.RU

Феноменология – учение о феноменах. Одна из самых древнейших профессий на самом деле не такая и древняя, поскольку считается, что она в


Феноменология проституции.

Феноменология – учение о феноменах.

Одна из самых древнейших профессий на самом деле не такая и древняя, поскольку считается, что она возникла около 559 г. до н. э., конечно, в Древней Греции. А «отцом» всех проституток официально признан Солон, которому первому пришло в голову торговать… похотью и чужим телом. Он же первый организовал и публичные дома, налог с которых отправлялся в государственную казну. Не исключено, что именно ради государственных целей проституцию впервые и легализовали. Как известно, любой труд должен справедливо облагаться налогом. И торговля собственным телом – не исключение. Тот же Солон, не долго размышлял и над названием своих подопечных - латинское слово «ргоstаге» — означает продаваться публично, от него и произошло слово проститутка, или «продажная девка

Стоит отдать должное Солону – узаконил он проституцию исключительно в публичных домах. Содержанки, наложницы или просто любовницы проститутками не считались. Ну а отдельной статьей проходили гетеры, которые занимали самую высшую ступень в классификации женщин, торгующих свои телом. Кстати, последние были настолько привилегированны, что могли самовольно выбирать себе не только партнера, но и публичный дом, в котором собирались скоротать вечерок. Не говоря о том, что многие из них были уважаемыми дамами общества и занимались благотворительностью. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что римские юристы весьма своеобразно подходили к вопросу проституции. Например, женщина, взимающая плату за свое тело, проституткой не считалась. Просто, по убеждению римлян, каждый мог зарабатывать, как мог. Но если эта дама имела отношения со многими мужчинами без разбору, только тогда она зачислялась в разряд «публичных». Хотя, «многие мужчины» понятие тоже весьма условное. На протяжении нескольких веков юристы и священнослужители никак не могли определиться с понятием «много». Для одних оно составляло минимум 40 мужчин, для других – 60, ну а нашелся такой поборник правды, который утверждал, что женщина становится проституткой, только если она имела половой контакт с… 23 000 мужчинами…

Когда же с социальным статусом проституток немного разобрались, Солон решил урегулировать вопрос и с религиозным. Для чего богиня Афродита была вполне официально объявлена покровительницей проституток, а ее храмы автоматически превратились в публичные дома. Жившие в храмах гетеры большую часть своих доходов приносили в жертву, а, соответственно, и на строительство новых храмов, для своей богини- покровительницы. Каждый четвертый день месяца считался днем поклонения Афродите, празднование которого не редко заканчивалось бурной оргией. Впрочем, на то была воля богов. Кстати, диктериады – именно так в древности назывались публичные дома, были и своеобразным убежищем – посетитель считался там абсолютно неприкосновенным – будь то бандит с большой дороги или политический преступник – пока он находился под покровительством гетер и публичных женщин.

Наконец, нужно еще заметить, что римское право строго отличает проститутку от других представительниц свободных половых сношений: от "concubina", "pellex", "amica" или "delicata".
"Concubina" - женщина, которая живет с неженатым мужчиной и во всех отношениях занимает положение жены, так что недостает только узаконения юридическим брачным договором.
"Pellex", "paelex" (от греческого - "наложница")- возлюбленная женатого человека и в качестве таковой пользуется гораздо меньшим уважением, чем конкубинатка.

Согласно тексту изданного царем Нумой закона, женщину называли "pellex" и считали бесчестной, если она жила в интимной связи с мужчиной, в собственной власти которого уже находится, для правомерного брачного союза, другая женщина. (Нума Помпилий - второй из семи римских царей, с именем которого связывались правовые и религиозные реформы).

Наконец, от проститутки отличали также галантную женщину, "amica" или "delicata", которая имела половые сношения лишь с немногими мужчинами по выбору и потому исключалась из определения Ульпиана. Это то же, что наш "полусвет" или та категория продажных женщин, которым Овидий посвятил свое произведение "Наука любви". Как объясняет поэт, оно не относится к проституткам. Последних он строго отличает от галантных женщин, половая жизнь которых, по его мнению, носит безусловную печать индивидуальных отношений и выбора, хотя они и отдаются почти исключительно за вознаграждение.

Римское право послужило основой для всех определений позднейшего времени вплоть до настоящего. Эти определения можно разделить на две большие группы: первая видит сущность проституции в "публичном непотребстве", вторая - в "продажности" проституированной женщины.

Христианское учение, как это выразилось в трудах отцов церкви, каноническом праве и нравоучительном богословии, больше смотрело на проституцию, как на общее половое смешение, на промискуитет. Знаменитое определение святого Иеронима гласит:
"Проститутка есть женщина, которая отдается похоти многих мужчин".

В каноническом праве признаком проститутки считается доступность ее всем и продажность. А католическое нравоучительное богословие называет проституткой женщину, которая продается всякому встречному и публично предлагает себя.

Согласно христианскому учению, проституция - известная форма разврата. Любые внебрачные половые сношения оно клеймит так же, как проституцию. Римское же право, напротив, как мы видели, резко отличало проституцию от других форм внебрачного сожительства (конкубинатка, метресса, дама полусвета) и выражало публичное презрение только первой.

Наиболее исчерпывающим определением проституции можно считать следующее:
Проституция есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающася тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко - без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или других половых деяний с этими лицами, или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его;.

В общее понятие "проституция" включается также и сводничество к которому в известном смысле принадлежит и способствующее развитию проституции и провоцирующее ее сутенерство. Действительно и то, и другое можно назвать косвенной проституцией. Римское право, как известно, тоже причисляло сводниц к проституткам.

Античные бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдаленных местах, у рынка, гавани. Гетеры (высшая категория в проституции) жили в домах свиданий. Фрина из Афин считается одной из самых известных гетер древности. Известно, что она дожила до старости и за свой счет восстановила стены вокруг Фив, разрушенные Александром.

Ромула и Рема, великих основателей Рима, вскормила своей грудью проститутка Акка Лауренция по прозвищу Волчица, обслуживающая пастухов, тех, что пасли свои стада на семи холмах, на которых впоследствии раскинулся Вечный город.

Богиня цветов Флора, тоже проститутка, которой благодарные клиенты подыскали свободное местечко в сонме римских богов.

Богиня Венера в древней Месопотамии была основательницей проституции и предстает в других цивилизациях под разными именами Милитта, Анаит, Астарта, Урания или Митра ( Др. Иран, по другим данным богиня (или бог) огня и солнца) а так же Исида (в Египте). А сама Венера злая и беспощадная, кто отказывался продавать свое тело во имя богини оказывался обращенным в камень, как было сделано с Древними киприянками если верить Плутарху.

Проституция изначально была придумана в Халдее- колыбели человеческой цивилизации и являлась не чем иным как гостеприимством, потом она переросла в религиозную проституцию, сакральную, далее были куртизанки и, наконец, наши современные проститутки. Упоминания о проституции есть и в Библии, и в Коране.

Значительно ухудшилось положение публичных дам в Средневековье. Мало того, что они были абсолютно бесправными, жили на окраинах городов – именно так размещались публичные дома, так еще и подвергались всевозможным наказаниям. Так, многие проститутки оказывались без носа, уха, ноги или вообще без головы, если были замечены в связи с… женатым мужчиной или представителем духовенства. При этом классическое: «Не виноватая я! Он сами пришел!» строгих судий не волновало. Кстати, в средневековой Европе было распространено расплачиваться женщинами за долги. Так, отец мог отправить свою дочурку, а муж жену в бордель – отрабатывать карточный или любой другой долг. Как правило, из борделей уже не возвращались. Даже если проститутка раскаивалась, дорога в «нормальное» общество ей была заказана. Впрочем, стать проституткой могла себе позволить не каждая барышня – ни больные, ни беременные, ни слишком юные особы попасть в публичный дом не могли.

К особой категории проституток во все времена относились «солдатские девки». В своей работе «Проституция» (1912—1913) Фукс писал, что в войске Карла Смелого было «около четырех тысяч публичных женщин». Эти женщины не только занимались «обслуживанием», но и заботились о пропитании солдат, ухаживали за ранеными.

Отдельное место в обществе занимали куртизанки – которые, по сути, не были классическими проститутками. Эти дамы высшего света были, как правило, очень образованными и иметь с ними связь считалось престижным для мужчины. Только выбор, как и у античных гетер зависел от дамы. Куртизанки, как правило, специализировались на определенной области знаний – кто-то находил себя в искусстве, кто-то тяготел к точным наукам. Мужчину такие дамы выбирали соответственно по интересам. Конечно, ни о каком браке речи быть не могло – куртизанкам он был не выгоден. Правда, эпоха красивых куртизанок прошла довольно быстро, оставив за такими дамами право называться «содержанкой».

Не сладко приходилось проституткам начиная с XVIII века, когда медицина, наконец, пришла к неутешительному выводу, что сифилис и гонорея – заболевания далеко не наследственные. Тогда большинство публичных женщин ставили на учет в полицию, а на публичные дома и их владельцев накладывались строгие санкции. Если же обитательница дома терпимости покидала его пределы – на нее устраивались облавы, и беглянка сурово каралась. Особой привилегией пользовались только «солдатские девки», которые сопровождали вояк в походы и, кроме своих непосредственных обязанностей, заботились о раненых и пропитании солдат.

Более-менее комфортно жилось проституткам, пожалуй, только в античности. А позже история знает немало примеров массового истребления этого порока. Так, еще Моисей приказал уничтожить 32 000 блудных женщин, римляне как-то отличились тем, что переписали всех проституток и выдали им свидетельства о гражданской смерти. Парочка европейских королей выгоняла жриц любви за пределы своих государств, но те благополучно возвращались обратно. В России с блудом боролись приблизительно так же – то пороли прилюдно, то в Сибирь всех ссылали, то заточали в монастыри. Впрочем, в середине XIX века, поняв всю бессмысленность борьбы, публичные дома были узаконены почти по всему миру. В России же «жрица любви» получала «желтый билетик», который давал ей право существовать в обществе почти как нормальной женщине. Тогда же среди проституток перестали появляться и дамы из высшего общества, аристократки или дворянки. И проституция скатилась до уровня простого ремесленничества, а от красивого начинания гетер не осталось и следа. Ну, а после прихода бурного ХХ века сию древнейшую профессию и вовсе попытались искоренить. В СССР секса не было, запад был категорично настроен за «свободную» любовь, а на Востоке как были гаремы, так и остались… И только эстетствующие японцы сохранили благое начинание истинных жриц любви, оставив за некоторыми своими дамами право гордо называться гейшей.

Впрочем, гейша где-то сродни тем самым первым гетерам и позднейшим куртизанкам, которые продают не свое тело, а свое время и свой интеллект. А вот если уж покупатель проявит чудеса изобретательности, или щедрости, то гордая гейша может подарить ему незабываемую ночь любви… Но это будет уже другая история, ведь классическая проститутка продает тело, а интеллект продают почти все….

Древние русские летописцы не упоминают о существовании проституции в России как об отдельном проявлении общественной жизни. И надо думать, что ее и не было в первое время на Руси. Но это еще не говорит, конечно, о том, чтобы на Руси в древности не было разврата; он, несомненно, был у наших предков, но выражался не в виде проституции.


Что разврат существовал в России, это видно уже из того, что Владимир Святой до своего крещения, как свидетельствуют летописцы, имел целый гарем наложниц, которых можно было считать целыми сотнями. Итак, разврат был, но не было продажи каждому желающему тела женщины ею самой для разврата за определенное денежное вознаграждение. Может быть, отсутствие проституции в древней Руси лежало в том складе образа жизни, в котором находились в то время русские женщины.
Но никто столько горя не принес русским женщинам и так не развратничал, как Иоанн Грозный и его сподвижники. Учрежденная им для охраны своей особы опричнина была, можно утверждать, одной из главных виновниц начала публичного разврата на Руси. Похитить каждую женщину, приглянувшуюся кому-нибудь из опричников, изнасиловать девушку, - это было для опричников делом самым обыденным, и история полна рассказами об этом.

Александровская слобода, где жили в то время опричники, была одной сплошной клоакой подобных безобразий. Ужасные, часто кровавые, оргии разврата являлись почти ежедневными событиями этой слободы; картины всех этих явлений носят почти сказочный характер. Сам же грозный покровитель опричнины был едва ли не хуже всех, а, скорее, даже превзошел опричников в своих оргиях и разврате. Вот как описывает иностранный писатель Петрей этого русского царя. "В блудных делах и сладострастиях,- говорит Петрей,- Иоанн Грозный перещеголял всех. Он часто насиловал самых знатных женщин и девиц, после чего отсылал их к мужьям и родителям.

Если же какая-нибудь из этих женщин, хотя чем-нибудь давала заметить, что блудит с ним неохотно, то он, опозорив, отсылал ее домой и там приказывал повесить нагой над столом, за которым обедали ее родители или муж; последние не смели ни обедать, ни ужинать в другом месте, если не хотели распрощаться с жизнью таким же образом. Трупы висели до тех пор, пока мужья и родные по усиленному ходатайству и заступничеству не получали позволения похоронить их.

Грозный всегда менялся любовницами со своим сыном Иваном и не боялся огласки всех его подобных дел".
Во время Петра Великого вместе с бурным ростом торговых отношений с западноевропейскими государствами, на Русь стало проникать представление о проституции, как о ремесле.

И "классическая" проституция начала широко распространяться среди простого люда, значительно понижая нравственность во всех слоях общества. Европа в то время и сама не являла образец нравственности: самый блестящий в то время двор Людовика XIV поражал каждого своим развратом. Проституции на Руси, надо думать, своим началом обязана тем иностранцам, которые переселились в Россию, но не желали бросить своих порочных привычек, приобретенных за пределами России. Проституция была, по сути, экспортирована в Россию иностранцами.

Не отличался нравственностью и самый двор Петра I, где придворные дамы распутничали с дьяками. По раскольничьим известиям, "царевна Софья была блудницей и блудно жила с боярами, как и другая царевна, сестра ее; и бояре ходили к ним и ребят те царевны носили и душили и иных на дому кормили". Вообще, нравственность в то время так пала в обществе, что даже и монашество не являлось примером добродетели. И предавалось почти открыто возможным безнравственным порокам и разврату. Насколько разврат ширился даже в высшем обществе петровской России, достаточно ясно видно из похождений Петра Великого и его спутников в Германии и Париже.


Откуда же берутся корни проституции с точки зрения в первую очередь психологической?

Начать следовало бы с физиологических особенностей женщин. Чезаре Ламброзо, на которого я буду в дальнейшем ссылаться, итальянский врач-психиатр, опубликовал книгу «Женщина преступница и проститутка», в которой он пытался вскрыть причины этого явления. И определенное внимание он уделил такому вопросу, как чувственность, различаемая у разных полов.


Уже при изучении чувствительности у обоих полов мы убедились, что она во всех своих видах у женщины слабее развита, чем у мужчины. То же самое мы можем, в частности, сказать про половую чувствительность, благодаря чему женщине свойственно и менее интенсивное половое влечение. Подобный взгляд Sergi подтверждается, между прочим, чрезвычайно удачным выражением Tennyson'a, что "страсть мужчины относится к страсти женщины, как солнечный свет к лунному сиянию".

любовное влечение не есть для женщины настолько непреодолимое чувство, которого она не могла бы побороть в себе.


По этому поводу Paul de Kock пишет: "Любовь женщины пропорционально увеличивается с жертвой, которую она приносит своему любовнику: чем более она ему уступает, тем сильнее она к нему привязывается. Что касается мужчины, то его, напротив, страсть утомляет, а частое удовлетворение ее даже надоедает ему; одним словом: неудовлетворенное желание возбуждает его, удовлетворенное охлаждает, а полное пресыщение даже разрушает те узы, которые налагает любовь".

Ламброзо делает удачное замечание, что Любовный инстинкт ее всецело подчинен материнству. женские половые органы более сложны и многочисленны, чем мужские, но они служат не только для половых отправлений, но и целям материнства, именно для питания и выращивания новорожденного. В древности грудь женщины никогда не была эротическим объектом.

Подобно грудным железам и губы, служащие для выражения самых нежных оттенков нашей любви, были вначале также вторичным органом материнства, позднее изменившимся в эротический.

Поцелуй по своему происхождению не атавистичен и не врожден у ребенка, потому что он научается ему только со временем, он . -- повторение сосательного акта, как думает Darwin. Кроме того очень может быть, что поцелуй постепенно развился из существовавшего в глубокой древности обычая кормить своих детей таким же образом, как это делают птицы. Многие матери в Европе таким образом и теперь еще кормят своих детей. Кроме того, известно, что так обыкновенно поступают женщины из племени фегениев, желая дать напиться своим грудным младенцам. У этого народа нет никаких сосудов для жидкостей и питья. Взрослые утоляют свою жажду прямо из рек при помощи небольших камышовых трубочек, через которые втягивают в рот воду. Мать поит ребенка, набирая воды, сперва себе в рот и затем понемногу вливая ее прямо в рот дитяти . первый поцелуй, был вначале, несомненно, больше материнским, чем любовным.

В этом, по-нашему, заключается новое доказательство того, что в природе материнский инстинкт всегда торжествует над половым.

В подтверждение высказанного нами мы можем сослаться также на Гомера и Гесиода, о поцелуе нигде не упоминается при описании сцен между Венерой и Марсом, Одиссеем и Калипсо, Одиссеем и Цирцеей, Парисом и Еленой ("Илиада", п. III), ни, наконец, при воспевании любовной истории Геры и Зевса в XIV песне Илиады.

Если Гомер ничего не говорит о губах, груди и поцелуях Елены и Бризеиды в "Илиаде" и Пенелопы и Калипсо в "Одиссее", то это потому, что в то время эти органы не имели никакого отношения к эротической любви, а поцелуй был выражением только родительского чувства.

Цивилизация породила стыд, заставивший прикрывать наготу тела, а забота о чистоте его уничтожила всякий запах его, который в первобытные времена и привлекал мужчину к женщине. Вследствие этого части женского организма, назначенные для целей материнства, которые привлекали зрение и осязание мужчины (губы и грудные железы), должны были превратиться в эротические органы. Женщина начала целыми столетиями позже мужчины сперва татуироваться, а потом и наряжаться; кокетство же ее дополнило остальное. Наконец, на чувство любви мужчины, на его страсть начала влиять исключительно красота женщины, сделавшаяся, таким образом, одним из двигателей человеческого совершенствования.

Когда, наконец, женщина восторжествовала над самкой, любовь ее начинает отодвигать на задний план ее материнский инстинкт, но последний продолжает все-таки сказываться в ней здесь и там, ставя ее чувство выше простого удовлетворения половых потребностей.

. Именно женщина, поставленная у всех народов в условия рабства, вполне зависящая всюду от произвола мужчины, существо слабое и не способное к энергичному сопротивлению, несомненно всегда и везде старалась действовать на лучшие чувства мужчины, чтобы добиться его расположения кротостью и привязанностью. Поэтому она всегда стремилась окружить его возможно большею нежностью,. К подобному приему прибегают и животные. Так, например, собака увивается у ног своего господина, прыгая от радости и желая обратить на себя его внимание, чтобы добиться от него какой-нибудь ласки.

Итак, любовь женщины выражается главным образом в сильной привязанности к любимому человеку и в преданности ему, т.е. именно теми чертами, которые развиваются сплошь да рядом в слабых или более низкой организации существах, живущих совместно с более сильными и высшими.

Поэтому женщина действительно испытывает сексуальное наслаждение от любви только в том случае, если она всецело отдается любимому мужчине. При этом она счастлива все-таки не столько вследствие физического удовлетворения своего чувства, сколько благодаря сознанию, что она осчастливливает своею любовью того, кого любит.

Это бросает свет на целую массу вторичных явлений и объясняет нам, почему, например, женщина избирает себе предмет любви, руководствуясь не столько удовлетворением своего полового чувства, сколько сознанием того счастья, какое она доставляет другому. Мужчина при выборе себе жены обращает внимание на многое: на красоту лица, сложение, свежесть, цвет лица и тонкость кожи, приятность голоса, грациозность манер, между тем как женщина придает значение только характеру мужчины; что же касается его наружности, то к ней она относится безразлично, лишь бы она не была слишком отталкивающей. Таким образом, красота имеет различное значение у обоих полов.

Таким образом, первый довольно распространенный миф о том, что проститутка – это женщина, обладающая сверхчувственностью, крайне увлеченная сексом – это не более, чем миф, т.к. женская чувственность куда как ниже по сравнению с мужской.


^ 2. Гражданская проституция. В глубокой древности брак не существовал и проституция в виде половых связей многих мужчин со многими женщинами - была нормальным явлением.

У каледонцев жены были общими и дети их принадлежали всему племени.

У назамонов и агатирзов общая принадлежность женщин являлась вполне определенным положением. Они строго придерживались ее, чтобы иметь право называться всем братьями и чтобы среди них не было ни неудовольствия, ни взаимной зависти. С этой же целью тирренцы воспитывали своих детей вместе, причем отец ребенка оставался обыкновенно неизвестным. Озы также сообща владели женщинами. Когда у них ребенок достигал трехмесячного возраста, мужчины осматривали его, и он считался сыном того, на кого он более всего походил (Геродот).

У андаманов (и у некоторых других племен Калифорнии) женщины принадлежали одинаково всем мужчинам и у них считалось тяжким преступлением, если какая-нибудь из них не соглашалась отдаться кому-нибудь из мужчин.

Женщины генданов в Африке носили на ногах столько кожаных браслетов, со сколькими мужчинами они вступали в связь (Геродот. IV, с. 176).


Sextus Empiricus рассказывает подобное же о египетских женщинах, которые гордились числом своих любовников. В Тибете девушки носят на шее кольца, подарки своих любовников. Значение их далеко не безразлично: чем большe их у девушки, тем с большей торжественностью празднуется ее свадьба.


^ 3. Гостеприимная проституция. Все изложенное достаточно объясняет, каким образом могла развиться гостеприимная проституция. Обычай предлагать жен своим гостям распространен на о. Цейлоне, в Гренландии, на Канарских островах, на островах Таити, и отказаться от предлагаемой женщины считается здесь большой обидой для хозяина. "Я не могу допустить, -- говорил один туземный начальник одному священнику, -- чтобы какая-нибудь религия могла запретить подобное невинное удовольствие, которое есть в то же время услуга для страны, так как увеличивается ее население новым существом" Когда миссионер Harris отказался в Нукагиве от подобного почетного предложения, туземные женщины ночью пробрались к нему, желая убедиться, мужчина ли он.

Marco Polo жил в Тибете у одного туземца, который нарочно уходил из дома, для того чтобы он мог свободнее наслаждаться обществом его жен.

У ассанов женщина может в третий день каждой недели отдаваться иностранцу (Hartmann).

У арабского племени гассиниэ женщина также свободна в половом отношении раз в четыре дня.

У племени надовесси славилась женщина, если после известного праздника была в состоянии отдаться 40 военачальникам


4. Полиандрия. Человек перешел от смешанного (беспорядочного) полового сожития к моногамии не прямо, а через некоторые формы, рассматриваемые нами в настоящее время как преступления, а именно: полиандрию, кровосмешение, насилование и насильственное похищение женщин.

В Тибете старший брат избирает себе жену, которой затем пользуются все его братья. Последние все переселяются на жительство в дом к новобрачной.

У наиров женщина обыкновенно имеет 5-6 мужей. Но число их может доходить до 10, причем она с каждым из своих мужей живет по очереди 10 дней. Что полиандрия есть, в сущности, только переходная ступень от смешанного полового сожития к простейшей форме брака, доказывается тем, что при ней допускается для женщины одновременное половое сожитие с несколькими мужчинами только в том случае, если все они принадлежат к одному и тому же племени, в некоторых случаях даже к одной и той же касте

Таким образом, начало половой нравственности кроется в желании делить свое супружеское ложе лучше с членами одной и той же семьи, чем с целым племенем.


^ 5. Религиозная проституция. Даже после упрочения брака остатки смешанного полового сожития еще долго наблюдались в некоторых свадебных обрядах, как, например, у санталов, у которых браку женщины предшествовало беспорядочное обладание ею кем угодно в течение шести дней. Точно так же на Балеарских островах новобрачная отдавалась на первую ночь всем присутствовавшим гостям, как и во время феодализма в средних веках она принадлежала в течение этой ночи своему феодальному властелину.

В Талмуде мы читаем, что девушка до выхода своего замуж должна была провести одну ночь с Тафеаром. Геродот рассказывает, что у адирмахидов все девушки, готовившиеся выйти замуж, приводились к царю, растлевавшему тех из них, которые наиболее отличались красотой.

В Камбодже в XIV столетии ни одна девушка не выходила замуж, не быв предварительно лишена невинности бонзами (жрецами), которые получали определенную плату за свой труд (thing-thang).


Все это остатки древней проституции, по которой женщина, прежде чем сделаться собственностью одного, отдавалась на растление многим или же самому могущественному политическому или духовному члену своего племени.

У китайцев остатком полигамии является обычай покупать несколько "маленьких жен", подчиненных законной "великой жене", которая и считается матерью всех родившихся детей.

^ 6. Юридическая проституция. Другая ветвь первобытной проституции есть тот вид ее, который можно было бы назвать юридической проституцией. Сюда принадлежит левират (ужичество), т.е. обязанность младшего брата жениться на вдове старшего брата в случае смерти его. Обычай этот, существующий у евреев, мексиканцев, афганцев и чипперейев, имеет основание во взгляде на женщину как на слабое существо, считающееся собственностью всего семейства.

Другой источник подобной проституции заключается в том уважении, которым пользовались у некоторых народов проститутки. Оставляя свое позорное ремесло, они выходили замуж и становились нередко предметами особенного почитания. Существует предание, что даже сам Будда, прибыв в индийский город Везали, был принят великой начальницей куртизанок. В Абиссинии публичные женщины занимали порою очень высокое положение при дворе и нередко становились правительницами городов и даже целых провинций. Наконец, остатком этого рода проституции, служащим переходною ступенью к нормальному браку, является у многих народов полная свобода в половом отношении девушек, прекращающаяся вместе с выходом их замуж.

В Кохинхине на супружескую верность мужа смотрят как на его обязанность; между тем родители нередко торгуют своими дочерьми, что, впрочем, не мешает последним выходить замуж.


^ II. ПРОСТИТУЦИЯ У ИСТОРИЧЕСКИХ НАРОДОВ


У цивилизованных народов мы находим в первобытные времена те же самые явления, которые мы в настоящее время наблюдаем у дикарей, т.е. проституцию всех видов, как-то: религиозную, гражданскую, гостеприимную и юридическую, и притом в таком распространении, которое как нельзя более доказывает, что

стыд и самый брак суть продукты только более позднего развития. Что в свою очередь привело к тому, что проституция стала явлением антисоциальным, порочным, гонимым. Одним словом, брак и стыд стали родителями этого явления.


^ 1. Восток. Религиозная проституция. Геродот повествует, что в Вавилоне все женщины, в нем родившиеся, должны были по крайней мере хоть один раз в своей жизни явиться в храм Мелитты, чтобы там отдаться какому-нибудь чужеземцу. Они должны были оставаться в этом храме до тех пор, пока кто-нибудь из этих чужеземцев не бросал им на колени известную сумму денег и приглашал их к coitus'y. Деньги, полученные таким путем, считались священными (I, 199).

В Армении богиней проституции почитали Анаис, храм которой напоминал собой храм Мелитты в Вавилоне.

Вокруг этого храма находились обширные поля, окруженные высокими стенами, за которыми жили женщины, посвятившие себя этой богине. Вход сюда разрешался одним только чужестранцам. Жрецы и жрицы этого храма избирались из представителей и представительниц самых благородных и знатных фамилий страны, причем продолжительность служения их богине определялась всегда их родными. Уходя оттуда, женщины эти оставляли в пользу храма все, что они заработали, и с успехом выходили замуж, причем женихи их справлялись в храме об их поведении. Девушка, которую посетило наибольшее число иностранцев,

считалась самой желанной невестой (Страбон).

У финикийцев также существовала гостеприимная и религиозная проституция. По словам Евсевия, у них был обычай отдавать на растление чужеземцам своих дочерей единственно во славу традиций гостеприимства.

По словам Геродота, девушки в Лидии зарабатывали себе приданое путем проституции и продолжали заниматься ею вплоть до выхода замуж. Приданое давало им возможность выбирать себе по своему вкусу мужей, которые не всегда имели право отказаться от чести подобного предложения.


^ Проституция гражданская. Наряду с религиозной проституцией развивалась и гражданская проституция.

Пророк Варух говорит: "Вдоль улиц сидят женщины, опоясанные веревками, и сожигают благовония. Та из них, которая приглашена для совокупления с прохожим, хвастает потом перед своей соседкой, не видевшей, как он развязал свой пояс" (Варух, VI).

В истории Тамары описываются уличные блудницы, скрытые под покрывалами, сидящие на краю дорог и следующие за всяким, кто может им заплатить. В Библии они изображаются то неподвижно сидящими на перекрестках дорог, скрытые под покрывалами, то неприлично одетыми, сжигающими благовония и распевающими песни. Но эти блудницы, по крайней мере, большинство их, не были еврейками. Они называются просто чужеземками, и были родом из Сирии, Египта и Вавилона.


^ Проституция эстетическая. Проституция была различных категорий. В числе их выделяется эстетическая, или просвещенная, проституция, которая впоследствии наблюдалась в 1500 году в Италии и в 1700 году во Франции. Проститутки, принадлежащие к этому классу, славились как искусные певицы, музыкантши и флейтистки. Они вели совершенно свободный образ жизни и занимались своим искусством особенно во время различных религиозных празднеств. Гетеры эти не отдавались за деньги, подобно обыкновенным проституткам диктериад, первому встречному, но следовали в этом отношении своим симпатиям и антипатиям. Они часто по своему уму, образованию и изяществу манер становились достойными подругами самых выдающихся людей Греции.

Их можно разделить на две различные категории, которые обе и составляют аристократию этого рода проституции: на гетер-наперсниц и гетер-философок. Представительницы второй категории, находясь постоянно в обществе мудрецов и поэтов, научились от них искусству трактовать о философии и других науках и бывали посвящены во все современные вопросы, между тем как гетеры-наперсницы, менее образованные, чем эти, отличались умением веселиться, оживленностью и умом, благодаря которому им удавалось подчинить себе выдающихся людей своими утонченными ласками, и репутацией. Так, например, в Египте с Птоломеем Филопатором совершенно разделяла власть его гетера Агатоклея.

Но к какому бы классу проститутки ни принадлежали, положение их в Древней Греции было официально, и находились они всегда в зависимости от народа. Они, например, не имели права самовольно оставлять пределы республики, не испросив на то предварительно разрешения архонтов, которые давали его только в тех случаях, когда были уверены, что уезжавшие вернутся назад на свое место жительства.

Гетеры занимались своим ремеслом совершенно свободно, публично, и это доказывает, насколько нормальным явлением считалась во все времена проституция. Если молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он, по словам Люциана, Алкифрона и Аристофана, писал ее имя на стенах храма, прибавляя к нему несколько лестных или шутливых эпитетов.

Утром каждая куртизанка посылала свою рабыню читать на стенах храма надписи, и если в числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там ожидала своего поклонника у своей надписи. Эсхил прямо говорит, что "гетеры торгуют собою у ворот храма".

Значение проституции в жизни греков было так велико, что она породила даже особую, специальную литературу. Так, например, Киллистрат написал "Историю гетер", а Макон собрал наиболее остроумные изречения всех знаменитых куртизанок.

Аристофан Византийский, Апполодор и Горгий собрали сведения о жизни ста тридцати пяти гетер, которые прославились у афинян и славные подвиги которых были достойны того, чтобы о них узнало потомство. Те из них, клиентами которых были военачальники, правители городов, жрецы и философы, подчинялись одному только ареопагу, между тем как все прочие проститутки зависели обыкновенно от низших судебно-административных учреждений.

Заключение. Из всего изложенного мы можем сделать следующее заключение.

У народов на заре их развития стыд был совершенно неизвестен; в половых сношениях существовала самая полная свобода; даже там, где не было беспорядочного полового сожития, брак являлся не тормозом, а скорее двигателем проституции: особенно в странах, где муж торговал своей женой, отдавал ее временно другому в пользование и т.д.

За этим периодом существования проституции в качестве нормального явления следует другой, в котором она, претерпев множество перемен, является уже более или менее отжившей, устаревшей. Она выражается тогда различно: то женщина должна принадлежать одинаково всем членам данной общины, то только политическому или духовному главе ее (Jus primae noctis в средних веках и религиозное растлевание девушек в Камбодже). Дальнейшей формой ее является проституция в храмах, причем женщина принадлежит безразлично всем или во всякое время, или же только в известные периоды, при религиозных празднествах. По временам наблюдается как бы ослабление проституции: замужние женщины, например, должны быть целомудренны, а девушки могут пользоваться полной свободой в своем поведении, или же первые обязаны в известное время нарушать свою обычную супружескую верность и возвращаться к первоначальному беспорядочному половому общению. В некоторых случаях проституция находится в связи с долгом гостеприимства, и брак, принимающий моногамическую форму, допускает, тем не менее, право гостя на жену своего друга. В других случаях первобытное беспорядочное половое сожитие оживает вновь, но уже в виде наказания женщины за нарушение ее долга супружеской верности. Часто проституцию санкционирует и религия, стремящаяся всегда сохранить все прошлое, призывая ее опять в известных случаях к жизни, как и иногда каннибализм, когда он уже давно исчез из народных обычаев.

В третьем периоде проституция опять исчезает из области традиций и представляется явлением болезненности и отсталости лишь известного класса лиц. Но в этом переходе от здорового к болезненному состоянию в виде блестящего исключения является эстетическая проституция, играющая роль оживляющего, плодотворного начала. Так, мы видим, что в Японии и в Индии известный класс гениальных проституток заботливо хранит и культивирует искусство пения и танцев и образует на основании этого особую привилегированную касту. Точно так же и в Греции некогда цвет гениальных мужей группировался около гетер и нашел в них могучий двигатель духовного и политического развития. Явление это повторилось в Италии в XV столетии и имело огромное влияние на духовный прогресс этой эпохи, который у отдельных индивидов, как и у целых народов, всегда так тесно связан с их половой жизнью.

Graf доказал, что известные условия, благоприятствовавшие появлению на свет эстетической проституции, повторялись в XV столетии в Италии и потому сопровождались и здесь одинаковыми последствиями. "Современники Перикла и Алкивиада, -- говорит он, -- были окружены всепроникающей атмосферой красоты. Женская красота могла достигнуть своего идеального воплощения, по мнению древних, только в лице гетеры. ".

Итальянцы XV столетия также жили, окруженные красотой; век этот оставил нам многочисленные произведения, в которых женская красота описана, анализирована и самым тщательным образом исследована в своих причинах и законах.

В Греции во времена Перикла исчезает уважение к браку; точно так же в Италии в XV столетии он подвергается всеобщему презрению и осмеянию, так что тогдашние писатели почти все разделяют взгляд Aretin'a, по которому "жена -- такая тяжесть, для которой нужны плечи Атланта".

"Если холостая жизнь, -- замечает Graf, -- вообще поддерживает и даже создает проституцию, то безбрачие образованных людей, писателей и артистов призывает к жизни гетеру и куртизанку".


^ ВРОЖДЕННЫЕ ПРОСТИТУТКИ


Мы уже видели при изучении половой чувствительности проституток, что она у них большею частью понижена, что в известном отношении противоречит их обыкновенной преждевременной физической зрелости.


^ 1. Нравственное помешательство (moral insanity). отсутствие у врожденных проституток самых естественных чувств, как, например, привязанности к родителям и сестрам, а с другой -- их преждевременная испорченность, ревность и беспощадная мстительность.

По сути мы имеем дело с тем, что называется нравственным идиотизмом. То есть нравственное слабоумие.

Знаменитую маркизу Pompadour бр. Goncourts называют " Редкий экземпляр морального уродства "*. По их словам, это была женщина, не знавшая снисхождения и сострадания к другим, непоколебимая в своей ненависти и мести, глухая к стонам узников Бастилии, начальников которой она сама назначала, Известно, что, будучи уже старой, она старалась сохранить к себе внимание короля тем, что подыскивала и доставляла ему самых молодых и красивых девушек.

Так, Parent-Duchatelet из 5144 проституток нашел только 89, которые избрали себе это печальное ремесло с целью поддержать своих старых и больных родителей или же чтобы дать средства к существованию своей многочисленной семье;

^ 2. Материнская любовь. Другим признаком нравственного помешательства врожденных проституток, до сих пор еще не получившим своей надлежащей оценки, является полное отсутствие у них материнских чувств. Lacroix и Larue обе убили своих детей: первая из боязни быть покинутой своим любовником, а вторая -- чтобы быть свободной в своих любовных похождениях. "Материнская любовь часто им совершенно неизвестна. Они, не стесняясь, сознаются, что дети -- это бремя и что Бог должен был бы призвать к себе всех этих малюток, которые им в тягость. Во время беременности они делают невозможное, чтобы вытравить плод".


3. Преступность. Подобно нравственному помешательству, с проституцией тесно связана и преступность, которая в сущности есть только, так сказать, видоизменение и квинтэссенция moral insanity. Очень частым преступлением проституток является, по Lecour'y, шантаж, к которому прибегают они особенно в пожилом возрасте. y парижских кокоток, особенно не первой молодости, шантаж развит в настоящую профессию. Они сохраняют письма, которые получали от богатых посетителей своих, и, узнав, что последние готовятся жениться, предлагают им выкупить за большие деньги эти письма, грозя в противном случае показать их невесте или ее родителям. Нередко шантаж этот повторяется по нескольку раз, причем каждый раз отыскиваются для этого все новые и новые письма.


4. Алкоголизм. Проституткам свойственна такая же страсть к спиртным напиткам, и соответственно этому у них наблюдается очень часто ослабление и даже полное отсутствие сухожильных рефлексов как следствие алкоголизма. Соответственно, они имеют нервные расстройства скорее как следствия алкоголизма , чем истерии.


5. Жадность. ненасытная жадность, наблюдаемая обыкновенно у наиболее интеллигентных врожденных проституток. Проститутки смотрят всегда на своих гостей как на известные суммы денег, и Масе неоднократно слышал, как они говорили про иных: "вот идет мой талер" или "вот мой луидор".. Жадность древних греческих гетер вошла даже в поговорку. Мы находим у Алкифрона очень характерное письмо одного сельского хозяина, разорившегося на одну из этих гетер, которая потом, когда он обеднел, не хотела больше знать его. "Разве ты забыла, -- сказано в этом письме, -- корзины с финиками, свежие сыры и прекрасных куриц, которых я тебе посылал? Разве все добро, которым ты теперь пользуешься, принадлежит не мне? Теперь мне остается только позор и нищета!" Анаксил, дает следующее описание куртизанок своего времени: "Да, все эти гетеры суть сфинксы, не говорящие прямо, а выражающие свои желания в форме загадок. Они ласкают вас, шепчут вам, положим, о своей любви и минувших наслаждениях, но на самом деле это значит: мой милый, мне нужна скамеечка для ног, треножник, стол или рабыня".

"Взгляните на Плангону, ведь она настоящая Химера, сожигающая иностранцев своим огнем! А Пинопа? Разве она не стоглавая гидра? А чем отличается Наннио от имеющей три пасти Сциллы? Разве не ищет она третьего любовника, после того как двух уже задавила?"

Знаменитая гетера Летала писала Ламалиону, своему сентиментальному, но скупому любовнику: "Мне нужны золото, драгоценности, платья и рабыни. Ты мне надоел своим вечным хныканьем, клянусь Венерой! Ты говоришь, что боготворишь меня, не можешь жить без меня и что я должна стать твоею. Хорошо. Но разве у тебя нет золотых кубков? Разве ты не можешь похитить у отца немного золота или у матери части ее сбережений?" Анаксил совершенно прав, сказав в одной комедии своей: "Из всех хищных зверей самый опасный -- гетера".

^ 6. Чувство стыдливости. Отсутствие чувства стыдливости является одной из самых характерных черт врожденных проституток. пришлось однажды слышать жалобы одной проститутки, негодовавшей и удивлявшейся, что ее арестовали за оскорбление общественной благопристойности, когда она ровно ничего такого не сделала, если не считать, что отдалась в публичном месте 10 солдатам последовательно одному

после другого и каждый раз в присутствии всех остальных.


^ 7. Нравственное помешательство (moral insanity) и врожденная склонность к проституции.

Сильная чувственность не делает еще женщину проституткой: благодаря ей она будет слишком надоедать своими ласками мужу, заведет себе любовника, отдастся, наконец, в минуту сильнейшего полового возбуждения почти первому встречному мужчине, но не станет проституткой: в ней живо чувство стыда, хотя от времени до времени грубые инстинкты и берут над ним верх. Там, где женщина, несмотря на свою пониженную чувствительность, все-таки делается проституткой, причина этого, очевидно, кроется не в ее похотливости, а в отсутствии у нее нравственного чувства.

Женщины, не стыдящиеся и не сознающие всего позора своего порока, имеющие особенную болезненную склонность ко всему запрещенному, недозволенному, вступают на путь разврата потому, что он дает им возможность беззаботно жить, не испытывая никаких чувств и влечений. Для проститутки сношение с мужчиной -- совершенно безразличный в психическом и физическом отношении акт, это НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ ДЛЯ НЕЕ, НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКИХ ЗАРТРАТ И ХОРОШО ОПЛАЧИВАВЕТСЯ.

Проститутки – отнюдь не чувственные особы, а нравственно слабоумные личности, которым свойственно тяготение ко всему запретному, дурному, делать все то, что запрещено, -- наклонности, столь характерной для нравственно помешанных субъектов. Эдакий нравственный аутизм, абсолютная бесчувственность движет ими. "С малых лет подобные индивиды обнаруживают особую страсть ко всему дурному и запрещенному, и с течением времени, по мере того как они развиваются, страсть эта растет и крепнет. Никакие старания воспитателей не могут отучить их от лжи и лицемерия, к которым они постоянно дерзко прибегают. Они относятся совершенно равнодушно к радости или горю своих родителей, то и другое возбуждает в них только мимолетные чувства. Если при исправлении их обращаются к энергичным, крутым мерам, то это только больше ожесточает их и они упорно повторяют свои бесстыдные поступки. Необыкновенно раннее пробуждение в них самых дурных инстинктов, наклонности к воровству, черствости и даже жестокости в отношении своих товарищей просто поразительны".

^ 9. Умственное развитие. Среди проституток встречаются субъекты всякого умственного развития, начиная почти с идиотской тупости и кончая одаренностью, близкой к гениальности. Многие из них остаются на всю жизнь с детским недоразвитием и производят впечатление слабоумных субъектов, ничем не интересующихся, поражающихся обыденными вещами, теряющихся и не могущих ответить на самые обыкновенные вопросы. Их можно было бы назвать "детьми-проститутками". Maxime du Camp описывает этот тип публичных женщин в следующих выражениях: "Многие девушки, занимающиеся проституцией с 14-15-летнего возраста, буквально не могут ни о чем говорить, но не вследствие какого-нибудь расстройства речи, а потому, что обладают слишком малым запасом слов для выражения даже простейших мыслей своих. На все предлагаемые им вопросы они отвечают с резким движением испуганного зверя: "Не знаю"... При виде пролетевшей мимо мухи их разбирает внезапный смех; некоторые смотрят широко раскрытыми глазами на горящие в камине дрова, точно они никогда в жизни не видели ничего подобного. В действительности многие будущие проститутки оказываются решительно неспособными чему-нибудь научиться в детстве: они невнимательны, непослушны и ленивы; никакое учение не идет им впрок и ни одна школа не может держать их более или менее долго в своих стенах. большинство из наблюдавшихся им проституток было совершенно неспособно следить за течением самой обыкновенной мысли; они очень скоро уставали и становились рассеянными. .

среди проституток попадаются порою очень умные от природы женщины, ум которых, однако, остался неразвитым. Parent-Duchatelet сообщает, что одна проститутка придумала очень остроумную систему возможно более удобной и прибыльной практики, связанной с наименьшим риском для нее заразиться и заболеть. Особа эта составила нечто вроде союза из 40 женатых людей, с которыми она только исключительно и жила. Вступление нового члена в этот союз совершалось не иначе, как с общего согласия остальных членов его и

после соответствующего медицинского осмотра; член же, жена которого умирала, исключался из состава общества.

Среди аристократок проституции, гетер, известны крупные умы, сумевшие привлечь к себе даже гениальных мужчин. Не одна женщина, даже самого низменного происхождения, составила себе блестящую карьеру на этом поприще исключительно благодаря своему уму. Такие гетеры, как Аспазия и Леена, отличались, должно быть, далеко не дюжинными умственными способностями, если могли приобрести такое огромное влияние на политическую и эстетическую жизнь своей родины. Известно, что, когда Ксеркс задумал завоевать Грецию, он послал знаменитую гетеру Таргелию из Милета с тонким дипломатическим поручением склонить на его сторону путем своих ласк начальников греческих городов. Она действительно увлекла 14 из них, но не могла склонить их на сторону персидского царя. Впоследствии она перестала быть гетерой, вышла замуж за фессалийского царя в Лариссе и отдалась всецело изучению наук.

Аспазия, происходившая также из Ми-лета, до того как сделаться любовницей Перикла, была обыкновенной проституткой в одном доме терпимости в Мегаре. Прибыв в Афины во главе целой толпы молодых, красивых и образованных женщин, она сделалась преподавательницей риторики, и в короткое время ее слушателями стали самые знатные и образованные граждане. Перикл, сойдясь с ней, ввел в ее дом все, что было более или менее выдающегося в Афинах, и сумел даже побороть предрассудки жены и дочерей, которые точно так же начали бывать у Аспазии. "Они отправлялись в ее дом, -- замечает по этому поводу Плутарх, -- чтобы слушать ее красноречие". В короткое время Аспазия сделалась в Афинах законодательницей не только мод, но языка, вопросов дня и обычаев. Многие афинские девушки, увлеченные ее блестящей карьерой, также сделались

куртизанками. Другая гетера, Никарета, происходившая из благородной фамилии и замечательно образованная, отличалась особенной страстью к математике. Она никогда не отказывала в своих ласках мужчине, если только могла чему-нибудь научиться у него. Сделавшись последовательницей философской школы стоиков, она оказала школе этой много существенных услуг,. ученица и подруга Эпикура, написала большое сочинение по физике и трактат об атомах.

10. Письмо. Мы раньше говорили о том, что татуировка встречается у одних только проституток. Среди разного рода слов, выражений и фраз, которыми они любят украшать свое тело, попадаются некоторые очень остроумные и удачные, хотя большею частью и очень циничные.

В моем Archivio di Psichiatria, т. XII, напечатано огромное стихотворное произведение некоей 16-летней проститутки, которая остроумно и с замечательным юмором описала в нем все, что она видела и пережила во время своего пребывания в Туринской больнице для венерических больных.

Pitre собрал и опубликовал множество народных стихотворений, между которыми есть несколько песенок, сочиненных, по-видимому, проститутками. Они наводят на мысль, что эти несчастные создания отличаются в общем более развитым эстетическим чутьем, нежели преступницы и даже нормальные женщины.


12. Религиозность. Проститутки очень религиозны, подобно многим преступницам и большинству дегенератов. Уже гетеры и обыкновенные проститутки Древней Греции отличались особенной ревностью в соблюдении религиозных обрядов и необыкновенным усердием в жертвоприношениях. Они клали на алтари чтимых ими божеств чаще всего золотые, серебряные и перламутровые вещицы, изображавшие мужской половой член, драгоценные камни, серебряные зеркала, пояса, гребни, пинцеты для удаления волос, головные булавки и всевозможные другие золотые и серебряные предметы. Храм Венеры на острове Самосе сильно обогатился приношениями гетер, которые во главе с Аспазией следовали за армией Перикла во время войны с этим островом.

По словам бр. de Concourts, знаменитые французские куртизанки и королевские метрессы XVIII столетия отличались религиозностью, смешанной с суеверием. Среди них крепко держался обычай тайно служить по субботам обедни Пресв. Богородице даже в то время, когда кругом царствовало полнейшее безверие и безграничный скептицизм.


^ 13. Привязанность к животным. Проститутки, как и нравственно помешанные, отличаются особенной привязанностью к животным, которая так резко противоречит их обычному равнодушию к окружающим людям. Maxime du Camp говорит, что данное содержащимся в St.-Lazar'ской больнице проституткам разрешение держать около себя животных пришлось отменить потому, что они грозили превратить больницу в зверинец. Известно, что маркиза Pompadour имела у себя в доме целую коллекцию собак, обезьян, попугаев и редких птиц и, умирая, . Она платила огромные деньги знаменитым художникам и ваятелям за изображения любимых животных. Привязанность к животным является у подобных женщин вполне эгоистическим чувством, так как животные подчинены всецело воле человека и им не нужно приносить никаких жертв, между тем как любовь к человеку -- это ego-альтруистическое чувство, которое требует бесчисленных жертв для любимого существа и полного подчинения своих личных эгоистических интересов его желаниям.


14. Любовь. Любовниками проституток являются обыкновенно их сутенеры, к которым влечет их особенная страсть. Сутенер -- это почти всегда субъект со зверским характером, с наклонностью к насилиям, становящийся паразитом своей любовницы, которую он в благодарность за ее любовь немилосердно колотит.

Однако, несмотря на все это, эти падшие создания обыкновенно очень сильно и нежно привязаны к своим мучителям.. Дело в том, что проститутки -- субъекты в большинстве случаев мало интеллигентные и совершенно обезличенные, обыкновенно очень легко попадают под влияние мужчин и очень живо испытывают подобную потребность, "Куда мы годимся, если не любим", -- говорят обыкновенно эти падшие создания в объяснение своей привязанности к своим любовникам.


^ 15. Лакомство, обжорство, пьянство. Проститутки отличаются большею частью прожорливостью, и, по словам Parent-Duchatelet, они очень необыкновенные лакомки. "Лакомство и прожорливость их, -- говорит он, -- удивительны. Некоторые из них едят целый день и в общем съедают такую массу, что этим можно было бы смело накормить трех или четырех женщин одного с ними возраста. К этим излишествам они приучаются в простых харчевнях или хороших ресторанах, в которые ведут их, смотря по их пошибу, их поклонники". Так как у проституток в общем так мало развиты ум и половое чувство, то весьма понятно, что у них с особенной силой дает себя знать голод -- самый сильный инстинкт их живой натуры. В этом отношении они напоминают детей в том возрасте, когда еще не начиналось их духовное и половое развитие и когда вся жизнь их сводится исключительно к удовлетворению потребностей желудка. Известно, что и у идиотов умственная тупость связана обыкновенно с большею или меньшею прожорливостью.

17. Тщеславие. Характерным является тщеславие проституток, наблюдающееся у них во всех видах и выступающее тем сильнее, чем испорченнее субъекты. Древнегреческие гетеры постоянно мечтали о том, чтобы связать свое имя с какой-нибудь комедией. Поэтому среди них особенным вниманием пользовались драматические писатели, которым содержание метресс обходилось далеко не так дорого, как прочим смертным. Так, Гликера писала уехавшему в Египет Менандру: "Только непременно поставь там комедию, в которой я выведена в первом действии; если я не могу сопровождать тебя в твоей поездке в Египет, то пусть я все-таки стану известной при дворе Птоломеев".

Когда Александр Великий разрушил Фивы, Фрина, урожденная фивянка, выразила желание восстановить их за свой счет с условием, чтобы на городских воротах была повешена доска со следующей надписью: "Город Фивы, разрушенный Александром и восстановленный Фриной". Таис в одном письме к Евтимеду называет себя по мудрости равной Аристотелю.

Но не только выдающиеся, а даже самые обыкновенные проститутки заражены сплошь да рядом гордостью и смотрят постоянно свысока на своих ближайших товарок. Некоторые кокотки серьезно считают себя благородными дамами на том основании, что они очень ленивы и ненавидят всякий труд. Такими чертами выражается, по их мнению, истинно благородное происхождение. Проститутка, продающая себя за 5 франков, считает для себя кровной обидой, если соперница во время ссоры назовет ее "femme d'un franc".

18. Бездельничанье. Любимейшим удовольствием проститутки является бездельничанье. Скука ей незнакома, и она проводит целые дни, лежа на постели или кушетке, не двигаясь с места, не шевеля ни одним пальцем и не чувствуя при этом никакой тягости от подобной инертности, которая для всякой нормальной женщины несноснее самого тяжелого труда. Зато все проститутки смертельно ненавидят всякий труд, и это отвращение к нему и является главным мотивом их падения и проституции; сюда присоединяется еще, кроме того, их жадность ко всякого рода развлечениям, кутежам и оргиям, каковая черта у них общая с настоящими преступниками. Проститутки более или менее высокого пошиба встают обыкновенно очень поздно, купаются, поют, едят, танцуют, валяются на постели или диване и, если погода хорошая, идут гулять. Другие сидят в кофейнях или перед дверьми своей квартиры, едят, пьют и болтают в компании окружающих их субъектов.

П.Тарновская в следующих словах описывает проституток, ": крайняя апатия, безразличное отношение к окружающему, лень и полная неохота менять раз принятое положение тела весьма характерны для этих потерянных женщин. Они презирают всякий труд; ничего не делать, ни о чем не думать, прозябать в полном покое, избегая всяких движений, -- их нормальное состояние; пить, есть и спать -- их единственные радости в жизни. При этом она отмечает у них рядом с полной неспособностью к продолжительной, правильной деятельности какую-то потребность в беспокойной суете и шумных оргиях. "Большею частью, -- замечает Тарновская, -- они любят возбуждающие удовольствия, многолюдные собрания, шум и всякое беспокойство; замечательна их падкость на разного рода зрелища и желание пользоваться всяким случаем, чтобы порисоваться публично своими прелестями". Описанная наклонность их переходить от полного покоя к необузданной подвижности является существенным признаком вырождения и напоминает дикарей, которые от абсолютного покоя любят вдруг переходить к шумным и диким оргиям, какими являются, например, их танцы.

У кокоток высшего полета страсть к оргиям часто бывает связана с безумными тратами. Одна, например, обливает за ужином себя и своих гостей шампанским, другая закуривает папиросу банковыми ассигнациями, третья просто находит удовольствие в том, чтоб разрушать дорогие подарки своих поклонников. Подобную черту характера описал и Zola y своей Nana. Склонность эта очень напоминает страсть маленьких детей ломать все, что ни попадается им в руки, и объясняется в конце концов удовольствием, какое скрывается в применении, хоть и бестолковом, собственных сил.


^ 19. Ветреность, легкомыслие, нерасчетливость. Подвижность проституток точно так же, как их лень, вошла в поговорку. Du Camp справедливо полагает, что "в каждой проститутке прежде всего бросается в глаза ее апатия и равнодушие ко всему окружающему, а затем ее ветреность и непостоянство мыслей". "Большинство проституток не обладает необходимой энергиею для того, чтобы думать о своем будущем" (Carlier).

"Будущность не существует для них, или они, по крайней мере, нисколько не заботятся о ней" (Тарновская). Даже те счастливицы, которым удается выйти замуж, нередко возвращаются к своему прежнему образу жизни и кончают свои дни в нищете, в больнице или тюрьме.


20. Лживость. Проститутки, подобно преступникам, обнаруживают неотразимую склонность ко лжи даже в тех случаях, где для этого у них нет ни основания, ни цели. Carlier усматривает в этой черте характера их профессиональный признак

Д-р de Sanctis на основании наблюдения 28 проституток констатирует у них удивительную аналогию с истеро-эпилептическими больными в том отношении, что они так же систематически лгут, как эти последние, и что ложь вырабатывается у них в прочную, не основанную на необходимости привычку (mendacium systematicum). Равным образом и Тарновская нашла у проституток органическое тяготение ко лжи преимущественно у тех, у которых имеются налицо признаки истерии (категория "hystériques"), которые, стало быть, -- как она объясняет, -- бессознательно стремятся выражать свои мысли и чувства только приблизительно, неточно.



Побудительные причины проституции

Всего




Итого

5183




Бедность и крайняя нищета

1441

28 %

Оставление любовниками после более или менее продолжительной связи с ними

1425

27 %

Потеря родителей, изгнание из родительского дома, беспризорность

1255

24 %

Приезд в Париж в качестве содержанок и оставление любовниками

404

8 %

Обольщение служанок их господами и потеря мест вслед за тем

289

6 %

Приезд в Париж с целью устроиться и найти средства к существованию

280

6 %

Желание содержать слабых и больных родителей

37

0,7 %

Желание воспитывать своих младших братьев, сестер, племянников и т.д

29

0,6 %

Желание овдовевших или покинутых своими любовниками женщин воспитать многочисленную семью, оставшуюся у них на руках

23

0.4 %



Самое блестящее описание подобных врожденных проституток дал Balsac в лице выведенной им m-me Mameffe. "Г-жа Mameffe, -- говорит он, -- принадлежала к числу тех тщеславных замужних кокоток, которые предаются при первом удобном случае самому грубому разврату со всеми его последствиями и которые готовы извлечь выгоду из всего, совершенно не задумываясь над средствами, какими должно быть это достигнуто. Эти Macchiavelli в юбках самые опасные и безнравственные из всех испорченных парижанок".

Да и сама маркиза Pompadour, при менее счастливых обстоятельствах и не будь она так умна, была бы не регентшей Франции, а обыкновенной проституткой!


^ 22. Проституция и преступность. Теперь займемся рассмотрением спорного вопроса о той связи, которая существует между проституцией и преступностью. Тождество преступника и проститутки в анатомическом и психологическом отношениях настолько полно, насколько это возможно: оба они идентичны с нравственно помешанными, а потому равны между собою. Как у одного, так и у другого мы находим те же самые дефекты нравственного чувства, ту же бессердечность и рано появляющуюся наклонность ко злу, то же равнодушие к

общественному мнению, благодаря которому один легко мирится с положением преступника, а другая -- проститутки; наконец, одинаковую нерасчетливость, легкомысленность и лень, равно как одинаковое же тщеславие и страсть к шумным развлечениям, кутежам и оргиям. Проституция есть, стало быть, не более, как известная форма выражения женской преступности, вместе с которой она представляет два аналогичных, параллельных явления, сливающихся друг с другом. Итак, проституция есть специфическая форма женской преступности.

Настоящие преступницы, совершившие более или менее тяжелые преступления, представляя собою всегда крупные аномалии в том или другом отношении, отличаются необыкновенной нравственной извращенностью, далеко превосходящею мужчин, и с биологической точки зрения обладают чисто мужскими характерами -- словом, на них нужно смотреть скорее как на исключения из среды женщины. Таким образом, подтверждается наш взгляд, что истинную женскую преступность нужно видеть именно в проституции. Теперь нам станет понятным, почему среди проституток преобладают именно легкие, незначительные преступления. Будучи по своей природе преступницами, они идут по общему для всех преступников пути, но только до известных, так сказать, пределов: за этими пределами их преступность начинает выражаться уже в особой специфической форме, в проституции.

glava-chetvertaya-moej-zhene-sone-i-sinu-teme-s-lyubovyu.html
glava-chetvertaya-navazhdenie-kniga-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1989-annotaciya-serebryanij-golub-1909.html
glava-chetvertaya-nikolaj-sergeevich.html
glava-chetvertaya-o-pravoslavnom-predanii-svyatogorec-tom-i-s-bolyu-i-lyubovyu-o-sovremennom-cheloveke.html
glava-chetvertaya-o-tom-chto-dlya-cheloveka-veruyushego-muchenichestvo-yavlyaetsya-torzhestvom.html
glava-chetvertaya-oni-snova-vstretilis-na-sluzhebnoj-lestnice-tochnee-na-ploshadke-mezhdu.html
  • student.bystrickaya.ru/-zhiteli-predpochitayut-konsultirovatsya-po-voprosam-zhkh-lichno-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosti-aviasalona-maks-2011-v-podmoskove-uvidyat-pokazatelnie-poleti-samoleta-amfibii-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-16082011.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnaya-tablica-rezultatov-povtornogo-obsledovaniya-materi-otca-rebenka-sotkloneniyami-vrazvitii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sensitivnij-period-teoretich-osnovi-nejropsihologii-detskogo-vozrasta-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-aukcion-po-ponyatiyam-ili-kak-u-nas-nevidimaya-ruka-gosudarstva-podpravlyaet-nevidimuyu-ruku-rinka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-uluchsheniyu-raboti-smo-str-21-zaklyuchenie-str-22.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-11-francuzskaya-istoriografiya-vo-vtoroj-polovine-hh-veka-novoe-istoricheskoe-mishlenie-i-novaya-istoricheskaya-nauka.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-berdske-startuet-chempionat-rossii-po-pauerliftingu-krupnejshij-sportkompleks-v-irkutske-otkroetsya-v-aprele-12-massovij-sport-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-01-yazikoznanie-2-kurs-fo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-pyataya-zolotaya-orda-irina-hakamada.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-vremena-30042007-pozner-vladimir-1800-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2-maya-2007-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-makroekonomika-i-obshestvennoe-vosproizvodstvo-otkritaya-i-zakritaya-ekonomika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-radiotehnika-specialnosti-radioelektronnie-sistemi-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncpekt-po-marketingu-chast-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-truslivom-soldatike-i-snezhnoj-babe-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk31633456082-91137531887082bbk-s54621ya43-u042ya43-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/identifikacionnie-priznaki-nekonvertiruemie-procentnie-serii-05-s-obyazatelnim-centralizovannim-hraneniem-vozmozhnost-dosrochnogo-pogasheniya-obligacij-vipuska-ne-predusmotrena.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukreplyajte-immunitet-test-d-pirsona-schitaj-do-10-mame-nado-bit-silnoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kognitivno-semanticheskaya-priroda-konversivov-v-kazahskom-i-nemeckom-yazikah-10-02-20-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-sopostavitelnoe-yazikoznanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korpusnaya-lingvistika-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-delovogo-obsheniya-e-n-malyuga-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-f-engalichev-o-kaluzhskoj-nauchnoj-shkole.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulica-hachukaeva-nuradilova-1-predislovie.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-setevaya-kompaniya-tatarstan-priznano-odnim-iz-pobeditelej-respublikanskogo-konkursa-blagotvoritel-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ionovoj-nadezhdi-valentinovni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-koncerta-posvyashennogo-dnyu-zashitnika-otechestva-iz-opita-raboti-rdk-kolos.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-socialnoj-sfere.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-p-ivanova-ostanovim-katastrofu-spasem-budushee-strani.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-polozhenieo-poryadke-organizacii-i-provedeniya-vnutrivuzovskogo-testirovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-modelirovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-ekologicheskoj-kulturi-studentov-na-baze-zoologicheskogo-i-istoriko-kraevedcheskogo-muzeev.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-istorii-i-obshestvoznaniyu-5-klassi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-razlichnih-tipov-nakopitelej-informacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-19-yanvarya-2012-g-10-p-provideniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-mehanizm-gosudarstvennogo-regulirovaniya-na-primere-habarovskogo-kraya-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechat-nij-ili-na-pravah-rukopisi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.