.RU

Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В

Cтруктурирование ключевых компетенций для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности

к.т.н. Алфеева Е.Л.,

ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», доцент, elalfeeva@rambler.ru;

Алфеева М.В.,

ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет», студентка, malfeeva@yandex.ru
Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам формирования списка структурированных ключевых компетенций для организации подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.
Успешное развитие современного общества обусловлено тесными взаимосвязями его управленческой, научной, образовательной, производственной и информационной сфер. В каждой предметной области будущий специалист должен получить теоретическую подготовку и опыт выполнения функций управления, научно-исследовательской и инновационной деятельности, передачи социального опыта, участия в общественной практике или производственной деятельности, информационно-аналитической деятельности.

Современному специалисту в профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с объектами всех типов, такими как социальные группы, знаковые системы, природные и технические объекты. С учетом того, что современные научные, образовательные и производственные проблемы и задачи, как правило, имеют междисциплинарный характер и, соответственно, требуют совместной работы специалистов различных предметных областей, общепрофессиональный уровень их подготовки должен отражать указанные аспекты. Кроме того, успешное и своевременное решение научных, образовательных и производственных проблем и задач обеспечивается рациональным и/или оптимальным управлением, поддерживаемым необходимыми и достаточными информационными потоками информационной среды профессиональной деятельности.

В связи с этим современная образовательная система должна обеспечить подготовку будущего специалиста к формированию и развитию информационной среды профессиональной деятельности. Эффективная работа в информационной среде профессиональной деятельности основывается на готовности специалиста к поиску, отбору, переработке и структурированию больших объемов информации, т.е. его информационно-аналитической компетентностью. Документирование этих процедур обеспечивается компетенциями аналитико-синтетической переработки информации. Требования переработки больших объёмов информации в короткие промежутки времени реализуются при условии автоматизации этих процедур и операций средствами современной вычислительной техники и методами информационных технологий, т.е. обеспечиваются информационно-технологической компетентностью специалиста.

Исходя из того, что содержание образования отражает состояние предметных областей в представлении образовательного, научного и производственного сообщества, а компетенции/компетентности – требования, характеризующие способности и готовность обучающихся к работе в соответствующих предметных областях, выполним структурирование компетенций. В качестве обобщающего используем понятие профессиональные компетенции. Применяем трехуровневую иерархию для упорядочивания компетенций с точки зрения обобщения и конкретизации описания состояния предметных областей.

1)Ключевые компетенции являются общепрофессиональными, т.е. применимы для всех специальностей и направлений. Они основываются на общенаучном знании, философских основах науки, системном подходе.

2) Общепредметные или базовые компетенции являются межпрофессиональными и применимы для смежных специальностей и направлений.

3) Специальные или предметные компетенции являются узкофессиональными, необходимы для решения задач в конкретной предметной  области, реализуются в определенных профессиональных функциях.

Практическая значимость этой иерархии компетенций состоит в повышении взаимопонимания и эффективности взаимодействия представителей как смежных, так и несмежных специальностей и направлений при решении научных, образовательных, производственных проблем и задач. Решающее влияние на это для представителей неродственных специальностей и направлений оказывают именно ключевые общепрофессиональные компетенции. Бесспорно, что общекультурные компетенции необходимы современному специалисту, но ограничиваться только ими в профессиональной деятельности недостаточно. Это подтверждается сложностями во взаимодействии и отсутствием взаимопонимания специалистов несмежных профессий при решении междисциплинарных задач. Многочисленные примеры можно приводить в частности из опыта информатизации образовательной, научной и производственной деятельности (непрофильной в области информационных технологий), а также внедрения инновационных педагогических технологий в профессиональном непедагогическом образовании и др.

Учитываем также, что при получении профессионального образования осваивается подготовка по профильным и непрофильным дисциплинам и курсам. В профильных дисциплинах обучающийся знакомится с компетенциями и обретает компетентность по отношению к объектам и процессам, которыми он в дальнейшем будет управлять, преобразовывать и т.д. В профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с непрофильными объектами и процессами. Некоторые непрофильные объекты и процессы образуют среды, являющиеся источниками ресурсов профессиональной деятельности. Например, информационная среда, природная среда, образовательная среда и др. Другие непрофильные объекты являются инструментами, моделями, методами профессиональной деятельности. Например, математические методы, информационные технологии, аналитико-синтетические методы и др. Использование таких сред, инструментов, методов требует, по меньшей мере, общепрофессиональной подготовки. Общекультурный уровень в таких случаях явно недостаточен.

Список ключевых компетенций, предлагаемый педагогической общественностью, отражает преимущественно социально-личностные компетенции. Он нуждается в систематизации, структурировании и детализации в соответствии с типологией предметных областей. Составление полного списка компетенций выходит за рамки темы предлагаемой статьи. Поэтому составим его применительно к формированию информационно-аналитических компетенций в высшем профессиональном образовании (непрофильном информационно-технологическом образовании) для подготовки студентов к информационно-аналитической деятельности.

1. Ключевые компетенции в предметных областях «Социальные и гуманитарные системы» или социально-личностные компетенции:

1.1. Социально-трудовые компетенции.

1.2. Ценностно-смысловые компетенции.

1.3. Системно-аналитические компетенции.

1.4. Компетенции личностного самосовершенствования.

1.5. Организационно-управленческие компетенции.

1.6. Коммуникативные компетенции.

1.7. Компетенции передачи социального и профессионального опыта.

1.8. Исследовательские и инновационные компетенции.

1.9. Нормативно-правовые и морально-этические компетенции информационного общества.

2. Ключевые компетенции в предметных областях «Знаковые системы» или семиотические компетенции.

2.1. Лингвистические компетенции.

2.2. Информационно-аналитические компетенции.

2.3. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации.

3. Ключевые компетенции в предметных областях «Информационная техносфера» или информационно-технологичечкие компетенции.

3.1. Компетенции в тенденциях развития информационной техносферы.

3.2. Компетенции в тенденциях развития информационных систем.

3.3. Компетенции в информационных технологиях управления знаниями.

3.4. Компетенции в технологиях автоматизации аналитико-синтетической переработки информации текстов на естественном языке.

Ключевые профессиональные компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Семиотические компетенции, в частности, информационно-аналитические и аналитико-синтетической переработки информации, обеспечивают развитие социально-личностных компетенций, освоению информационных ресурсов предметной области по специальности или направлению. Информационно-технологические компетенции обеспечивают освоение методов автоматизированного управления информационными потоками, что в свою очередь благотворно влияет на развитие социально-личностных и семиотических компетенций.

Информационно-аналитическая деятельность является системообразующим компонентом в составе управленческой, образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, общественной практике или производственной деятельности. Информационно-аналитические компетенции проявляются в способности организации и развития информационной среды профессиональной деятельности. К ним относятся умения собирать, структурировать, перерабатывать, анализировать информацию в информационной среде общества и на реальных объектах предметной области по специальности или направлению своей профессии. Очень важными являются способности интерпретировать информацию и адаптировать её к профессиональным задачам, представлять её в адекватных знаковых моделях (логико-лингвистических, математических и программных). На синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях это отражается в умениях составлять системное описание объектов и процессов предметной области в знаковых моделях естественных, математических и искусственных языков.

Компетенции аналитико-синтетической переработки информации ориентированы на документирование результатов информационно-аналитической деятельности. Компетенции аналитико-синтетической переработки информации отражают готовность к свёртыванию и развёртыванию научных текстов, построению рефератов, библиографического описания документов, построению тезауруса предметной области. Способности адекватного отражения состояния предметной области проявляются в умениях составления аналитико-критических обзоров и докладов о состоянии и перспективах развития предметной области; обеспечивают готовность установления полноты, точности, непротиворечивости, достоверности, актуальности информации, а также понимание проблемы, её структурирование, документальное обеспечение профессионального взаимодействия и коммуникации при постановке задач и подготовке принятия решений.

К технологиям автоматизации переработки информации текстов на естественном языке относятся: технологии автоматизации реферирования текста на естественном языке и составления ранжированного словаря ключевых терминов (например, TextAnalyst), технологии автоматизации перевода текстов на естественном языке (например, Promt), технологии создания структурированных электронных коллекций документов (например, Greenstone), технологии и сервисы для установления автора документа (например, AntiPlagiat.ru) и др. Готовность применять эти технологии в профессиональной деятельности составляет содержание соответствующих компетенций.

Для эффективного оценивания сформированности информационно-аналитической, аналитико-синтетической и информационно-технологической компетенции/компетентности необходимо выделить их существенные признаки, к которым отнесем:

Представление компактной иерархической структуры взаимосвязанных ключевых компетенций, выявление системообразующих функций информационно-аналитических компетенций и компетенций аналитико-синтетической переработки информации позволяет разрабатывать и совершенствовать научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение формирования профессиональных компетентностей обучающегося.

Адекватное представление структуры взаимосвязанных компетенций, обоснование системообразующих функций компетенций информационно-аналитической и аналитико-синтетической переработки информации способствует разработке научно-методического сопровождения и информационного обеспечения развития компетенций и формирования компетентностей обучающегося. Оно предусматривает акцентирование внимания не только на отдельных компонентах, но в большей степени ориентировано на поэтапное формирование взаимосвязанных комплексов интегративных знаний, умений и навыков информационно-аналитической деятельности, аналитико-синтетической переработки информации, их автоматизации и широкого применения информационных технологий в профессиональной деятельности, приобретения самостоятельного и коллективного опыта этой деятельности.

glava-ii-dzhonatan-svift-puteshestviya-gullivera-per-s-angl-pod-red-a-a-frankovskogo.html
glava-ii-ekoturistskij-potencial-i-stepen-ego-fakticheskogo-ispolzovaniya.html
glava-ii-eldzhernon-genri-blekvud.html
glava-ii-empiricheskoe-issledovanie-agressivnosti-muzhchin-zanimayushihsya-nozhevim-boem.html
glava-ii-etel-lilian-vojnich.html
glava-ii-evolyuciya-rebenka-predislovie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-ihtik-g-ufa-ihtik-lib-ru-ihtikufacom-ru.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yu-v-rogushina-ispolzovanie-kriteriev-ocenki.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-obespechenie-bezopasnosti-vo-vremya-poezdok-na-avtomobile-prakticheskoe-posobie-institut-bezopasnosti-predprinimatelstva.html
  • report.bystrickaya.ru/izmeriteli-achh-opisanie-i-instrukciya-po-ekspluatacii-oscillograf-elektronnij-tipa-s1-1.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-p-ogurcov-metodologiya-i-ontologiya-analiza-processov-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/balans-otchet-za-dohodite-62.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-arhiv-l-d-trockogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-techenie-goda-organizacionno-tehnicheskie-meropriyatiya-po-vipolneniyu-prikaza.html
  • testyi.bystrickaya.ru/amortizaciya-nematerialnih-aktivov-v-buhgalterskom-uchete-emitenta-nachislyaetsya-linejnim-sposobom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-kuznecov-v-n-rudenkin-professor-doktor-politicheskih-nauk-uralskij-gosudarstvennij-universitet-im-a-m-gorkogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-teoriya-teletrafika-napravlenie-210700-68-infokommunikacionnie-tehnologii-i-sistemi-svyazi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonoproekti-mvd244-pravovoj-komponent-liberalnoj-modeli.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gumanisticheskaya-napravlennost-sistem-obucheniya-uchitelej-novatorov-vtoroj-polovini-hh-go-stoletiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/15vivodi-i-rekomendacii-po-rezultatam-analiza-analiz-sushestvuyushih-raspredelennih-informacionno-kommunikacionnih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-upravlenie-kachestvo-i-optimalnost-1dostatochno-obshaya-teoriya-upravleniya-zachem-eto-nado-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/optimalnij-uroven-obsluzhivaniya-v-logisticheskih-sistemah-programma-disciplini-pravovie-aspekti-mezhdunarodnih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konkurenciya-i-konkurentosposobnost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktivizaciya-mislitelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-urokah-fiziki-posredstvom-informacionnoj-sistemi-edinoe-okno-dostupa-k-obrazovatelnim-resursam.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-shkolnoj-motivacii-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-emocionalnij-intellekt-i-ego-razvitie-u-detej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-ssha-otkazalos-videt-kakuyu-libo-svyaz-mezhdu-germanskimi-reparaciyami-i-dolgami-soyuznikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/natalya-sorokoumova-i-olga-bejs-tajna-zerkalnogo-ozera-glava.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-platonov-chevengur-andrej-platonov-chevengur-stranica-12.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-konkursa-4-informacionnaya-karta-konkursa-16-zayavka-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-129-anketa-uchastnika-razmesheniya-zakaza-240-stranica-6.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-rabochej-programme-uchebnoj-disciplini-modulya-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-b-2-istoriya-otechestvennogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raschet-gazoprovoda-visokogo-davleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-25-dekabrya-2000-goda-n-132-vedomosti-parlamenta-respubliki-kazahstan.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osvobozhdenie-ot-ugolovnoj-otvetstvennosti-chast-4.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomika-otdelnih-stran-i-regionov-1-fiziko-matematicheskie-nauki-2-tehnika-tehnicheskie-nauki-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-iti-zhalpi-blm-berud-jimdastiru.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozmozhnie-problemi-i-ih-reshenie-vneshnij-vid-programmi-15-1-zagruzka-programmnogo-obespecheniya-15-2-glavnoe-okno-programmi-16.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-kazan-pl-svobodi-d-1-etazh-3-02-iyunya-2009-goda-15-00ch.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-funkcii-marketinga-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.