну и, наконец, можно посоветовать всем детям приготовить какой-то персональный сюрприз для своих родителей. Раскрашен­ный камешек. Скорлупку от ракушки. Засушенный корень калгана. Букетик цветов. Ну, или просто рисунок. Одна девочка "сохранила" однажды для любимой бабушки мороженое от полдника, завернув его в панамку. Конечно, ценности для родителей эти сюрпризы пред­ставлять не будут, но внимание и забота могут тронуть всякого.

А еще накануне родительского дня остригите всем ногти!

Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие роди­телей, попробуйте встать чуть раньше, чем обычно. Эти несколько дополнительных минут нужны вам, чтобы приготовить свою самую "приличную" одежду. Встречать родителей в мятом и грязном - зна­чит выказывать по отношению к ним свое неуважение. А всякий человек, которому выказано неуважение и пренебрежение, обычно платит той же монетой. А зачем вам это?

Следующее, что нужно обязательно сделать в это утро, - прове­рить еще раз, во что дети одеваются. Кто-нибудь непременно, не­смотря на всю предшествующую работу, откопает грязную рубашку и наденет грязные гольфы. Не ругая, попросите таких "уникумов" переодеться. И помогите девочкам заплести косички. И попробуй­те причесать мальчиков. Не забывайте, первую информацию о со­стоянии дел в лагере родители получат в момент созерцания внешнего вида своего ребенка.

117

Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство вашего корпуса. Поэтому до завтрака обойдите свои владения и осмотрите их критическим взглядом. То, с чем вы давно свыклись, то, что вы уже не замечаете, родителям бросится в глаза сразу. Чтобы этого не произошло, снимите со сте­ны лопнувший два дня назад воздушный шарик, уберите из угла покрывшуюся паутиной половую тряпку, замените позавчера пере­горевшую лампочку и поставьте на полку одинокий, неизвестно кому принадлежащий башмак, который ваши мальчишки используют как футбольный мяч. И уже после этого со спокойной совестью отправ­ляйтесь завтракать.

А после завтрака вы можете еще раз провести репетицию кон­церта, приготовить мешочки с грязным бельем -для обмена на чис­тое, расставить стулья в "зрительном зале" - в общем, подготовиться к демонстрации того, что отряд живет дружно и весело, никто не болеет и все с нетерпением ждут встречи с близкими людьми. Боль­шего в целях подготовки информации для родителей об их детях вы сделать не сможете.

А еще - и это главное - вам нужно подготовиться к личному кон­такту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут пап, мам, бабушек, дядей, старших сестер и братьев к вам и представят: "Вот, это ко мне приехали". Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким - 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор - попросите ро­дителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет - поинтересуйтесь, намерены ли родственники "забрать" детей для общения "в семейном кругу" где-нибудь за пределами корпуса и лаге­ря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотош­ность, - попросите написать заявление или расписку. Образец ее вам надо подготовить заранее. Например, такой: "Расписка

Я, Соколов Александр Валентинович, беру на себя ответствен­ность за жизнь и здоровье моей дочери Соколовой Наташи с 11.00

до 17.00 19 июня 200...г.

Подпись".

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, приготовьте ручку и стопку чистых листов зара­нее. Только по свершении этой процедуры дети могут получить "увольнительную" - у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на проща-

118

ние, они должны подвести его к вам и "обменять" на расписку - вам она уже не нужна. Такая "бюрократическая волокита" нужна хотя бы потому, что, как показывает статистика, дети в лагерях чаще тонут именно в родительский день и именно в тот момент, когда родители уже уехали, а в отряд ребенок еще не вернулся. А если все же необходимость брать расписки вас угнетает или это вызывает раздражение родителей, сошлитесь на то, что это распоряжение на­чальника лагеря, а вы всего лишь добросовестно его выполняете.

А вечером, после того, как родители покинут территорию лаге­ря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о при­везенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская "гуманитарная помощь", тем лучше, т. е. безопаснее.



119


Прежде всего, понять состояние ребенка. Даже если еще вчера он был радостным и совершенно не вспоминал о маме, то сегодня, когда ко всем приезжают, а к нему нет, он чувствует себя одиноким, покинутым и самым несчастным. Он может целый день - без обеда и полдника - стоять у лагерных ворот и грустить. Он может, пода­вив в себе слезы, организовать "месть" - беспричинно с кем-то под­раться, что-то разбить, куда-то спрятаться. Он может "закатить" настоящую истерику.



Что делать? Даже если вы услышите совет: "Станьте на один день его мамой", - вы не сможете этот совет выполнить. Поэтому вам остается только понять, внутренне пожалеть и, собрав всех "по­кинутых", сходить с ними на речку. В такой день можно разрешить дополнительное купание. И можно отменить "тихий час". Но лучше всего заняться несложной физической работой и попросить детей помочь вам. А в конце дня позовите ребенка к себе и скажите, что только что звонила его мама и просила передать, что у нее все в порядке, что она его любит и очень скоро обязательно приедет, пусть он не плачет и ждет. А это от нее подарок! Ложь все-таки иногда бывает "святой".



Увы, но поводом для разговора с родителями чаще всего быва­ют претензии: или ваши, или к вам.

Вести разговор, за которым стоит одна из этих или одна из со­тен других претензий, очень непросто. Вести такой разговор - это своего рода дипломатическое искусство. И уж если такой разговор вам предстоит - азы этого дипломатического искусства вам надо знать.

1 . Не ведите разговор стоя - это очень неудобно. Предложите присесть или пройтись по территории лагеря. Во время разговора не держите руки в карманах, а также не чешитесь и не ковыряйте в носу.

2. Постарайтесь говорить с родителями "на равных". Не допус­кайте как снисходительно-покровительственного тона, так и заис­кивающего, подобострастного. Скажите себе: "Я - взрослый человек. Я уважаю себя сам и прошу уважения к себе со стороны других".

3. Не занимайте "оборонительную позицию". Не пытайтесь за­
щищаться и оправдываться - это будет свидетельством вашей вины,
а ее на самом деле может и не быть.

Не занимайте "наступательную позицию". Не пытайтесь навя­зывать свою точку зрения и убеждать родителей, что они не правы. Это еще никому никогда не удавалось.

  1. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего
    собеседника, несколько раз повторите их про себя - чтобы не за­
    быть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями про­
    износите это традиционное русское обращение как можно чаще.

  2. Найдите во внешнем облике родителей какую-то "красивую
    деталь": благородная седина, мужественные морщины, красивые
    зубы, умелая косметика, изящные серьги в ушах, - и постарайтесь
    на этой понравившейся детали сосредоточить свое внимание.

  3. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните
    фразу так: "Я хотел бы попросить вашего совета...", или: "Мне очень
    хочется понять, а без вас это вряд ли получится...", или "Мне, пожа­
    луй, нужна ваша помощь...".

  4. Если разговор начали родители и сразу принялись высказы­
    вать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не
    перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их
    речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и
    без лукавства: "Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома.
    Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, прин­
    ципиальный...)". Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в
    долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что про­
    блема, из-за которой "разгорелся сыр-бор", уже снята.

  5. Если нет возможности свести проблему к шутке или переклю­
    чить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему
    решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на парт­
    нерские отношения и включите в размышления над выходом из си­
    туации родителей:

"Как вы думаете, может быть, лучше..."

"Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете..."

"А как вы отнесетесь, если мы поступим так..."

Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение - выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

9. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько
"дежурным" изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько гла­
зами.


120

121

10. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: "А зна­ете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..", или: "Если че­стно, мне ваша дочь очень симпатична, в отличие от других девочек...", или: "У вас такой хороший ребенок, я бы хотел иметь такого сына...". Комплименты родителям по поводу их детей гово­рят редко, между тем слышать их всегда приятно. Доставьте роди­телям напоследок несколько приятных секунд.

Эти советы предполагают тот случай, когда родители настрое­ны на скандал или, по крайней мере, на "выяснение позиций". Если же они подошли к вам или встретили вас доброжелательной улыб­кой и ожиданием конструктивного решения проблемы, то ответьте им тем же. У вас может получиться приятный, глубокий разговор интеллигентных людей, после которого вы расстанетесь с чувством глубокого уважения друг к другу. Не стесняйтесь об этом так и ска­зать: "Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо

вам!"

Кстати, сказать "Спасибо" желательно после любого разговора

с родителями.




etnografiya-nravi-obichai-zhizn-naroda-folklor-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011-goda.html
etnokulturnaya-i-yazikovaya-specifika-realizacii-konceptov-family-i-semya.html
etnokulturnie-osobennosti-odezhdi-negidalcev-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xx-i-vv.html
etnokulturnoe-pograniche-v-sovremennoj-kitajskoj-literature-tvorchestvo-chzhan-lin-kak-obrazec-razvitiya-prozi-s-nacionalnoj-specifikoj.html
etnolingvisticheskij-faktor-kak-socialno-obuslovlennij-simvol-baskskogo-nacionalizma.html
etnologiya-kelti.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-uchenie-smodelirovali-process-evolyucii-v-probirke-e-postepennie-podmeni-i-revizii-priveli-k-otkazu-ot-klassicheskih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/marketingovij-analiz-rinka-majoneza.html
  • abstract.bystrickaya.ru/38-krivolinejnie-elementi-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-na-gosudarstvennuyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-totema-do-svyatogo-hristofora-igor-ivanovich-akimushkin.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pedagogicheskie-funkcii-i-umeniya-zimnyaya-i-a.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-predstavlyaet-soboj-cvetovoj-pokazatel-krovi-obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri.html
  • esse.bystrickaya.ru/redaktor-e-haritonova-margaret-tetcher-t37-iskusstvo-upravleniya-gosudarstvom-strategii-dlya-menyayushegosya-miraper-s-angl-stranica-14.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-priglashennih-k-uchastiyu-v-rabote-i-torgovogo-foruma-sibiri-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-kriminalisticheskoe-issledovanie-veshestv-i-materialov-issledovanie-dokumentov-odin-iz-vazhnejshih-razdelov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chempionovchampion-01-avstralijskaya-ovcharka-australian-shepherd-fci-342-kobeli-males.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-oformleniyu-pismennih-rabot.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-mou-dubkovskoj-sosh-pereslavskogo-mr.html
  • tests.bystrickaya.ru/kreativnij-rabotnik-osobennosti-rabotnika-postindustrialnoj-ekonomiki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-rimskaya-literatura-istoriya-vozniknoveniya-6ch-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-po-mehanike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-o-molodilnih-yablokah-i-zhivoj-vode-stranica-20.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushim-metodicheskie-razrabotki-dlya-vospitatelej-dou-vvedenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-mentality-of-russians-the-relationship-of-the-people-and-the-elite-the-place-of-intelligence-in-social-life-is-characterized-not-even-for-a-belligerent-and-for-the-occupied-country-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom-byulleten-novih-postuplenij-2004-god.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnij-nadzor-rossii-po-yadernoj-i-radiacionnoj-bezopasnosti-postanovlenie-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iv-yuzhno-rossijskom-otkritom-konkurse-pianistov-studentov-muzikalnih-uchilish-kolledzhej-uchilish-iskusstv.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya-rabochie-programmi-cikla-obsheprofessionalnih-disciplin-vvedenie-v-professiyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovie-osnovi-deyatelnosti-sudebnih-organov-kirgizskoj-respubliki.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-prugalov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subekti-vospitaniya-v-sovremennom-rossijskom-vuze.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-4-provedeniya-zanyatiya-po-grazhdanskoj-oborone-dlya-grupp-ne-voshedshih-v-nasf-tema-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-kak-osnovnoj-orientir-opredeleniya-soderzhaniya-kontroliruyushih-materialov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovi-neverbalno-komunkac.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-dolzhno-obladat.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravit-preobrazovanie-rgb-v-hsv-eto-specificheskoe-agregatnoe-sostoyanie-veshestva-v-kotorom-ono-proyavlyaet-odnovremenno.html
  • school.bystrickaya.ru/ekologicheskie-problemi-astrahanskoj-oblasti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-a-p-shihverdiev-proekt-korporativnij-menedzhment-uchebnoe-posobie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-85-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskoj-nerzhavejke-nikak-ne-ustanovyat-poshlini-semnadcat-komissij-i-plan-do-vesni-21-izvestiya-ilichev.html
  • spur.bystrickaya.ru/krestyanskie-vedomosti-9062010-g-rossijskaya-gazeta-06-2010g-den-myasa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.