.RU

Факторы экологической опасности

Содержание.

1.Введение

2.Экологическая безопасность

3.Факторы, источники последствия и экологической опасности

4.Зона экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической

ситуации.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы.


Введение.

Мы не унаследовали Землю наших отцов.

Мы взяли ее в долг у наших детей.

(Из материалов ООН)

В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.

Причиной наступления цивилизации на природу является в первую очередь демографический «взрыв» - резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, увеличение потребностей человека и человечества и как следствие усиление давления на окружающую среду. Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации: исходное представление, что природа богата и ее единственная задача – служить людям, а также чрезмерное потребление ресурсов природы и загрязнение окружающей среды в первую очередь богатыми развитыми странами.

Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек как существо биологическое – не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы – вот задачи, которые выходят сегодня на передний план.

Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, экология из естественнонаучной дисциплины становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе. Особую роль в формировании бережного отношения ко всему живому и к ресурсам природы должна сыграть общеобразовательная школа, поскольку обучение в общеобразовательной школе проходят все члены общества. Именно здесь новые поколения землян должны освоить основы экологической культуры. [Хотунцев, 2002]

Идея ноосферы, ответственности человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества, сформулированная нашим соотечественником В. И. Вернадским, родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившие его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющиеся результатом активной человеческой деятельности в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонового слоя), известные сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. [Кривошеин и др., 2000]


Экологическая безопасность.

Лучше быть в безопасности, чем сожалеть.

Американская пословица

В глобальной системе «человек – природа» можно выделить пять систем, находящихся во взаимодействии. Это природа, объединяющая атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу; человек (этносфера), техносфера и социосфера как плоды человеческой деятельности; информационная сфера – всеобщее информационное пространство.

Все эти системы являются объектами и субъектами безопасности и испытывают взаимодействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Глобальным объектом безопасности, на сохранности которого основана безопасность всех остальных систем, каждого человека на земле, является биосфера, функционирование и сохранность которой только и делает возможным существование на Земле всех форм жизни, включая человека. Тем не менее, главным объектом и субъектом безопасности человеческое общество провозглашает человека – самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и всего окружающего существо.

Безопасность – состояние защищенности отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности. Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его физиологическими, социальными и духовными потребностями. Основным критерием для безопасности является чувство опасности либо способность определять социальные и природные явления, которые могу нанести ущерб в настоящем и будущем.

Рассмотрим определения и содержание некоторых составляющих экологической безопасности.

Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Система экологической безопасности – совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Субъекты экологической безопасности – личность, общество, государство, биосфера.

Объекты экологической безопасности – жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда как материальная основа государственного и общественного развития.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний.

Показатели, характеризующие здоровье человека и состояние окружающей среды, предлагается использовать в качестве единиц измерения безопасности. Главным показателем здоровья в первую очередь является средняя ожидаемая продолжительность жизни. Для человека-европеоида этот норматив составляет 89±5 лет. Продолжительность жизни в различных странах зависит не только от уровня развития медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества и состояния природной среды.

Так как целью безопасности является не только защита здоровья населения, но и защита окружающей среды, то необходимо определить и показатели, которые количественно оценивают ее состояние и качество. К таким показателям относят степень близости состояния экосистемы к границе ее устойчивости.

Для оценки устойчивости пользуются следующими градациями показателей самовосстановления природных систем:

-Естественное состояние – наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие; биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;

-Равновесное состояние – скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушения; продуктивность больше естественной, биомасса начинает снижаться;

-Кризисное состояние – антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем; биомасса снижается, продуктивность резко повышена;

-Критическое состояние – под антропогенным воздействием происходит обратимая замена продуктивных систем на малопродуктивные (частичное опустынивание); биомасса мала и снижается;

-Катастрофическое состояние – труднообратимый процесс закрепления малопродуктивной экосистемы (сильное опустынивание); биомасса и биологическая продуктивность минимальны;

- Состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности, стремление биомассы к нулю.

Помимо природно-экологической классификации угасания природы используется и медико-социальная шкала, которая классифицируется по следующим градациям:

- Благополучная зона – происходит рост продолжительности жизни, заболеваемость населения снижается;

- Зона напряженной экологической ситуации – ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому;

-Зона критической обстановки;

- Зона чрезвычайной экологической ситуации;

- Зона экологического бедствия.

В самом недалеком прошлом в нашей стране вообще отсутствовала концепция экологической безопасности (об этом свидетельствуют планируемые экологические катастрофы вроде поворота сибирских и северных рек и уничтожения Аральского моря, а также создания и накопления ядерного, химического и бактериологического оружия).

Положение с разработкой концепции экологической безопасности начало меняться только с конца 1991 года с выдвижением Госсоветом России ее основ и с разработкой Минприроды программы «Экологическая безопасность России».

Стержнем концепции экологической безопасности в мире является теория экологического риска и прикладная ее часть – определение уровня приемлемого риска. [Хотунцев, 2002]

Концепция же устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность, как уже говорилось выше – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. [Игнатов и др., 1997]

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.


glava-21-pravomernoe-povedenie-i-pravonarushenie-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-34-bbk-66-0.html
glava-21-razgovor-s-dambldorom-voldemort-vozrodilsya-eto-prinosit-novie-problemi-garri-zhdet-massa-priklyuchenij.html
glava-21-rozhdestvenskie-vstrechi-garri-potter-i-varianti-bitiya.html
glava-21-sekret-germioni-garri-potter-i-uznik-azkabana.html
glava-21-skazka-o-treh-bratyah-novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe.html
glava-21-socratis-scholastici.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-knigi-dzhona-dzh-merfi-tehnicheskij-analiz-fyuchersnih-rinkov-teoriya-i-praktika-filosofiya-tehnicheskogo-analiza.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-09-osnovi-toksikologii-naimenovanie-disciplini.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-probleme-sovremennogo-uroka-matematiki-v-nachalnoj-shkole-o-podgotovke-studentov-k-pedpraktike-v-nachalnoj-shkole.html
  • exam.bystrickaya.ru/zagalna-harakteristika-konstituc-ukrani.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-bez-soobshestva.html
  • writing.bystrickaya.ru/ix-naemnij-trud-v-zemledelii-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-struktura-oformleniya-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-zashite-vipusknih.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-13-effektivnost-informacionnih-sistem-na-proshedshih-lekciyah-mi-rassmatrivali-principi-dejstviya-informacionnih-sistem-teper-sosredotochimsya-na-voprosah-ocenki-effektivnosti-etogo-dejstviya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-22-zametish-zmej-s-dvojnim-yazikchom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovaniya-diplomatii-13-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poryadke-ucheta-i-kategorirovaniya-materialnih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-istorii-geologii-k-kandidatskomu-ekzamenu-obshenauchnoj-discipline.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasi-mashina-zhasau-tehnologiyasi-metallkesksh-stanoktar-zhne-ral-sajmandar.html
  • education.bystrickaya.ru/1-morita-a-sdelano-v-yaponii-m-progress-1993-s-220-uchebnoe-posobie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-10-pravovoe-regulirovanie-ocenochnoj-deyatelnosti-rabochaya-programma-disciplini-opd-n-r-03-rossijskoe-predprinimatelskoe.html
  • school.bystrickaya.ru/ekaterina-vilmont-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/menedzheri-kak-hameleoni.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-obrazovanie-othodov-i-obrashenie-s-nimi-2-sostoyanie-podzemnih-vod.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-priem-v-mgiu-i-organizaciya-uchebnogo-processa-ustav.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pushkin-a-s-pushkin-vsegda-otkritie-i-vsegda-tajna.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-liza-dzhejn-smit-dnevniki-vampira-sumerki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-aspekti-farmakoterapii-gastroenterologicheskih-protektivnie-sredstva-dietoterapiya-voprosi-taktiki.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-povtorenie-tehnologii-raboti-s-tekstom-znakomstvo-s-kriteriem-ocenki-sochineniya-s-4-obuchenie-argumentirovaniyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-ekspertizi-kachestva-i-ocenki-konkurentosposobnosti-zhivotnih-zhirov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-voznikayushie-v-processe-rechevogo-obsheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-e-sh-e-n-i-e-otchet-za-izplnenie-resheniyata-na-obshinskiya-svet-prez-vtoroto-polugodie-na-2006-godina-vnasya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-dudenevskoj-sosh-stranica-19.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-redaktora-perevoda-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-raboti-aktualnost-problemi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teksturirovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-periodicheskoe-dvizhenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arendatorru-09122010-pensionnij-fond-shvecii-zakril-krupnejshuyu-za-god-sdelku-s-nedvizhimostyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/as-prof-dr-oec-a-masharskij-e-mail-a-mashinbox-lv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informatika-nazvanie-disciplini-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-nedvizhimosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.