.RU

Философские основания теории и методологии творчества




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Москва 2001


Редколлегия:

доктор философских наук, профессор Лощилин А.Н. (сост. и отв. ред.), доктор философских наук, профессор Французова Н.П., доктор философских наук, профессор Мялкин А.В., кандидат философских наук, доцент Бушуева В.В., кандидат философских наук, доцент Недзвецкая Э.А., кандидат философских наук Маркелов В.Е.


В настоящий сборник вошли материалы к Международной конференции «Теория и методология творчества: итоги и перспективы», Москва, 2001 г. Организаторами конференции ставилась задача подвести некоторые итоги научных исследований, которые осуществлялись членами секции в 80-90 годы ХХ столетия, наметить пути и сформулировать основные задачи дальнейших исследований в рамках секции «Теория и методология творчества» при Президиуме Российского Философского общества на ближайшие годы.


Л.В Яценко (Москва).

^ ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

ТВОРЧЕСТВА.


Характерная черта современного этапа исследований творчества – стремление перейти от познания отдельных аспектов творческого процесса к построению общей теории и методологии творчества. Однако пока не только не существует подобной теории, но и не достигнуто даже единство в понимании путей её создания и её статуса. Одни авторы вменяют эту обязанность философам и усматривают место общей теории творчества непосредственно в структуре философского знания (Шумилин А.Т. и др.), другие готовы видеть её в составе какой-то специальной дисциплины (например, Пономарев А.Я.). Парадоксальность современной ситуации состоит не в недостатке, а именно в избытке противоречивых разноплановых теорий, концепций и моделей, тяготеющих к тому или иному истолкованию природы творчества и отдающих предпочтение какому-то одному виду творчества. Причем философский подход к исследованию творчества пока не отделился от разнообразных частнонаучных интересов и воззрений. По-видимому, общая теория и методология творчества будут носить специально-научный (нефилософский) характер и относиться к группе комплексных дисциплин. Задачи же философии, думается, должны состоять в разработке общих подходов к пониманию природы творчества как определенного человеческого феномена, в решении ряда фундаментальных мировоззренческих когнитивных, аксиологических и методологических проблем творческой деятельности, т.е. в формировании философских оснований новой области знания.

Под философскими основаниями этих теорий имеется в виду круг выделенных из всего массива философских знаний и разработанных специально философских идей, обосновывающих указанные выше теории и стимулирующих их развитие. Прежде всего, речь идет о метафизических основаниях. Творчество имеет онтологический статус, представляет собой способ бытия человека в мире. Творческие аспекты можно обнаружить не только в высших формах духовной культуры (науке, искусстве и т.д.), но и в любом деянии человека, хотя, разумеется, мера креативности у них разная. Поэтому первоначальные определения творчества следует вводить, на мой взгляд, не из высочайших созданий человеческого гения, а из обыкновенных, хотя в чем-то неординарных поступков. В них проступают важные признаки творчества: прометеевское беспокойство и дерзание, отказ от конформизма, от адаптивного отношения к социальной и природной среде, рождение идеи, предваряющей реальные действия (целеполагание), свобода выбора, изменение не только внешнего, предметного, но и внутреннего экзистенциального мира.

В любом самостоятельном человеческом поступке можно обнаружить хоть какие-то крупицы творчества, а наряду с ними проявления не-творчества. Творческие моменты – это оригинальные действия, привносящие нечто новое, продуктивное в реальность. Нетворческие элементы включают репродуктивное – повторяющиеся, устойчивые операции, направленные на сохранение и воссоздание прошлого опыта, и рутину – закрепление устаревших стереотипов, косное повторение того, что связано с шаблонным мышлением, формализмом и приводит к подделкам и имитациям. Репродуктивные действия оказываются необходимыми и полезными, многие из них должен совершать сам человек, чтобы осуществить творческий прорыв, а некоторые из них доступны для технического замещения и их можно передать машине.

Данные группы элементов генетически связаны друг с другом. Продуктивные элементы – это впервые найденные элементы, плод сознательных усилий, спонтанности и импровизации. Репродуктивное – это бывшее продуктивное, воспроизведенное и закрепленное в культуре, в том числе, в технике. Рутинное же представляет собой балласт, образующийся за счет когда-то полезных репродуктивных действий. Вследствие этого в деятельности наблюдается динамика и переходы продуктивного – репродуктивного – машинного – рутинного. Таким образом, нетворческие компоненты не находятся по ту сторону творческой деятельности, они органически связаны с продуктивным.

Можно выделить два главных варианта соотношения творческого и нетворческого в разных типах деятельности, традиционно именуемых творческими и нетворческими. В творческой деятельности наиболее полно представлены продуктивные компоненты, содержатся также полезные репродуктивные элементы и почти отсутствует рутина. В нетворческой же деятельности преобладают репродуктивные и рутинные элементы в той или иной комбинации с незначительной примесью продуктивного. Хотя деятельность каждого типа разнородна и содержит разнокачественные элементы, различие между двумя типами носит принципиальный характер: нетворческая работа задается извне и почти лишена внутренних импульсов, а творческая деятельность является самопорождающейся, свободно формирующей цели, способы и средства своего осуществления.

Важно также установить признаки творческого продукта, с помощью которых можно отличать шедевр от подделки, плагиата, эпигонского подражания, образец от репродукции. В настоящее время существуют разные точки зрения на то, какие критерии творчества считать определяющими. Большинство исследователей явно или неявно сводит творчество к любым инновациям – как позитивным, так и негативным. На мой взгляд, творческий продукт обладает совокупностью признаков: 1) новизной, 2) социальной значимостью, 3) совершенством исполнения. Первая черта выражает онтологический аспект творческого произведения (мера оригинальности среди вещей того же класса), вторая черта – аксиологический аспект (оценка с позиции системы ценностей), третья черта – эстетический аспект (степень совершенства, мастерство исполнения).

Разумеется, подобное определение критериев творчества не дает возможности отделять талантливое от заимствованного, сравнивать между собой значимость продуктов разных видов творчества – научных открытий, технических изобретений, художественных произведений и т.д., а также ранжировать творческие достижения внутри каждого вида. Например, абстрактность критерия новизны следует хотя бы из того, что новое – значит не только оригинальное, но и другое, последующее, и не только уникальное, более высокое, но и любое отдельное (каждый подшипник, сходящий с конвейера, это новая, а не старая деталь). Кроме того, новизна никогда не бывает абсолютной – в творческой деятельности и её результатах содержатся лишь отдельные вкрапления нового. Чтобы превратить перечисленные выше критерии творчества в рабочие инструменты анализа, диагностики и экспертизы творческих достижений, нужно конкретизировать индикаторы креативности применительно к каждому классу продуктов. А именно, следует выявить собственную меру новизны, социальной ценности, совершенства, присущих продуктам разных видов и уровней творчества. Это является задачей профессиональных частнонаучных исследований.

При оценке творческих результатов необходимо опираться на весь комплекс критериев творчества. Отсутствие продуктивных элементов, обеспечивающих новизну, ведет к псевдотворчеству, т.е. к фальсификации творчества, к подделкам, плагиату. Утрата ориентации на подлинную социальную значимость (которую не нужно смешивать с конъюнктурой, с заказом властей, модой и проч.), чревата опасностью возникновения антитворчества, встающего на пути общественного прогресса (нейтронная бомба, химическое оружие). Наконец, творческий процесс, лишенный эстетических ориентиров, превращается в «творчество в себе», результаты которого не могут быть в такой форме освоены преемниками и ассимилированы культурой. Кроме того, сам смысл новизны, социальной значимости и совершенства исторически изменчив и должен быть конкретизирован в каждой социокультурной ситуации.

Охарактеризованный выше комплекс идей может образовать, думается, первый слой философских оснований общей теории и методологии творчества. К базисным идеям следует отнести следующие постулаты:

1. Творческая деятельность, есть способ бытия человека в мире, она производна от истории и культуры и полнее всего выражает социальную сущность человека.

2. К творчеству причастны не любые формы человеческой активности, например, поведение по схеме проб и ошибок, а только целенаправленную деятельность; последняя противостоит отнюдь не отдельным проявлениям бессознательного, входящим в интуицию, а стихийному, непроизвольному течению событий, имеющему место в природе и в известной мере в истории.

3. Неотъемлемым атрибутом творчества является свобода, возникающая в самой деятельности и выражающаяся не только в контроле человека над природными и социальными процессами, но и в самоовладении; свобода в творчестве состоит в умении подчинять свои мысли и действия поставленной цели и находить самый эффективный способ продвижения к ней.

4. В творческой деятельности присутствуют компоненты трех типов – продуктивные, репродуктивные и рутинные, выражающие разные подходы к культуре, к социальным предпосылкам труда. Главным вариантам соотношения творческого и нетворческого соответствуют два типа деятельности, традиционно именуемой творческой и нетворческой; различия между ними носят принципиальный характер.

5. Продуктивные компоненты творческого процесса обеспечивают его результату такие признаки, как существенная новизна (с позиций общества, а не индивида), социальная значимость и совершенство исполнения, которые составляют онтологический, аксиологический и эстетический аспекты творческого продукта.

6. Наряду с главными типами соотношений продуктивных и репродуктивных компонентов существуют еще три модификации нетворческой деятельности, в которых отсутствует та или иная группа продуктивных действий: псевдотворчество, имитирующее творческий поиск, антитворчество, лишенное аксиологического аспекта и «творчество в себе», нарушающее «законы красоты»; эти типы деятельности, несмотря на их внешнее подобие творческому процессу, лежат за пределами творчества.

7. Исходя из вышесказанного, можно дать такое определение творческой деятельности – это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой более полно представлены продуктивные компоненты; она ориентирована на получение принципиально новых, социально значимых и целесообразно оформленных (эстетически совершенных) результатов; творчество является таким атрибутом человека, благодаря которому осуществляются социально значимые изменения в окружающей среде, развитие культуры и совершенствование личности.


* * *

Второй слой философских оснований общей теории и методологии творчества могут образовать проблемы и идеи, раскрывающие внутренние механизмы творческого процесса, его социокультурную обусловленность.

Социальная детерминация превращается из совокупности внешних условий в способ стимулирования творчества. Решающим фактором становления нового оказывается активность субъекта в его контактах с культурой, самостоятельное отношение к тому, что предлагает общество, мировоззрение эпохи, умение выбрать полезные идеи, принципы, подходы, опереться на плодотворные традиции, отвергнуть устаревшие догмы, ложные авторитеты, мифы и стереотипы.

Разнообразные социальные импульсы способствуют превращению творчества из возможности в действительность. Сложная система условий и опосредований творчества может быть представлена в виде модели, выделяющей три главных вектора стимулирования творческого процесса: со стороны инфраструктуры творчества (пространства культуры), его макроструктуры (взаимодействия резонирующих друг другу видов творчества) и микроструктуры (соотношения традиций и новаций в каждом элементе творческого поиска).

В инфраструктуре творческая деятельность черпает импульсы, которые связаны с влиянием духовной культуры, мировоззрения эпохи. Творческая деятельность есть способ, которым человек вносит социально полезные изменения в культуру, обеспечивает общественный прогресс и создает условия для своего дальнейшего саморазвития и самоосуществления. В процессе творчества высвечиваются разные аспекты, моменты и срезы культуры, устанавливаются неожиданные ассоциации между ними, развиваются дремлющие в культуре потенции. При этом происходит не соединение готовых элементов, преднайденных в культуре, не комбинаторика, а непременно изменение и развитие этих элементов, их преображение в новых, сложных синтезах. Главным импульсом активности субъекта становится осознание общественных потребностей, переживаемых как собственные, глубоко личные побуждения.

Социальная детерминация и стимулирование творческой деятельности осуществляются также на уровне «макроструктуры» творчества в процессе «внутритворческих» связей отдельных видов и разновидностей творческой деятельности. Фундаментальная закономерность исторического процесса созидания – видовая дифференциация творческой деятельности, обеспечивающая разделение труда, специализацию, профессиональное мастерство. Другая столь же важная закономерность – тесные контакты разных видов творчества, не переходящие, однако, в их взаимное растворение друг в друге, в утрату автономности. Внутренняя расчлененность творческой деятельности открывает возможность нетривиальных контактов между видами творчества, их взаимного индуцирования, «перекрестного опыления» идей. Продукты одних видов творчества выступают в качестве предпосылок и стимулов развертывания поиска в рамках других видов творчества. Поэтому видовая дифференциация оказывается одним из важных порождающих факторов творчества.

Социокультурное стимулирование распространяется и на микроструктуру творческой деятельности, на внутренние перипетии каждого отдельного творческого акта. Пронизывая творческий процесс на уровне «элементарных частиц» - мельчайших слагаемых каждого действия, разнообразные социальные интенции создают в нем ту динамику, игру сил, в которой таятся сокровенные импульсы порождения нового.

Результаты анализа социокультурных детерминант творчества можно обобщить в виде принципов и мировоззренческих постулатов второго слоя философских оснований теории творчества и эвристики.

1. Движущие силы творчества спрятаны в диалектике объективного и субъективного факторов: а) в социокультурном стимулировании творческого поиска и активности субъекта, проявляющейся в избирательном отношении к культурным ценностям, в способности находить полезные традиции и преодолевать устаревшие стереотипы; б) в умении не только усваивать и воспроизводить достигнутое, но и превращать продукты прошлого труда в средство будущей творческой деятельности.

2. Условием развертывания исторического процесса созидания становится гармония объективно-социальных и субъективно-личностных детерминант творчества, их рассогласование приводит к появлению одновременных, повторных, преждевременных и запоздалых открытий, эффектов детского и ученического творчества. Своеобразными способами гармонизации этих начал становится формирование группового субъекта творчества и частичная энциклопедичность, присущая творческой личности. Уникальной формой слияния этих начал оказывается творческая интуиция, основывающаяся на обобщенных операционных схемах, закрепленных в культуре и подсознании.

3. Эвристическое стимулирование осуществляется на уровне инфраструктуры, макроструктуры и микроструктуры творческого процесса. На уровне микроструктуры социальное опосредование выражается в том, что знания, извлеченные из культуры и переработанные в ходе вспомогательного познания, входящего в творческий процесс, становятся предпосылкой созидательных актов, а репродуктивные элементы закрепляют достигнутые результаты и способствуют появлению новых продуктивных действий.


* * *


Построение методологии творчества связано с решением вопроса о возможности частичного управления творческим процессом.

Механизм становления нового состоит в творении оригинальных способов деятельности (точнее, элементов этих способов), с помощью которых создается новая идея или вещь. Эта процедура совершается заново в каждом творческом акте. Создание новых способов и оказывается источником творческих свершений. Данный механизм назовем регуляцией. Регуляция является способом самоорганизации творческой деятельности посредством закрепления и освоения профессионального опыта и одновременно особой формой социального управления; в ней воплощается необходимость социального воздействия на творческое поведение и вместе с тем свобода и самоопределение субъекта; деятельность по созданию и освоению регулятивных средств относится к метауровню, граничащему со всеми творческими процессами (применение аналогии, идеализации, моделирования и т.п.), образует слой метапроцедур любой творческой работы, но наряду с этим представляет собой относительно самостоятельный вид творчества.

Можно указать на ряд объективных и субъективных предпосылок регуляции. Объективной основой нормативно-методического управления становятся устойчивые репродуктивные действия, являющиеся управляемыми элементами и обеспечивающие регуляцию всего процесса, и социальные формы хранения и передачи рецептурного опыта. Нормативное управление не навязывается человеку извне, не противостоит ему как чуждая деспотическая сила, а коренится в потребности субъекта оптимизировать репродуктивные операции. Потребность в оптимизации собственной деятельности столь велика, что субъект попутно с основным делом создает и некоторые дополнительные продукты: приемы, правила, планы, проекты будущего поведения и т.п. Не довольствуясь этим, он широко использует (иногда незаметно для себя) различные социальные ориентиры, интерсубъективные профессиональные нормы, воплощающие коллективный опыт, культуру творческого труда. Субъект усваивает эти нормы вместе с другими социально заданными требованиями целесообразности и рациональности. Поэтому порождение оригинальных способов и средств регуляции и освоение внеличностных форм и рецептов отвечает сокровенным интересам субъекта и становится необходимым компонентом любого творческого акта.

На основе анализа разнообразных творческих процедур становится возможным наметить еще один слой философских оснований, относящихся непосредственно к эвристике:

1. Фундаментальная закономерность творчества – импровизация, спонтанное порождение продуктивных компонентов, которому способствует рациональная организация повторяющихся операций.

2. Регуляция отвечает потребности творчества в управлении, основанном на глубоком профессиональном знакомстве с содержанием, задачами, особенностями конкретных творческих процедур. Это знание воплощается в профессиональных нормах и рецептах. Нормирование некоторых операций творческой деятельности есть одновременно ее эвристическое стимулирование.

3. Вместе с тем, регуляция сама есть творчество. Это касается и разработки регулятивов, и их освоения, и их изменения. Создание инструментов регуляции всегда рассчитано на сотворчество. Поэтому регуляция и оказывается, с одной стороны, особым видом творчества, направленным на разработку и внедрение регулятивных средств, а с другой стороны – метауровнем, надстраивающимся над совокупностью всех видов творчества.

4. Регуляция становится формой выражения необходимости и свободы в творчестве. Упорядочивание репродуктивных компонентов творческого акта, сознательный контроль за общим ходом поиска и самодисциплина – объективная необходимость, с которой приходится считаться каждому субъекту творчества. Эвристические советы не противостоят личности как нечто чужое и враждебное ему. Нормативное управление допускает свободный выбор и преобразование регулятивов, и подлинно творческая личность добровольно принимает методические требования, выражающие объективную логику дела. В отличие от других форм управления регуляция оказывается средством достижения позитивной свободы личности. Деперсонифицированное управление извне, исходящее от профессионально- технологических норм, преобразуется в процессе творчества в самоуправление.

5. Объективной основой регуляции является диалектика продуктивного и репродуктивного. Чтобы оптимизировать творческую деятельность и при этом получить не мнимый, а подлинно творческий результат, нужно выделить путем операционного анализа стабильные повторяющиеся компоненты, на которые можно распространить нормативный контроль, не заглушая подлинно творческие импульсы.

Регуляция носит гуманистический характер и противостоит заорганизованности, администрированию, мелочной опеке некомпетентных руководителей. Сильнее всего стимулируют творческий поиск методики, ориентированные на эвристический тип регуляции, тогда как чрезмерная регламентация поведения со стороны методик алгоритмического типа сужает возможности субъекта и ведет в перерождению творческих продуктов в суррогаты. Эффективная стратегия управления творческими процессами состоит не в умножении мер административного воздействия, а в освоении эвристических приемов и методов как форм безличного руководства, наиболее адекватных природе и возможностям творчества, при одновременном поощрении инициативы, самоуправления, самодеятельности творческой личности.


Н.П.Французова.(Москва)
^ ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обычно под творчеством понимается создание новых материальных и духовных ценностей, развитие способностей человека, совершенствование его сущностных сил. Социальное творчество моно рассматривать как деятельность, направленную на изменение общественных отношений или поиски новых способов сохранения их стабильности .Его важнейшая особенность – духовно-практическое взаимодействие человека с социальной действительностью. Научные идеи, выходящие за границы индивидуального творчества, лишь опосредованно влияют на изменение общественных отношений. Декреты, постановления, законы, провозглашаемые государством, становятся полноценным компонентом социального творчества, если они подкрепляются практической деятельностью, ведут к реальному изменению общественных отношений.

На первый взгляд, историзм, направленный, прежде всего на анализ прошлого, и социальное творчество, устремленное в будущее, представляются нам как антиподы. Однако, уже с давних времен история определялась как наставница жизни, как сокровищница человеческого опыта, мудрости, внимательнейший анализ которых может служить важным подспорьем любой творческой деятельности. « Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином»./Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах, Т.1 М.1987., С.62/. Только объективный анализ предшествующего развития позволит в полной мере высветить корни современных явлений, понять их взаимосвязь и более сознательно расчищать дорогу в будущее.

Как социальное творчество связано с предшествующим общественным развитием? Основная цель прогрессивного развития общества, которая формулируется марксистской теорией, это создание наиболее благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития человека. Формирование общественного индивида понимается как его развитие на основе и в направлении универсальности безотносительности к наперед заданному масштабу за исключением «предшествовавшего исторического развития»/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т. 46, ч.1, с. 476. Какой смысл содержит это единственное ограничение в развитии не только способностей, но и самого характера творческой деятельности человека и ее результатов?

Очевидно, прежде всего в том, что предшествующее развитие закладывает объективные основы для творчества последующих поколений. Известно, что сколько бы не высказывалась идея переворота в общественных отношениях, она повисает в воздухе, пока не созреет доя ее реализации объективные условия. Стремление же ускорить развитие с помощью волюнтаристских актов, может привести к деформации сложившихся общественных отношений, заставит возвращаться к утерянным раннее более благоприятным альтернативам общественного развития. Именно степенью зрелости общества в значительной мере определяется и глубина социальных преобразований и их последовательная устойчивость и способность к саморазвитию.

Другой аспект этой взаимосвязи выражается в том, что само богатство, многогранность духовной культуры индивида как субъекта творческой деятельности в значительной мере зависит от способа и глубины усвоения им предшествующей культуры. Эта культура – результат совместной, универсальной деятельности. Эти черты должны быть присущи и процессу усвоения ее достижений. Только всесторонне развитые, целостные индивиды, по утверждению К. Маркса, способны усваивать достижения культуры и превращать их, «в свою собственную жизнедеятельность» /Там же, т.3, с.441/ Здесь можно отметить два существенных момента. Во-первых, только развитый индивид в состоянии заметить, вычленить те стороны производительных сил и форм общения, которые нуждаются в преобразовании и осознание которых послужит необходимым фундаментом его творческой деятельности. Во-вторых, культуру нельзя редуцировать в своду коллективно исповедуемых императивов, рецептов и алгоритмов поведения индивида. В ней всегда содержится элемент недосказанности, непредсказуемости, сохраняется возможность выбора в соответствие с потребностями и способностями человека. Поэтому невозможно не униформистское, одинаковое для всех усвоение культуры, а ее трансформация в «свою собственную жизнедеятельность», то есть ее своеобразие преломления в духовном облике и формах деятельности индивида. Можно говорить лишь о заданности предметного содержания предшествующей деятельности. Но это не означает, что жестко детермируются и формы ориентации человека в этом содержании. Его универсальная природа предполагает значительное число степеней свободы в воспроизведении и усвоении этого содержания. Поэтому психика человека превращается в универсальный функциональный орган, находящийся в постоянном процессе становления и развития, который требует специального исторического анализа.

Можно выделить и еще один аспект предзаданности социального творчества. Он выражается в том, что свободная деятельность человека на каждом этапе ее развития должна включать в себя и преемственность, не стремиться к полному разрыву с предшествующими, отшлифованными веками формами жизнедеятельности. Это проблема соотношения свободы и ответственности. Введение любых инноваций, активные действия, направленные на реализацию самых благородных идеалов, не должны «выламывать социальные общности из общего русла развития цивилизации, обрекать их на деградацию, возвращение к примитивным формам человеческого существования. И в этом смысле «предшествующее историческое развитие» должно быть своеобразным эталоном, ниже которого нельзя опускаться, но можно с помощью творческого потенциала универсального развития человека искать новые ступени прогрессивного развития.

Для выяснения влияния исторического сознания социальное творчество необходимо рассмотреть и вопрос о соотношение таких понятий как «историческая практика» и «исторический опыт». Всегда ли историческая практика автоматически превращается в исторический опыт? Если под практикой обычно понимается материальная деятельность, преобразующая природу и социальное отношение к прошлому. Но даже многократное повторение сходных действий в прошлом, даже значительное их влияние на изменение социальных отношений , судьбы людей, не становиться историческим опытом до тех пор, пока не учитываются в той или иной форме, не корректируют последующую деятельность социальных общностей или отдельных людей . Мы должны извлекать уроки из ошибок в прошлом для того, чтобы не повторять их в будущем. Только таким образом происходит накопление исторического опыта. И если он всегда может служить однозначной основой для будущей деятельности (точно говорят, что «история ничему не учит»), но его игнорирование «проучивает» политиков и общественных деятелей, мешает успешной реализации задуманных планов.

Исторический опыт может накапливаться в разных формах. Так возможно накопление отдельных навыков, установок, предрасположенности к свершению определенных действий в сходных ситуациях на основе импирического метода «проб и ошибок», следовании требованиям слоившихся традиций, неосознанному подражанию в действиях авторитетным людям и т.д. Такой исторический опыт влияет на последующую деятельность людей, хотя и остается на подсознательном уровне, не получает всестороннего осмысливания и вербального выражения. Этот опыт может рассматриваться как необходимый компонент обыденного уровня исторического сознания. Он более тесно связан с практической деятельностью социальных общностей и отдельных людей и в определенном смысле более «заземлен», имеет глубокие корни. В целом ряде случаев он позволяет находить более надежные ориентиры в дальнейшей деятельности, чем официальная пропаганда, особенно в тех ситуациях, когда интересы господствующих классов или слоев населения вступают в противоречия с интересами основной массы населения страны.

Но особую ценность приобретает исторический опыт, основанный на объективном теоретическом анализе прошлого. Мы должны научиться извлекать уроки из жизни. Но для этого историю нельзя преподносить хронологическую последовательность событий. Необходим глубокий теоретический анализ этих событий, их причин, характера деятельности их участников, выяснение их взаимосвязи с другими событиями на основе конкретно-исторического анализа ситуаций, прослеживания их влияния на последующий ход событий. Несомненно, что исторический опыт в таком понимании составляет важный аспект исторического сознания. И он приобретает особую ценность в современную эпоху, когда происходит бурный всплеск социального творчества, идет активный поиск новых форм экономических отношений, политической деятельности, правовых норм. Мы еще раз убеждаемся, что многих промахов, а подчас и нелепостей, можно было избежать при более высоком уровне политической зрелости, компетентности людей, управляющих страной, что включает и знание культуры своей страны, ее традиций, истории. Историзм – необходимая основа творчества, создания новых социальных отношений, принятия новых политических решений (особенно сегодня, когда неизмеримо возрастает цена политических ошибок). Осознание преемственности в развитии общества и форм его жизнедеятельности, роли традиций в стабилизации общественных отношений, устойчивости человеческих потребностей и интересов помогут ослабить активизацию утопического сознания, характерную для революционных эпох, стремлений упрощенно, с помощью грубого нажима решать сложнейшие социальные проблемы. Развитое историческое сознание предостерегает от принятия волевых решений, которые выламываются из развития форм жизнедеятельности общества и служат примерами ошибок и просчетов, доля которых могла бы в значительной мере уменьшена при достаточной глубоком и всестороннем анализе прошлого и объективном, основанном на социологическом и статистическом материале знаний современной действительности.


glava-v-prevozni-sredstva-prieti-tekstove.html
glava-v-problema-mishleniya-v-geshtalt-psihologii-osnovnie-napravleniya-issledovanij-psihologii-mishleniya-v-kapitalisticheskih.html
glava-v-protiv-techeniya-i-nachala-glava-ii-predtechi.html
glava-v-psihologiya-podrostka-i-starshego-shkolnika-m-v-gamezo-l-m-orlova.html
glava-v-razlichnie-formi-politeizma-allegoriya-kult-geroev-issledovanie-o-chelovecheskom-poznanii-perevod-s-i-cereteli-5.html
glava-v-realnoe-tolkovanie-rukovodstvo-k-tolkovaniyu-i-primeneniyu-zakonov-dlya-nachinayushih-yuristov.html
  • learn.bystrickaya.ru/garantii-kachestva-v-obrazovanii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-10-klasse.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-vospriyatii-sovremennogo-aktualnogo-iskusstva-studentami-negumanitarnih-vuzov.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-panteleev-b-n.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mehanizm-opredeleniya-celej-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-obshie-polozheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionno-obrazovatelnoe-soprovozhdenie-zdorovesberegayushej-deyatelnosti-v-visshem-uchebnom-zavedenii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sootnoshenie-viplavki-chuguna-i-stali-v-sssr-i-germanii-obem-proizvodstva-algoritm.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zagadochnie-cikli-v-zhizni-cheloveka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nalozhenie-aresta-na-pochtovo-telegrafnie-otpravleniya-ih-osmotr-i-viemka-mezhregionalnij-centr-perepodgotovki-kadrov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-smi-27-28.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cenovaya-politika-predpriyatiya-ee-vliyanie-na-finansovij-rezultat.html
  • klass.bystrickaya.ru/anketa-dlya-specialistov-po-vneseniyu-vozmozhnih-izmenenij-v-principi-priznaniya-i-ocenki-dlya-kompanij-malogo-i-srednego-biznesa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izraitel-b-polnoe-rukovodstvo-po-rektifikacii-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/carskaya-temnica-melkomonetnaya-prelyudiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/monitori-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-konkurs-po-oriental-1001-belaya-noch.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-94-kod-da-vinchi-den-braun-perevod-s-anglijskogo-n-rejn-ocr-klim.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rubriki-pridumano-ne-nami-no-ono-nastolko-tochno-otrazhaet-usloviya-zhizni-teh-komu-sejchas-za-70-chto-mi-reshilis-pojti-na-yavnij-plagiat.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-politbyuro-sssr-poletite-na-solnce-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-bazovih-intellektualnih-umenij-u-doshkolnikov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-6-uluchshenie-pamyati-i-koncentracii-dlya-effektivnogo-upravleniya-h-silva-r-stoun-iskusstvo-menedzhementa-po-metodu-silva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-nachalsya-festival-detskih-i-molodezhnih-obedinenij-goroda-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dnepropetrovskij-region-monitor-sobitij-yanvar-2004-goda-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/6-sovet-direktorov-ustav-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-rekomendacii-po-organizacii-fizkulturno-ozdorovitelnoj-i-sportivnoj-raboti-s-naseleniem-2008god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novie-poryadki-anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-slushaj-vnimatelno-i-povtoryaj-za-mnoj-kak-mozhno-tochnee-predyavlenie-vosproizvedenie-predyavlenie-vosproizvedenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-proekta-poyasnitelnaya-zapiska-2201-000000-003-pz-rukovoditel-st-prep-spicina.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-filosofiya-kulturi-dlya-napravleniya-dlya-napravleniya-031400-62-kulturologiya-avtor-dobrohotov-a-l.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektronnie-tablici-v-microsoft-excel.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-vezdnogo-turizma-na-primere-leningradskoj-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/215-gigiena-pochvi-doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-moskvi-v-2009-godu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inostrannie-yaziki-i-mezhkulturnaya-stvennij-institut-nauka-i-studenti-novie-idei-i-resheniya-sbornik-materialov.html
  • turn.bystrickaya.ru/podgotovka-veb-publikacij-obrazovatelnie-programmi-teoriya-i-metodika-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-padenie-otrabotochnoj-sistemi-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.