.RU

Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В

Cтруктурирование ключевых компетенций для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности

к.т.н. Алфеева Е.Л.,

ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», доцент, elalfeeva@rambler.ru;

Алфеева М.В.,

ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет», студентка, malfeeva@yandex.ru
Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам формирования списка структурированных ключевых компетенций для организации подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.
Успешное развитие современного общества обусловлено тесными взаимосвязями его управленческой, научной, образовательной, производственной и информационной сфер. В каждой предметной области будущий специалист должен получить теоретическую подготовку и опыт выполнения функций управления, научно-исследовательской и инновационной деятельности, передачи социального опыта, участия в общественной практике или производственной деятельности, информационно-аналитической деятельности.

Современному специалисту в профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с объектами всех типов, такими как социальные группы, знаковые системы, природные и технические объекты. С учетом того, что современные научные, образовательные и производственные проблемы и задачи, как правило, имеют междисциплинарный характер и, соответственно, требуют совместной работы специалистов различных предметных областей, общепрофессиональный уровень их подготовки должен отражать указанные аспекты. Кроме того, успешное и своевременное решение научных, образовательных и производственных проблем и задач обеспечивается рациональным и/или оптимальным управлением, поддерживаемым необходимыми и достаточными информационными потоками информационной среды профессиональной деятельности.

В связи с этим современная образовательная система должна обеспечить подготовку будущего специалиста к формированию и развитию информационной среды профессиональной деятельности. Эффективная работа в информационной среде профессиональной деятельности основывается на готовности специалиста к поиску, отбору, переработке и структурированию больших объемов информации, т.е. его информационно-аналитической компетентностью. Документирование этих процедур обеспечивается компетенциями аналитико-синтетической переработки информации. Требования переработки больших объёмов информации в короткие промежутки времени реализуются при условии автоматизации этих процедур и операций средствами современной вычислительной техники и методами информационных технологий, т.е. обеспечиваются информационно-технологической компетентностью специалиста.

Исходя из того, что содержание образования отражает состояние предметных областей в представлении образовательного, научного и производственного сообщества, а компетенции/компетентности – требования, характеризующие способности и готовность обучающихся к работе в соответствующих предметных областях, выполним структурирование компетенций. В качестве обобщающего используем понятие профессиональные компетенции. Применяем трехуровневую иерархию для упорядочивания компетенций с точки зрения обобщения и конкретизации описания состояния предметных областей.

1)Ключевые компетенции являются общепрофессиональными, т.е. применимы для всех специальностей и направлений. Они основываются на общенаучном знании, философских основах науки, системном подходе.

2) Общепредметные или базовые компетенции являются межпрофессиональными и применимы для смежных специальностей и направлений.

3) Специальные или предметные компетенции являются узкофессиональными, необходимы для решения задач в конкретной предметной  области, реализуются в определенных профессиональных функциях.

Практическая значимость этой иерархии компетенций состоит в повышении взаимопонимания и эффективности взаимодействия представителей как смежных, так и несмежных специальностей и направлений при решении научных, образовательных, производственных проблем и задач. Решающее влияние на это для представителей неродственных специальностей и направлений оказывают именно ключевые общепрофессиональные компетенции. Бесспорно, что общекультурные компетенции необходимы современному специалисту, но ограничиваться только ими в профессиональной деятельности недостаточно. Это подтверждается сложностями во взаимодействии и отсутствием взаимопонимания специалистов несмежных профессий при решении междисциплинарных задач. Многочисленные примеры можно приводить в частности из опыта информатизации образовательной, научной и производственной деятельности (непрофильной в области информационных технологий), а также внедрения инновационных педагогических технологий в профессиональном непедагогическом образовании и др.

Учитываем также, что при получении профессионального образования осваивается подготовка по профильным и непрофильным дисциплинам и курсам. В профильных дисциплинах обучающийся знакомится с компетенциями и обретает компетентность по отношению к объектам и процессам, которыми он в дальнейшем будет управлять, преобразовывать и т.д. В профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с непрофильными объектами и процессами. Некоторые непрофильные объекты и процессы образуют среды, являющиеся источниками ресурсов профессиональной деятельности. Например, информационная среда, природная среда, образовательная среда и др. Другие непрофильные объекты являются инструментами, моделями, методами профессиональной деятельности. Например, математические методы, информационные технологии, аналитико-синтетические методы и др. Использование таких сред, инструментов, методов требует, по меньшей мере, общепрофессиональной подготовки. Общекультурный уровень в таких случаях явно недостаточен.

Список ключевых компетенций, предлагаемый педагогической общественностью, отражает преимущественно социально-личностные компетенции. Он нуждается в систематизации, структурировании и детализации в соответствии с типологией предметных областей. Составление полного списка компетенций выходит за рамки темы предлагаемой статьи. Поэтому составим его применительно к формированию информационно-аналитических компетенций в высшем профессиональном образовании (непрофильном информационно-технологическом образовании) для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.

1. Ключевые компетенции в предметных областях «Социальные и гуманитарные системы» или социально-личностные компетенции:

1.1. Социально-трудовые компетенции.

1.2. Ценностно-смысловые компетенции.

1.3. Системно-аналитические компетенции.

1.4. Компетенции личностного самосовершенствования.

1.5. Организационно-управленческие компетенции.

1.6. Коммуникативные компетенции.

1.7. Компетенции передачи социального и профессионального опыта.

1.8. Исследовательские и инновационные компетенции.

1.9. Нормативно-правовые и морально-этические компетенции информационного общества.

2. Ключевые компетенции в предметных областях «Знаковые системы» или семиотические компетенции.

2.1. Лингвистические компетенции.

2.2. Информационно-аналитические компетенции.

2.3. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации.

3. Ключевые компетенции в предметных областях «Информационная техносфера» или информационно-технологичечкие компетенции.

3.1. Компетенции в тенденциях развития информационной техносферы.

3.2. Компетенции в тенденциях развития информационных систем.

3.3. Компетенции в информационных технологиях управления знаниями.

3.4. Компетенции в технологиях автоматизации аналитико-синтетической переработки информации текстов на естественном языке.

Ключевые профессиональные компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Семиотические компетенции, в частности, информационно-аналитические и аналитико-синтетической переработки информации, обеспечивают развитие социально-личностных компетенций, освоению информационных ресурсов предметной области по специальности или направлению. Информационно-технологические компетенции обеспечивают освоение методов автоматизированного управления информационными потоками, что в свою очередь благотворно влияет на развитие социально-личностных и семиотических компетенций.

Информационно-аналитическая деятельность является системообразующим компонентом в составе управленческой, образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, общественной практике или производственной деятельности. Информационно-аналитические компетенции проявляются в способности организации и развития информационной среды профессиональной деятельности. К ним относятся умения собирать, структурировать, перерабатывать, анализировать информацию в информационной среде общества и на реальных объектах предметной области по специальности или направлению своей профессии. Очень важными являются способности интерпретировать информацию и адаптировать её к профессиональным задачам, представлять её в адекватных знаковых моделях (логико-лингвистических, математических и программных). На синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях это отражается в умениях составлять системное описание объектов и процессов предметной области в знаковых моделях естественных, математических и искусственных языков.

Компетенции аналитико-синтетической переработки информации ориентированы на документирование результатов информационно-аналитической деятельности. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации отражают готовность к свёртыванию и развёртыванию научных текстов, построению рефератов, библиографического описания документов, построению тезауруса предметной области. Способности адекватного отражения состояния предметной области проявляются в умениях составления аналитико-критических обзоров и докладов о состоянии и перспективах развития предметной области; обеспечивают готовность установления полноты, точности, непротиворечивости, достоверности, актуальности информации, а также понимание проблемы, её структурирование, документальное обеспечение профессионального взаимодействия и коммуникации при постановке задач и подготовке принятия решений.

К технологиям автоматизации переработки информации текстов на естественном языке относятся: технологии автоматизации реферирования текста на естественном языке и составления ранжированного словаря ключевых терминов (например, TextAnalyst), технологии автоматизации перевода текстов на естественном языке (например, Promt), технологии создания структурированных электронных коллекций документов (например, Greenstone), технологии и сервисы для установления автора документа (например, AntiPlagiat.ru) и др. Готовность применять эти технологии в профессиональной деятельности составляет содержание соответствующих компетенций.

Для эффективного оценивания сформированности информационно-аналитической, аналитико-синтетической и информационно-технологической компетенции/компетентности необходимо выделить их существенные признаки, к которым отнесем:

Представление компактной иерархической структуры взаимосвязанных ключевых компетенций, выявление системообразующих функций информационно-аналитических компетенций и компетенций аналитико-синтетической переработки информации позволяет разрабатывать и совершенствовать научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение формирования профессиональных компетентностей обучающегося.

Адекватное представление структуры взаимосвязанных компетенций, обоснование системообразующих функций компетенций информационно-аналитической и аналитико-синтетической переработки информации способствует разработке научно-методического сопровождения и информационного обеспечения развития компетенций и формирования компетентностей обучающегося. Оно предусматривает акцентирование внимания не только на отдельных компонентах, но в большей степени ориентировано на поэтапное формирование взаимосвязанных комплексов интегративных знаний, умений и навыков информационно-аналитической деятельности, аналитико-синтетической переработки информации, их автоматизации и широкого применения информационных технологий в профессиональной деятельности, приобретения самостоятельного и коллективного опыта этой деятельности.

glava-ii-dzhonatan-svift-puteshestviya-gullivera-per-s-angl-pod-red-a-a-frankovskogo.html
glava-ii-ekoturistskij-potencial-i-stepen-ego-fakticheskogo-ispolzovaniya.html
glava-ii-eldzhernon-genri-blekvud.html
glava-ii-empiricheskoe-issledovanie-agressivnosti-muzhchin-zanimayushihsya-nozhevim-boem.html
glava-ii-etel-lilian-vojnich.html
glava-ii-evolyuciya-rebenka-predislovie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativnoe-regulirovanie-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-tablica-postupleniya-uchebnikov-v-biblioteku-za-uchebnij-god.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redaktor-grebennikov-s-m.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-kujbishevskogo-filiala-novosibirskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/anglijskie-formi-vezhlivosti-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vnedrenie-i-podderzhka-microsoft-windows-xp-professional-rabochuyu-programmu-sostavil.html
  • student.bystrickaya.ru/32-sovershenstvovanie-sistemi-zashiti-prav-akcionerov-plan-vvedenie-analiz-zakonodatelstva-v-chasti-kasayushejsya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-usvoeniya-programmi-nemeckij-s-udovolstviem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-rassskazov-tyomnie-allei.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-i-kosyanenko-ispolzovanie-zdorovesberegayushih-tehnologij-kak-faktor-kreativnogo-razvitiya-lichnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sravnenie-algoritmov-topologicheskogo-analiza-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specializaciya-organizacionnij-dizajn.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-gornih-dorogah-kniga-o-boevom-puti-vo-vtoroj-chechenskoj-kampanii-84-go-otdelnogo-ordenov-aleksandra-nevskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-shapiro-ya-l-nauchnij-redaktor-shpionskij-l-m-literaturnij-redaktor-pevchee-v-a-rajh-vilgelm-pig-analiz-lichnosti.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zanyatost-uchashihsya-v-kruzhkah-sportivnih-sekciyah-i-klubah-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-roditelej-podrostka-formirovanie-cennostnih-orientacij-podrostka-v-sovremennoj-seme.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-viii-obyazatelstva-profsoyuznih-organov-otchyot-o-prodelannoj-rabote-po-izucheniyu-organizacii-i-funkcionirovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminara-povisheniya-kvalifikacii-inzhenerno-tehnicheskih-rabotnikov-po-prioritetnomu-napravleniyu-povishenie-effektivnosti-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-gornih-mashin-i-oborudovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menedzher-po-personalu-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnika-prodazha-loshadi-ya-vibirayu-professiyu-organizaciya-proforientacionnih-zanyatij-s-elementami-socialno-psihologicheskogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semioticheskij-analiz-zapadnohristianskogo-religioznogo-rituala-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iv-vvedenie-v-socialnuyu-psihologiyu-50-ch.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-n-evlampieva-ob-xi-aprelskih-yunosheskih-chteniyah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnologicheskoe-oborudovanie-predpriyatij-otrasli-napravlenie-podgotovki-diplomirovannih-specialistov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-gazodinamika-specialnost-010802-opd-v-01.html
  • lecture.bystrickaya.ru/83-park-otel-foresta-tropikana-gostinichnij-kompleks-abramcevo-5-park-otel-atlas-6-pansionat-akvareli-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-referatov-po-pravovomu-prosvesheniyu-sredi-uchashihsya-provoditsya-departamentom-obrazovaniya-i-nauki-kostromskoj-oblasti-sovmestno-s-kostromskim-oblastnim.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekologiya-sostavlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-kak-mi-mozhem-ustanovit-svyaz-s-duhovnimi-ierarhiyami-slova-blagodarnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-kalendarnoe-planirovanie-5-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/kitaj-shedevri-etnicheskoj-muziki-king-b-b.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-3-lichnost-prestupnika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-issledovatelskaya-rabota-po-fizike-i-astronomii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcizi-problemi-i-perspektivi-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema2-mezhgosudarstvennie-mehanizmi-vto-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2010-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.