.RU

Факторы экологической опасности

Содержание.

1.Введение

2.Экологическая безопасность

3.Факторы, источники последствия и экологической опасности

4.Зона экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической

ситуации.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы.


Введение.

Мы не унаследовали Землю наших отцов.

Мы взяли ее в долг у наших детей.

(Из материалов ООН)

В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.

Причиной наступления цивилизации на природу является в первую очередь демографический «взрыв» - резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, увеличение потребностей человека и человечества и как следствие усиление давления на окружающую среду. Не менее важную роль играет и потребительский характер нашей цивилизации: исходное представление, что природа богата и ее единственная задача – служить людям, а также чрезмерное потребление ресурсов природы и загрязнение окружающей среды в первую очередь богатыми развитыми странами.

Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становится ясно, во-первых, что человек как существо биологическое – не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы – вот задачи, которые выходят сегодня на передний план.

Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества, экология из естественнонаучной дисциплины становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе. Особую роль в формировании бережного отношения ко всему живому и к ресурсам природы должна сыграть общеобразовательная школа, поскольку обучение в общеобразовательной школе проходят все члены общества. Именно здесь новые поколения землян должны освоить основы экологической культуры. [Хотунцев, 2002]

Идея ноосферы, ответственности человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества, сформулированная нашим соотечественником В. И. Вернадским, родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившие его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющиеся результатом активной человеческой деятельности в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонового слоя), известные сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. [Кривошеин и др., 2000]


Экологическая безопасность.

Лучше быть в безопасности, чем сожалеть.

Американская пословица

В глобальной системе «человек – природа» можно выделить пять систем, находящихся во взаимодействии. Это природа, объединяющая атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу; человек (этносфера), техносфера и социосфера как плоды человеческой деятельности; информационная сфера – всеобщее информационное пространство.

Все эти системы являются объектами и субъектами безопасности и испытывают взаимодействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Глобальным объектом безопасности, на сохранности которого основана безопасность всех остальных систем, каждого человека на земле, является биосфера, функционирование и сохранность которой только и делает возможным существование на Земле всех форм жизни, включая человека. Тем не менее, главным объектом и субъектом безопасности человеческое общество провозглашает человека – самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и всего окружающего существо.

Безопасность – состояние защищенности отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности. Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его физиологическими, социальными и духовными потребностями. Основным критерием для безопасности является чувство опасности либо способность определять социальные и природные явления, которые могу нанести ущерб в настоящем и будущем.

Рассмотрим определения и содержание некоторых составляющих экологической безопасности.

Экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Система экологической безопасности – совокупность законодательных, технических, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Субъекты экологической безопасности – личность, общество, государство, биосфера.

Объекты экологической безопасности – жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда как материальная основа государственного и общественного развития.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний.

Показатели, характеризующие здоровье человека и состояние окружающей среды, предлагается использовать в качестве единиц измерения безопасности. Главным показателем здоровья в первую очередь является средняя ожидаемая продолжительность жизни. Для человека-европеоида этот норматив составляет 89±5 лет. Продолжительность жизни в различных странах зависит не только от уровня развития медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества и состояния природной среды.

Так как целью безопасности является не только защита здоровья населения, но и защита окружающей среды, то необходимо определить и показатели, которые количественно оценивают ее состояние и качество. К таким показателям относят степень близости состояния экосистемы к границе ее устойчивости.

Для оценки устойчивости пользуются следующими градациями показателей самовосстановления природных систем:

-Естественное состояние – наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие; биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;

-Равновесное состояние – скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушения; продуктивность больше естественной, биомасса начинает снижаться;

-Кризисное состояние – антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем; биомасса снижается, продуктивность резко повышена;

-Критическое состояние – под антропогенным воздействием происходит обратимая замена продуктивных систем на малопродуктивные (частичное опустынивание); биомасса мала и снижается;

-Катастрофическое состояние – труднообратимый процесс закрепления малопродуктивной экосистемы (сильное опустынивание); биомасса и биологическая продуктивность минимальны;

- Состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности, стремление биомассы к нулю.

Помимо природно-экологической классификации угасания природы используется и медико-социальная шкала, которая классифицируется по следующим градациям:

- Благополучная зона – происходит рост продолжительности жизни, заболеваемость населения снижается;

- Зона напряженной экологической ситуации – ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому;

-Зона критической обстановки;

- Зона чрезвычайной экологической ситуации;

- Зона экологического бедствия.

В самом недалеком прошлом в нашей стране вообще отсутствовала концепция экологической безопасности (об этом свидетельствуют планируемые экологические катастрофы вроде поворота сибирских и северных рек и уничтожения Аральского моря, а также создания и накопления ядерного, химического и бактериологического оружия).

Положение с разработкой концепции экологической безопасности начало меняться только с конца 1991 года с выдвижением Госсоветом России ее основ и с разработкой Минприроды программы «Экологическая безопасность России».

Стержнем концепции экологической безопасности в мире является теория экологического риска и прикладная ее часть – определение уровня приемлемого риска. [Хотунцев, 2002]

Концепция же устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность, как уже говорилось выше – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. [Игнатов и др., 1997]

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.


glava-21-pravomernoe-povedenie-i-pravonarushenie-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-34-bbk-66-0.html
glava-21-razgovor-s-dambldorom-voldemort-vozrodilsya-eto-prinosit-novie-problemi-garri-zhdet-massa-priklyuchenij.html
glava-21-rozhdestvenskie-vstrechi-garri-potter-i-varianti-bitiya.html
glava-21-sekret-germioni-garri-potter-i-uznik-azkabana.html
glava-21-skazka-o-treh-bratyah-novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe.html
glava-21-socratis-scholastici.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-biologii-v-6-klasse-razrabotano-v-sootvetstvii-s-soderzhaniem-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-biologii-avtori-n.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predstavlyayutsya-osobennosti-smisli-uchebnoj-vospitatelnoj-programmi-k-kotoroj-sostavlyaetsya-metodicheskaya-razrabotka-celi-i-zadachi-razdela.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-upravleniya-personalom-stranica-18.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-mezhdunarodnij-konkurs-im-a-s-makarenko-polozhenie-ox-mezhdunarodnom-konkurse-imeni-a-smakarenko-izvlecheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/studentov-i-aspirantov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obosnovanie-neobhodimosti-razrabotki-oblastnoj-celevoj-programmi-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-kurskuyu-oblast-sootechestvennikov-prozhiv-stranica-46.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-ticiana-jen-pirs.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-realizacii-principov-ustojchivogo-razvitiya-na-primere-bajkalskoj-prirodnoj-territorii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroki-publicisticheskogo-masterstva-marietti-shaginyan-chast-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-predprinimatelej-moskva-2001.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshenie-i-formirovanie-lichnosti-mladshego-shkolnika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-tehnologiya-produktov-detskogo-pitaniya-programma-xxx-v-ii-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-krasnodar-2010.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-ob-ispolnenii-vedomstvennoj-celevoj-programmi-realizacii-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v-krasnodarskom-krae-molodezh-kubani-na-2011-2013-godi-za-12-mesyacev-2011-goda-molodezhnaya-politika-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/httpeuropaeuintpublic-services-doklad-uchastnika-komiteta-naznachennogo-ministerstvom-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-pravo-rossijskoj-federacii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shpargalki-po-administrativnomu-pravu-chast-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-predmet-kontrakta-ibo-fsb-rossii-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-provoditsya-v-sootvetstvii-s-glavoj-federalnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-perechen-prilozhenij-k-tehnicheskomu-zadaniyu-yavlyayushihsya-ego-neotemlemoj-chastyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/integracionnie-gruppirovki-na-amerikanskom-kontinente-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-pablik-rilejshnz-v-biznese-i-obshestve-stranica-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-valyutno-kreditnie-i-finansovie-otnosheniya-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-avtor-k-e-n-docent-stolyarov-yu-s.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-kultura-rechi-kommunikativnie-kachestva-rechi.html
  • studies.bystrickaya.ru/kondilomi-genitalij-obuslovlennie-papillomavirusnoj-infekciej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/predmeta.html
  • report.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-proektu-gumanitarnaya-komponenta-v-uchebnih-planah-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mirovoj-opit-i-rossijskie-realii-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udobreniya-pod-yachmen-ukazatel-literaturi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-9-klassi-rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-5-11-klassi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sideropenicheskij-sindrom-anemiya-u-beremennih.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-informacionno-analiticheskoe-obespechenie-antiterroristicheskoj-deyatelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-utv-postanovleniem-gosstandarta-rf-ot-30-12-1993-n-301-data-vvedeniya-01-07-1994-kodi-01-0000-51-7800-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-forma-7-spravka.html
  • report.bystrickaya.ru/kamni-vnutri-nas-ili-eshe-raz-o-chistkah-pecheni-korrekciya-vesa.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intellektualnie-sistemi-i-tehnologii-annotacii-programm-disciplin.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechenie-prav-cheloveka-v-deyatelnosti-ovd-tematicheskij-plan-pp.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.