.RU

Философия Владимира Соловьева

Введение

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода. Образование Соловьев получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в том числе и кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже через год и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1874 году он защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме “Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении в Москву он был избран доцентом Московского университета по кафедре философии, но через полгода после этого отправился в путешествие по святым местам в надежде обрести собственный мистический опыт озарения. В дороге его ограбили и он вынужден был вернуться и возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил службу в университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском университете. Уже в первых философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для всеобщего единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты официальной православной церковью, ему было запрещено после опубликования “Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В. Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой “Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем монастыре в Москве.

После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-философских работ, вышедших во Франции на французском языке, три тома переписки и один том стихов.

Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

Идея всеединства – центральная идея философии В. Соловьева

В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает, всему находит место”.

Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее было ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предает целостность всей философии, несмотря на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского рационализма, который в сочетании с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом приблизил человека к пониманию органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.

Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве. Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной.

Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим Богом. “... божественное начало является здесь (в мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”. Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и София”. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет человека человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную сущность человеческого бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для достижения всеединства разобщенность абсолютно необязательно рассматривать как непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для истинного плодотворного всеединства, которое предполагает синтез многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и полным небытием.


glava-tretya-o-dejstvii-zakona-po-licam-nachala-russkogo-gosudarstvennogo-prava.html
glava-tretya-o-polze-proishodyashej-ot-dobrogo-obsheniya-starec-paisij-svyatogorec-tom-ii-duhovnoe-probuzhenie.html
glava-tretya-o-tom-chto-nado-sdelat-svoyu-zhizn-proshe-dabi-izbavitsya-ot-dushevnoj-trevogi.html
glava-tretya-oboronitelnoe-srazhenie-na-pravom-krile-zapadnogo-fronta-obstanovka-k-16-noyabrya.html
glava-tretya-opit-konkretno-istoricheskoj-psihologii-lichnosti.html
glava-tretya-otkuda-vzyat-silu-kniga-dzhina-sharpa-ot-diktaturi-k-demokratii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-01-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-respublikanskih-sredstv-massovoj-informacii-za-period-s-24-02-2012-po-01-03-2012-goda-gazeta-nomer-odin.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semejnie-cennosti-i-orientacii-rossijskoj-molodezhi-v-usloviyah-demograficheskogo-krizisa-faktori-vliyaniya-i-tendencii-razvitiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekcionnij-kurs-mnogourovnevoe-uchebnoe-posobie-3-e-izd-dop-rostov-nd-feniks-2001-544-s.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-16-algoritm-formirovaniya-programm-upravleniya-riskom-orenburgskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-put-iskanij-andreya-bolkonskogo-urok-intervyu-sistema-urokov-po-izucheniyu-zhizni-i-tvorchestva-lva-nikolaevicha.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-v-i-dashicheva-na-uchenom-sovete-imepi-ran-09-02-2005-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/peterburgskij-dialog-vernulsya-na-rodinu-pervij-kanal-novosti-01-10-2008-pankratova-yuliya-12-00-9.html
  • education.bystrickaya.ru/-operatori-bankovskih-uslug-gotovyatsya-perejti-na-obsluzhivanie-edinih-kvitancij-po-uslugam-zhkh.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-ekspluataciya-avtotransportnih-sredstv.html
  • essay.bystrickaya.ru/dermoni-prolog.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-biomehaniku-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-logicheskaya-soglasovannost-gruppa-bazovih-prostranstvennih-dannih-territorialnie-edinici-lesoustrojstva.html
  • control.bystrickaya.ru/chetvertaya-lekciya-1-lekciya-pervaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sravnenie-kapitalisticheskogo-i-krestyanskogo-zemledeliya-s-g-kara-murza.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarijler-zhinai-sbornik-scenariev-kkshetau-2015-ozh-821-512-122-93-kbzh-84-5-az-e-74.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-planirovaniya-i-realizacii-proekta.html
  • credit.bystrickaya.ru/pnn-masati-men-mdetter-zhne-ou-orni-pnn-masati.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/business-finance.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-plenarnoe-zasedanie-torzhestvennoe-otkritie-konferencii-vistupleniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhitekturnie-i-landshaftnie-dostoprimechatelnosti-tashkenta.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4semanticheskaya-teoriya-perevoda-1-ponyatie-perevod.html
  • books.bystrickaya.ru/chistaya-voda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-administrativnie-pravootnosheniya-osnovnie-spornie-voprosi-s-registriruyushimi-organami-preim-yusticii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-kniga-snabzhena-unikalnim-imennim-ukazatelem-k-iiiitomam-istorii-russkogo-naroda-v-xx-veke.html
  • studies.bystrickaya.ru/civilizacii-dokolumbovoj-ameriki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-minfina-rossii-ot-30-12-2009-150n-ob-utverzhdenii-ukazanij-o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-stranica-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-tehnicheskaya-ekspluataciya-avtotransporta-dlya-kursantov-ochnoj-formi-obucheniya-i-slushatelej-fzo-po-specialnosti-030505-65.html
  • essay.bystrickaya.ru/bioritmologiya-i-urinoterapiya-celitelnie-sili-tom-3-malahov-stranica-9.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-matematike-na-temu-sofizmi-i-paradoksi-v-matematike.html
  • klass.bystrickaya.ru/48-pouchenie-v-nedelyu-23-yu-po-pyatidesyatnice-i-prosil-ego-ves-parod-gadarinskoj-okrestnosti-udalitsya-ot-nih-chelovek-zhe-iz-kotorogo-vishli-besi-prosil-ego-chtobi-bit-s-nim-lk-8-3738.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-moskva-2007-bbk-32-88-32-845-7-b-64.html
  • school.bystrickaya.ru/amir-timur-tamerlan-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-kostyume-i-ne-tolko-demidova-a-s-d-30-begushaya-stroka-pamyati-avtobiograficheskaya-proza.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-4-opredelenie-sposobov-fiksacii-dinamiki-obrazovatelnaya-programma-utverzhdeno-soglasovano-na-pedsovete-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.