.RU

Если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их



История ветеринарии
Колесниченко И.С., начальник Военно-ветеринарного института, полковник медицинской службы (Москва)
Содержание

Зарождение ветеринарии

Если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания животных.

Процесс становления ветеринарии был длительным и трудным. Но на всех этапах он оправдывался результатами, дававшими некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности людей постоянно расширялась, а ее характер качественно изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака. Имеются сведения, что ее одомашнивание произошло в период палеолита, и было связано с развитием охотничьей деятельности людей. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.

Первые земледельцы одомашнили овцу, свинью, козу, корову, а позже уже в век металла, - лошадь и верблюда.

Важнейшим источником для исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили в неолитическом Египте (V1-V тысячелетие до н.э.), в Китае, а также в Европе (111 тысячелетие до н.э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (1V и V тысячелетие до н.э). Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама в Центральной Америке.

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали использовать домашних животных для вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии

Развитие земледелия и скотоводства способствовало росту населения; человек получил возможность расширять источники существования, все более эффективно использовать освоенные земли, осваивать новые пространства и увеличивать численность одомашненных животных.

Еще до перехода к оседлому земледелию и работе с одомашненными животными наши древние предки были отличными охотниками, они знали и рыболовство, и собирание съедобных и лекарственных растений.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных цивилизованных потомков.

Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели представление об их образе жизни, о маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных сосудах, связанных с ним.

Древний охотник умел, не повредив печень отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом использовал «жилы» для сшивания шкур и для изготовления лука. Он имел достаточно представления о сухожильных окончаниях мышц.

Наши предки получали начальные сведения по сравнительной анатомии при разделке туш животных разных видов. Они видели сходство в строении одних и тех же структур и органов у животных разных видов. Можно предположить, что наиболее наблюдательные из охотников обращали внимание на различие в строении одних и тех же органов у животных разных видов.

Ученые эволюционисты-генетики допускают, что человек далекого прошлого обладал довольно значительным объемом чисто практических сведений в области сравнительной анатомии, систематики, экологии и этологии.

Точно также исследователи в области ветеринарии не могут не допустить, что в тот период первобытный человек проявлял повышенный интерес к случаям болезней одомашненных животных. Такой интерес многократно возрастал, если болело много животных, и происходила их гибель. Такие события были причиной бедствий. Поэтому первобытный человек первоначально пытался объяснить их действиями колдунов и других лиц «связанных» с дьяволом. Такое понимание поддерживалось среди некоторых племен до последнего времени. Причины массовых заболеваний животных объясняли действием демонического могущества и пытались изгонять власть злых духов шаманскими заклинаниями. В иудейском государстве болезни расценивали как божественные наказания за грехи отдельных лиц или целой общины.

Одновременно с этим зарождались и рациональные меры профилактики болезней животных. Для отдыха и укрытия животных в ненастную погоду использовали возвышенные места с достаточно удобным ложем.

Водопой предпочитали проводить из проточных водоемов. Проводили простейшие лечебные процедуры и использовали лекарственные травы.

Такие знания народной ветеринарии переходили из поколения в поколение и ими успешно пользовались в своей деятельности народные врачеватели вплоть до Х1Х – ХХ века.

Следовательно, основным событием первобытнообщинного строя было одомашнивание и использование животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители того времени.

Зарождение ветеринарии в России

Археологические исследования показывают, что на территории современной России первобытный человек  был земледельцем и  животноводом еще 6 - 8 тысяч лет до нашей эры. В этот регион первобытные люди доставляли одомашненных животных в процессе естественного расселения и освоения новых сельскохозяйственных территорий.  Такие перемещения   были  необходимы для освоения новых пастбищ и земельных угодий. Разумеется, в новые места  с одомашненными животными люди того времени переносили опыт работы с ними, в том числе и простейшие санитарные и гигиенические приемы. Особо быстро происходило освоение новых территорий после одомашнивания лошади. В этот период люди неминуемо должны  были дополнительно к известному им  опыту ухода за животными, овладевать некоторыми приемами, обеспечивающими  работоспособность и  продуктивность животных, и предупреждение их болезней в новых климатических условиях.  Дополнительные сведения были крайне необходимыми, поскольку животные  попадали в новые, более суровые, климатические и природные условия. Такие сведения передавались в устной форме из поколения в поколение и составляли основу того, что определяется как рациональная народная ветеринария. В последующие периоды многое из этих сведений было использовано и в письменной  форме.

Как уже отмечали в  Средневековье, по мере торжества христианства,  грамотность в Западной Европе сохранялась  лишь в замкнутой жизни за крепостными стенами  городов-государств  и  монастырей.   Образ жизни славян, и других народов, обитающих на территории современной России, резко отличался от образа жизни народов Западной Европы.  Представители народов, обитавших на территории современной России,  легко перемещались на лодках от Новгорода до Киева и далее до Царьграда. Они располагали сведениями о моржах, белухе, северных видах китов. Сохранилось много настенных рисунков, археологических находок и других памятников подтверждающих, что народам, жившим в раннюю эпоху Средневековья на территории современной России, были хорошо  знакомы технологии ведения скотоводства  и простейшие приемы профилактики и лечения болезней животных.

Все это они  восприняли от переселившихся сюда  их предков с  южных  первобытнообщинных  поселений и адаптировали к местным климатическим и природным условиям.

Животноводство было одним из основных  источников жизни  славян и других народов,  обитающих в те годы на территории современной России.
Ветеринария в античном мире

Первые цивилизации и классовые общества зародились в долинах Нила, Инда, Тигра – Евфрата, Янцзы и Хуанхэ в V11-1Vтысячелетиях до нашей эры. В этот период шумеры разводили коз, овец, быков и ослов. В V тысячелетии до н.э. жителям Месопотамии уже были хорошо известны лечебные свойства льняного семени. Врачевателей этой страны сопоставляли с положением жрецов.

Первые письменные сведения об эпизоотиях приведены в библии. В книге «Исход» пятая кара, постигшая египтян в виде наказания Божия, изображается как гибель в Египте всех лошадей, ослов, верблюдов, быков и овец

В седьмой книге «Метаморфоз» Овидий описывает эпизоотию на острове Этна во время войны с афинянами в 1295 году до н.э. Сначала болели собаки, птица, крупный рогатый скот, а затем животные всех видов и люди.

Гомер в «Илиаде» описывает как за 1200 лет до н.э. во время осады Трои эпизоотия охватила болезнью собак, лошадей, мул и людей.

Вергилий в книге 111 «Георгики» характеризует состояние нордических поселений после эпизоотии повальной болезни крупного рогатого скота следующим образом: «Тогда напрасно было искать в этих печальных местах двух одинаковых быков, чтобы запрячь их в повозку с жертвоприношениями в честь Юноны. С мертвых животных нельзя было снимать кожу, потому что их нельзя было очистить ни воздухом, ни огнем».

Сохранились египетские папирусы, которые представляются как пособия по ветеринарии и справочники со списками зверей, птиц, с названиями частей тела, названиями масел и других предметов лекарской деятельности.

Из времен Среднего царства Египта известен «папирус Эберса» (1500 лет до н.э.), в котором содержится 877 описаний болезней и их симптомов.

В этом папирусе приведены многочисленные сведения о животных, описан процесс развития мясной мухи из личинки и лягушки из головастика.

Древнейшие тексты из Вед, относящиеся к 11 тысячелетию до н.э., повествуют о развитии врачевания в Индии и существовании в этой стране профессии врачевателей. Медики Индии V111 века до н.э. знали не менее 760 видов лекарственных растений. Разумеется, их использовали и для лечения животных. Уже в те годы в Индии проводили вскрытие трупов, что в Европе стали практиковать только в эпоху Возрождения.

Лекари знали о существовании заразного начала, способного передаваться от больного к здоровому животному.

Еще за тысячу лет до нашей эры в Китае предпринимались попытки искусственно иммунизировать детей путем одевания им рубашек, пропитанных содержимым оспенных поражений. Проблему болезней животных рассматривали многие мыслители античной Греции.

Демокрит (470-380 до н.э.) занимался многими науками, в том числе медициной и ветеринарией. Он создал атомистическую теорию, которая в древности наиболее последовательно характеризовала многообразия движений, изменений, возникновений и гибели вещей.

Аристотель (384-322 до н.э.). С идей этого мыслителя начинались все курсы биологии. Он был учеником Платона и учителем Александра Македонского. Сохранилось его 19 книг о животных. Небольшой трактат Аристотеля «О частях животных» расценивается как начала сравнительной анатомии. Труд «О возникновении животных» посвящен классификации и описанию многочисленных видов животных. После смерти Александра Македонского (323 до н.э.) Аристотель был вынужден бежать из Афин. Невежи, тираны и толпа начали преследовать ученых еще в античности. Анаксимандр бежал из Афин под угрозой смертной казни. Сократа заставили выпить яд из цикуты. Платона продали в рабство. Эта горькая судьба преследования инакомыслия (а каждый выдающийся ученый должен быть инакомыслящим, если он действительно опережает свое время) продолжится и в древности, и в средневековье, и в Новое время.

Аристотель описывает бешенство, как хорошо известную болезнь. В эти же годы Филоменос предпринимал попытки лечить больных бешенством.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в своих трудах излагал гипотезу о живой природе возбудителей заразных болезней. Ввел понятие концепции эпидемической конституции мест и лет. Для объяснения массовой заболеваемости сформулировал гипотезы миазматизма и контагиозности.

Вегеций (1У век до н.э.) писал: «Войска не должны слишком долго в большом количестве скопляться в одной и той же местности, потому что от этого портится воздух и происходит самая опасная повальная болезнь. Они не должны стоять на сухих, лишенных тени холмах и летом не должны располагаться без шатров. У них не должно быть недостатка ни в топливе, ни в одежде. Употребление дурной воды, подобно яду, причиняет болезнь.

Гален (129-201гг. до н.э.)- классик античной медицины и ветеринарии, исследовал в сравнительном аспекте анатомию ряда видов крупных млекопитающих. Учение Галена оказало большое влияние на медицину и ветеринарию последующих столетий. Он работал в г. Александрия.

Катон, Марк Порций Старший (234-149 гг. до н.э.). В книге «Земледелие» описал историю экономики Древнего Рима, отмечая влияние на нее массовой заболеваемости сельскохозяйственных животных.

Варрон Марк Теренций(116 - 27 век до н.э.). Написал три книги «О сельском хозяйстве». Высказывал гипотезу о живой природе возбудителей заразных болезней.

Лукреций Кар (95-51 до н.э.) написал поэму «О природе вещей», в которой изложил атомистическую теорию мировоззрения. Придерживался гипотезы о живой природе возбудителей заразных болезней.

Вергилий (70-19 век до н.э.) в своих поэмах прославлял жизнь на лоне природы и сельский труд. При этом описывал массовую заболеваемость животных.

Плиний Старший, Гай Секунд (23-79 гг. н.э.). Написал «Естественную историю в 37 книгах» Одна из них посвящена биологии и медицине. Погиб во время извержения Везувия.

Фукидид (460-400 гг. до н.э.) обратил внимание на приобретенный иммунитет у людей, переболевших чумой. Он пишет: «…лица раз перенесшие болезнь, не заболевают вновь».

Уместно отметить, что описание болезней древнего человека мыслители связывают с болезнями животных. Этими болезнями были чума, сибирская язва, лейшманиоз, бешенство и некоторые другие.

Таким образом, в античный период ветеринария продолжала развиваться на основе наблюдений владельцев, пастухов, ковочных кузнецов и других лиц, за особенностями поведения одомашненных животных в случаях их заболевания.

Одновременно мыслители осмысливали причины массовой заболеваемости животных. Во многом они были близки к пониманию природы массовой инфекционной заболеваемости животных.
Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века)

В 410 году н.э. Рим пал под натиском варваров. Это время принято считать началом эпохи Средневековья.  В Европе наблюдался застой науки и упадок знаний  о разнообразии живой природы, в том числе и о причинах болезней животных.  Начался реакционный период всевластия и мракобесия католической церкви.  Тысячелетняя культура античности была разрушена не варварами,  а ранним христианством.

По наущению патриарха Феофана толпа в конце 1У века  разрушила  Александрийскую библиотеку с 700 тысячами рукописей. Для сравнения отметим, что в   библиотеке Ватикана в то время насчитывалось всего 2546 томов. Раннее христианство ограничилось сохранением  грамотности лишь в высшем обществе и в стенах монастырей. Отсюда двоякая роль средневековых монастырей: с одной стороны, с их помощью насаждались церковные догмы, а с другой – в них сохранялись книги, писались рукописи, переводились сочинения с одного языка на другой.  В монастырях трудились многие ученые средневековья.

Средневековая эпоха феодализма  в Европе характеризовалась многочисленными эпизоотиями и эпидемиями  (сибирская язва, чума, бешенство и др.).  Тем не менее такая обстановка не только не вызывала  дальнейшего развития научных исследований о причинах и путях распространения болезней,     но, наоборот, в соответствии с требованиями господствующей в тот период религии резко преследовалась любая научная деятельность в этом направлении.

Вместе с тем, в Арабском мире, Византии, древней Армении и ряде других стран Ближнего Востока  продолжала поддерживаться преемственность культур   античной цивилизации.

Лазар Парпеции  и Мовсес Хоренаци (У век н.э.)  описали животных из Араратской долины и других районов Армянского нагорья.   Еще до арабского владычества (651-887 гг.н.э.) в Армении  существовала ветеринарная наука.

В хранилище древнеармянских рукописей  Матенадаране  имеются «Лечебник для лошадей, мулов и  ослов»,  «Учебник ветеринарии»,  трактат «О болезнях животных».

Амирдовлат (1414-1496 гг.)  описал 859   форм лекарственных растений и 166 видов животных, 100 способов дегельминтизаций плоских и круглых гельминтов, он был знаком с местной анестезией.

В У – У11 веках на древнеармянский язык были переведены  труды Платона, Аристотеля, Зенона, Стоика.

В VII – VIII веках арабы, создав на востоке былого античного мира свою империю, широко использовали научные достижения античных авторов. Врачевание они рассматривали как одну из форм искусства близкую к Богу.

Абу-Али Ибн Сина (Авиценна, 980 – 1037 гг.) – естествоиспытатель, врач, внес большой вклад в мировую культуру. Его работы по зоологии, болезням животных и их лечении были предметом изучения в университетах того времени.  Его «Медицинский Канон» был переведен в 12 веке на латинский язык.  Он пользовался широкой популярностью и  способствовал подготовке опытного естествознания.

В III веке в Китае написана первая в мире  сводка по фармакологии.  К  XVI веку китайские врачеватели хорошо знали  основы систематики и анатомии животных. В своей деятельности они использовали более 60 тысяч лекарственных прописей.

В Х веке в Византии все сохранившиеся труды греческих авторов по вопросам ветеринарии были  объединены в сочинение «Гиппиатрика». Им руководствовались специалисты по ветеринарии при дворах монархов, в монастырских конюшнях и других слоях высшего общества.  Большая потребность в знаниях по ветеринарии  подтверждается тем, что уже в Х111 веке было опубликовано сочинение Дж. Руффо «О лечении лошадей».

Позднее средневековье характеризовалось значительным ростом городов. Развитие экономики и культуры требовали повышенного уровня грамоты людей и использования знаний в процессе деятельности городского и сельского населения. Поэтому еще в XI – XIII веках католические священники  вынуждены были основать университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Гладзоре.

Этими университетами руководили назначенные церковью канцлеры. В Неаполе (1224), Саламанке (1250), Праге (1348)  университеты основали монархи с согласия римского папы.  В Болоньи (1119),  Падуе (1222), Гейдельберге (1386), Кельне (1388),  Лейпциге (1409), Ростоке (1419),  Упсале (1477), Йене (1558), Лейдене (1575)  они изначально возникли как светские гражданские университеты, возглавлявшиеся ректором, которого избирали студенты.

Создавались университетские библиотеки, где можно было ознакомиться с мыслями античных ученых.  В таких библиотеках были переведенные на местные языки сочинения древнегреческих и римских мыслителей по кинологии, ветеринарии, фармакологии, медицине и др. наукам.

В учебном процессе этих университетов значительное место занимали вопросы биологии, медицины, ветеринарии, сельского хозяйства. Такие знания были базой для подготовки открытия ветеринарных учебных заведений.  Конечно же, давление религии и средневековой схоластики  на университетскую жизнь было очень велико.  Церковь и светская власть продолжали бороться за контроль над университетской мыслью, что не способствовало прогрессу науки. Но работа университетов облегчила восприятие научных достижений, связанных уже с эпохой Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) -  на протяжении всей жизни занимался анатомией животных и человека. Стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Анатомические рисунки этого автора являются обобщающими  изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма человека и животных. В текстах к рисункам он освещал не только строение, но и функции органа.

Энергия мысли Леонардо да Винчи была направлена на ниспровержение  «признаков средневековья», на создание реалистических искусства и науки, идущих  навстречу запросам жизни.

Везалий Андреас (1514 – 1564) – анатом эпохи Возрождения.  Первым применил метод вскрытия трупов при преподавании анатомии.  Дал научное описание  анатомии  в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей Уильям (1578 – 1657) Основатель физиологии и эмбриологии.  Описал большой и малый круги кровообращения.  В труде «Анатомическое исследование  о движении сердца и крови у животных» изложил учение о кровообращении, за что подвергался гонениям со стороны современных ему ученых и церкви. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

В эпоху  Возрождения  наиболее интересными по проблемам ветеринарии были  сочинения   Карла Руини по анатомии и патологии лошадей (1598), Ж. Соллейселя  «Об искусстве кузнеца» (1664), и некоторые другие.

Многочисленные опустошительные эпизоотии различных болезней в эту эпоху привлекали внимание исследователей к познанию причин их возникновения, распространения и затухания. В 1411 г. в различных местах Европы отмечали болезнь овец, которой болели и люди.  В 1515 – 1550 гг. овцепоголовье Франции было поражено чесоткой, что заставило Филиппа 1 издать мандат «О чесотке овец».  В 1599 – 1610 гг. в различных государствах Европы была широко распространена чума  крупного рогатого скота. В 1682-1683 гг. эти же государства охватила эпизоотия ящура.

К познанию проблем инфекционной патологии и эпизоотологии  в те годы привлек свое внимание  исследователь из Венеции   Джироламо Фракасторо (1478-1553).  В своем основном сочинении «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» (1546) он впервые употребил понятие «инфекция», изложил систематическое учение об инфекции и путях ее передачи.

По мнению Д.Фракасторо  зародыши, или семинарии, как он их называл, «обладают способностью размножаться и производить себе подобных». Наблюдениями и обобщениями увиденного такой  же вклад в инфекционную патологию внес   английский врач  Т.Сиденгам (1624 – 1689)

Таким образом, резко замедленный процесс развития   ветеринарии в эпоху Средневековья, значительно оживился  в эпоху Возрождения.  Реальная обстановка этого периода подготовила общественное сознание для объективного познания организма животных и причин, вызывающих   болезни.  Одновременно,   с успехом продолжала развиваться народная ветеринария. Но  применительно к инфекционным болезням животных   эта деятельность людей  оказалась полностью  беспомощной, что давало повод расценивать ее с мистических позиций.

Такое положение ориентировало  исследователей обратить внимание на инфекционные болезни.

ev-nikonova-nizhnetagilskaya-gossocpedakademiya-studentka-dialog-kultur-i-civilizacij.html
ev-timashev-sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov.html
ev-yemshanova-ma-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-visshej-shkole-materiali-nauchno-prakticheskoj-konferencii-6.html
eva-kain-gospodi-sovsem-golovu-poteryal-kain-saditsya-u-altarya-zakrivaet-glaza-i-nachinaet-molitsya-avel.html
evakuaciya-perm-s-v-a-p-sh-i-k.html
evan-views-of-history-essay-research-paper.html
  • education.bystrickaya.ru/1-mesto-rossii-v-mirovoj-ekonomike-razrabotka-programmi-mikroregulirovaniya-ekonomiki-povishenie-effektivnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/neverbalnie-sredstva-obsheniya-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-p-kamanin-avt-predisl-k-a-vershinin-m-politizdat-1972-448-s-foto-o-zhizni-i-o-sebe.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2analiz-konkurentosposobnosti-pishevogo-predpriyatiya-na-primere-oao-samarskij-hlebozavod-9.html
  • education.bystrickaya.ru/1530000-produkciya-mukomolnoj-promishlennosti-krahmali-obsherossijskij-klassifikator-vidov-ekonomicheskoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5100slovari-enciklopedii-spravochnikidictionaries-encyclopedias-referencebooks.html
  • books.bystrickaya.ru/centralnaya-pressa-departament-po-vzaimodejstviyu-s-o-smi-obzor-sredstv-massovoj-infomacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-oboroni-rossijskoj-federacii-o-merah-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii-ot-9-noyabrya-2004-g-360.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktur-dochernih-obshestv-i-filialov-oao-rzhd-negosudarstvennih-uchrezhdenij-zdravoohraneniya.html
  • report.bystrickaya.ru/kakov-poryadok-uplati-naloga-nadohodi-fizicheskih-lic-advokatami-rabotayushimi-vadvokatskih-obedineniyah-nekommercheskih-organizaciyah-kollegiyah-byuro-ikonsultaciyah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-pedagogicheskaya-antropologiya-specialnost-050711-65-socialnaya-pedagogika.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-temu-o-soblyudenii-trebovanij-k-sluzhebnomu-povedeniyu-gosudarstvennimi-sluzhashimi-upravleniya-federalnogo-kaznachejstva-po-tyumenskoj-oblasti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/associaciya-klubov-kekusinkaj-karate-sankt-peterburga-i-leningradskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roofoods-international-torgovo-ekonomicheskaya-missiya-belgijskih-kompanij-vozglavlyaemaya-ego-korolevskim-visochestvom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-osnovnie-svojstva-opticheski-anizotropnih-sred-opticheskie-sistemi-svyazi-v-biotelemetrii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-etiket-i-kultura-povedeniya-delovogo-cheloveka-kafedra-sociologii-i-psihologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugie-osmanskie-vedomstva-sozdavshie-sobstvennie-arhivi-voprosi-istoriografii-i-istochnikovedeniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-sistemi-neprerivnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-na-primere-professionalnogo-medicinskogo-obrazovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchitel-logoped-gudkova-e-l-zadanie-20-bukva-u-veselie-stihi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihodiagnostika-konfliktov-v-delovom-obshenii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novaya-kniga-n-a-perevezencevoj-eto-netoroplivoe-s-ostanovkami-na-vseh-stanciyah-puteshestvie-po-baltijskoj-zheleznoj-doroge-v-starom-vagone-starogo-poezda-stranica-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-1-sentyabrya-2010g-315-ob-organizacii-setevogo-vzaimodejstviya-mou-liceya-3-resursnogo-centra-i-mou-sosh-87-mou-sosh-61.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-v-otvete-30-chasov-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-literaturnoe-chtenie-dlya-4-go-klassa-moskva.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-kak-fundament-analiticheskoj-raboti-na-predpriyatii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechivayushie-razvitie-obshekulturnih-kompetencij-obuchayushihsya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-specialnost.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-izdeliya-hlebobulochnie-iz-rzhanoj-i-smesi-rzhanoj-i-pshenichnoj-muki-obshie-tehnicheskie-usloviya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-14-psihicheskoe-razvitie-v-yunosheskom-vozraste-ekzamenacionnie-voprosi-po-kursu-vozrastnaya-psihologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-visokih-tehnologij-na-hod-globalizacii-nadezhdi-i-opaseniya-korotaevav-soderzhanie-vvedenie-5-voprosi.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050303-65-inostrannij-yazik-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-t-a-shippi-i-dzheku-koenu-bez-pomoshi-kotorih-eta-kniga-nikogda-ne-bila-bi-napisana.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-informatika-i-ikt-8-klass-1chas-v-nedelyu-vsego-34-chasa-umk-i-g-semakin-uchitel-r-f-nurgalin-rassmotreno-na-zasedanii-stranica-8.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-kompetencii-obuchayushegosya-formiruemie-v-rezultate-prohozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-e-b-alekseev-alekseev-e-b-transportnie-seti-sci-proektirovanie-tehnicheskaya-ekspluataciya-i-upravlenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-080500-menedzhment.html
  • institut.bystrickaya.ru/svoj-otchet-o-deyatelnosti-administracii-goroda-v-2011-godu-ya-hotel-bi-nachat-s-blagodarnosti-blagodarnosti-vsem-zhitelyam-nashego-goroda-kotorie-svoim-trudom-soz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.