.RU

Феноменология религии

Предмет и основные направления

Предмет

Основным понятием, которое использует феноменология религии, является “святое”. Феноменология изучает религию как явление, оставляя вопрос о ее сущности неопределенным и открытым, или, выражаясь словами основоположника философской феноменологии Э. Гуссерля, “заключает его в скобки”. Феноменология религии рассматривает проявления святого в предметах, пространстве, времени, числах, словах, и, наконец, в действиях, представлениях и переживаниях человека и общества. Исторический религиозный опыт человечества действительно весьма многообразен, феноменологическое же рассмотрение позволяет увидеть в нем то, что является общим для многих религий, т. е. выделить основные формы проявления святого в предметах, культе, представлениях и переживаниях. Именно в этом классическая феноменология видела свои основные задачи. Как замечал еще Николай Кузанский в своей работе “О мире в вере”: “Существует лишь одна религия во множестве религиозных обычаев... Ты один есть, и есть лишь одна религия и один культ”.

В современной феноменологии религии, которая использует методы феноменологической философии 3. Гуссерля, акцент перемещен с выделения общих моментов исторического религиозного опыта на исследование уникальности проявления святого. Оно есть то, что не вписывается в привычный мир, то, что противопоставлено повседневному — упорядоченному и близкому — как непривычное, вне обычного порядка находящееся, далекое. Оно манит и пугает одновременно.

Специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова “религия”. В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки. Устанавливая значение слова “религия” исходя из языка, феноменология тем самым сближается с герменевтикой. Как известно, слово “религия” латинского происхождения, однако этимологи возводят его не к religo (religare — связывать), а к relego (relegere — перечитывать, вновь обдумывать, почитать). Важно заметить, что relegere не употребляется по отношению только к субъекту или объекту, но характеризует связь между ними, т. е. указывает на предмет, требующий и заслуживающий особого внимания со стороны субъекта. Ф. Хайлер, например, передает значение слова “религия” глаголом sorgsam beachten (нем. — проявлять особое внимание). Религия как феномен не принадлежит ни к миру лишь субъективного, ни к миру лишь объективного, но относится к взаимодействию того и другого. Предмет, который указан особым -- религиозным — способом отношениям нему человека и общества, в феноменологии определяется как святое. Святое есть то, что наполнено сверхъестественной силой. Она обозначается словами примитивных народов: меланезийским — “мана”, полинезийским — “табу”, индейским --“оренда”. Святое в отличие от обычного, профанного предмета есть табу - нечто, приближение к которому требует внимания и осторожности. Слово “религия” означает также благоговение и характеризует отношение человека к святому как страх и удивление одновременно, как благоговейный страх. Исходя из этого основоположники феноменологии религии Р. Отто и Ф. Хайлер определяют религию как “опыт встречи с ужасным и удивительным святым”. Отсутствие у человека религиозного опыта оказывается, таким образом, результатом не встречи со святым. Подобное происходит по тем или иным причинам и зависит от ряда обстоятельств, понимаемых по-своему историческими религиями (греховность человеческой природы, авидья, майя), теологией (“есть люди, которых бог ртвергает” — Фома Аквинский), философией (“бог умер” — Ф. Ницше, “боги удалились” — Ф. Гельдерлин, М. Хайдеггер), поэзией (“боги, завернувшись в плащи/покинули землю” — Гесиод). Если одна из двух составляющих религиозного отношения — страх и удивление — доминирует над другой, то отношение разрушается и на его месте остается либо простое любопытство, либо некое экзистенциальное состояние “страха ни перед чем” (М. Хайдеггер), но и в том и в другом случае феноменология рассматривает это как следствие невстречи человека со святым. Здесь уместно будет вспомнить незадачливого и любопытного философа Хому Брута, который решился заглянуть в глаза Вию, хотя внутренний голос и предостерегал его.

Святое часто обозначается многозначным латинским словом нумен (воля богов, блуждающие божества, т. е. планеты, изображение божества, знак божественного могущества, духи дорогих покойников, изречение оракула). Однако в строгом смысле, нумен есть иррациональная сторона святого; для Р.Отто это — “святое минус его рациональная и нравственная компоненты”.

Тем самым нумен - божественное - определяется “как совершенно другое”, “как абсолютно и полностью отличное: оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое”. М. Элиаде считал столь жесткое разделение рациональных и иррациональных элементов в религии непродуктивным, поскольку это не дает возможности представить “священное во всей его полноте”, и считал священным то, “что противопоставлено мирскому”.

Как замечал Ф. Хайлер, “numen — священное и божественное — находится по ту сторону чувственного восприятия, но он видим и слышим в оболочке внешних явлений, его можно представить с помощью картин, нарисованных воображением, и постичь в определенных душевных переживаниях”. Святое проявляет еебя в трех сферах, изображаемых в виде концентрических окружностей: священные предметы, священные представления и священные переживания. Эти сферы имеют общий центр, который, однако, никак не обозначается, даже точкой (она как бы предполагается, но ставит ее лишь наше воображение), и в предметную область феноменологии не входит, поскольку представляет неявленное безымянное святое, desus absconditus (скрытое божество). Именно к нему обращены слова молитвы Николая Кузанского: “Ты, дарующий бытие и жизнь, Ты — тот, кто облекается различными культами в различные формы и называется разными именами, потому что Ты остаешься тем, кто Ты есть, неузнанным и непроизнесенным...”.

Однако между всеми окружностями существует корреляция, и, в частности, с ней, по мнению Ф. Хайлера, связан тот факт, что невозможно создать чисто духовную религию, исключающую священные предметы, хотя попытки к тому были неоднократные. Иными словами, для религии оказывается справедливым положение теории познания: нет ничего в духовном такого, что до этого не было в чувственном. Религия проявляет себя во внутреннем единстве трех сфер — предметов, представлений и переживаний.

С утверждением этого единства связан еще один элемент, играющий значительную роль как в религии, так и в магии — чудо. Однако в феноменологии магия и религия различаются. Первая прежде всего — техника, которой можно обучиться, она основывается на неких, пусть и непонятных для большинства, но все же законах; это нечто, постоянно, сопоставляемое с наукой, — либо сверхнаука, либо протонаука, преднаука, донаука. Магия для одних — эзотерическая собственность узкого круга посвященных, для других — пустая фантастическая теория и деятельность, но общее в оценке — расчетливый характер такой деятельности. Из-за него магия лишена собственно религиозного элемента — благоговейного страха перед святым, иными словами, в ней отсутствует иррациональный компонент, который Р. Отто и называл нумен.

Являясь нехристианским по своему происхождению (поскольку Ветхий и Новый Заветы написаны не на латыни), слово “религия” довольно рано проникает в христианство и используется как в латинском переводе Библии, так ив творениях латинских отцов церкви. Оно приобретает значение “связь” — человека и Бога, Бога и мира, характеризует отношение относительного к абсолютному и противопоставлено “греху” — разделению человека и Бога. Такое понимание не противоречит исконному значению слова.

Предпосылки классической феноменологии религии

В качестве таковых можно выделить труды основателя либерального течения протестантской теологии Ф. Шлейермахера, немецких классических философов И. Канта и Г. Гегеля, основоположников сравнительной мифологии и религиоведения М. Мюллера и П. Шантени де ля Соссе.

Решающее значение для становления феноменологии религии имели сочинения Р. Отто в области религиоведения и религиозной философии. Опираясь на труды Шлейермахера, он пришел к выводу, что религиозное чувство лежит в основе религии. Религиозное переживание не врожденно, но доступно каждому, кто ищет его. Человек стремится к нему именно для того, чтобы достичь состояния покоя, когда ему становится все ясно о себе и своих целях.

С точки зрения феноменологии теория Отто о нуменозном может быть сформулирована в виде последовательных ответов на два вопроса: 1) как переживается и как функционирует нуминоз-ное чувство; 2) как религия становится тем, что она есть.

Теория Отто является ценным вкладом в религиоведение; прежде всего в ней формулируется важное положение о том, что “знание и понятийное понимание далеко не одно и то же, более того, часто они противопоставляются и исключают друг друга”. Нумен, согласно Отто, есть сущность божественного. Понятийное понимание менее всего приспособлено для интуитивного познания и признания нуминозного в его истинном проявлении. Способность человека познать и признать святое Отто называл дивинацией (лат. divinatio — предчувствие). Нуминозное существует во всех религиях, и без нуминозного религии не существует. В поисках обоснования нуминозного опыта Отто обратился к философии и заимствовал у И. Канта понятие a priori. Святое есть категория a priori, оно проявляется как в своем рациональном, так и в иррациональном аспектах. Религиозное чувство проявляется в опыте, но не возникает из него. Религиозное чувство относится к основаниям души, чувство нуминозного не является производным от других чувств, оно есть первичное качественно оригинальное чувство, которое можно пробудить. Имеет место “закон соответствия чувств”, гласящий, что “одно чувство X пробуждает в нас подобное чувство Y”. Подобное влечет друг друга. Чувство нуминозного вызывает в нас подобные чувства, и, наоборот, подобные нуминозНому чувства вызывают чувство нуминозного. Импульсы к пробуждению нуминозных переживаний могут исходить от произведений искусства — изобразительных, художественных, музыкальных. В связи с этим следует отметить, что нуминозные переживания пробуждаются и произнесением некоторых священных празвуков: о-т, а-и-т, а-и-п.


glava-chetvertaya-kniga-ishod-edvard-yang.html
glava-chetvertaya-kniga-pervaya-iz-serii-zhizn-na-lyubvi.html
glava-chetvertaya-kniga-tenej.html
glava-chetvertaya-krizisi-detskoj-odarennosti-pervaya-teoreticheskie-aspekti-odarennosti.html
glava-chetvertaya-luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
glava-chetvertaya-metodologiya-individualno-globalnogo-analiza-vzaimosvyazi-teorii-cennosti-i-stoimosti-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-zakonomernoe-raznoobrazie-proyavlenij-chelovecheskoj-individualnosti-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-smisl-slov-i-smisl-rechi-21-chto-est-slovo-ti-luchshih-budushih-vremyon-glagol-i-zhizn-i-prosveshene.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-stupen-obshego-obrazovaniya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • report.bystrickaya.ru/intellektualnie-dsm-sistemi-dlya-analiza-medicinskih-dannih-i-diagnostiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/malie-arhitekturnie-formi-landshaftnij-dizajn.html
  • klass.bystrickaya.ru/b32529-c104-k-rukovodstvo-po-remontu-2004.html
  • bystrickaya.ru/vesennij-semestr-6-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkursah-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-mezhrajonnoj-ifns-rossii-20-po-chelyabinskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-uchastniki-reklamnogo-processa-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-351100-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/atom-energiyasin-pajdalanu-obektlernde-zhmis-stejtn-personaldi-attestattau.html
  • lecture.bystrickaya.ru/averkin-a-g-primeri-i-zadachi-po-kursu-kondicionirovanie-vozduha-i-holodosnabzhenie-ucheb-posobie-2-e-izd-ispr-i-dop.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-knigi-i-igri.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhivoe-veshestvo-pedagogicheskij-universitet.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-uchrezhdeniya-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-dopolnitelnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-080109-65-060500-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-kirgizskoj-respubliki-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-telekanala-podmoskove-na-9-aprelya-2012-g-ponedelnik-05-00-pod-nebom-veroni.html
  • urok.bystrickaya.ru/predstoyashej-diplomnoj-raboti.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktikum-soderzhit-raboti-po-osnovam-proizvodstva-samih-raznoobraznih-produktov-pitaniya-vkazhdoj-rabote-izlozhena-cel-zadachi-kratkie-teoreticheskie-polozheniya-a-takzhe-metodika-vipolneniya-raboti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-modulya-naimenovanie-disciplini-ekonomika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vajner-e-n-valeologiya-uchebnik-dlya-vuzov-2001.html
  • education.bystrickaya.ru/1-contains-ordinal-number-of-the-text-in-the-table-in-column-2-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vethozavetnie-prazdniki-v-istoricheskom-kontekste-i-ih-proobrazovatelnoe-znachenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-dlya-uchashihsya-5-9-klassov-prilozhenie-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennoe-oformlenie-oblozhki-stranica-86.html
  • esse.bystrickaya.ru/prorektor-po-mezhdunarodnim-svyazyam-spbgu-doktor-istoricheskih-nauk-professor-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-olga-gromiko.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-konstruirovaniya-i-nadezhnosti-elektricheskih-mashin-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-ii-ekonomika-v-dolgosrochnom-periode-nikiforov-a-a-antipina-o-a-miklashevskaya-n-a-makroekonomika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-pechataetsya-po-blagosloveniyu-mitropolita-vilenskogo-i-litovskogo-hrizostoma-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/selen-ego-harakteristika.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-bila-li-popitka-spajki-car-kolokola-vse-projdet-projdet-i-eto.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propushen-list-stolknovenie-civilizacij-chitaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stil-povedeniya-v-konfliktnoj-situacii-psihokorrekcionnoj-programmi-detsko-roditelskih-otnoshenij--g-ribinsk.html
  • tests.bystrickaya.ru/mandelshtam-n-ya-vospominaniya-m-soglasie-1999-ss-i-xx-7-231-stranica-45.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.