.RU

«Гимназия №33»


Программа «Одаренные дети»


Исследовательский проект: от теории к практике







Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №33»


Исследовательский проект: от теории к практике


Материалы

семинара-тренинга октябрь 2010 - апрель 2011


Улан-Удэ

2011


Редакционная коллегия


С.В. Бураева, д-р.ист.наук, проф.; Е.Ю. Петряева, к.пед.н.,

А.А. Шестков к.ист.н.


^ Сборник тезисов участников семинара-тренинга «Исследовательский проект: от теории к практике». Вып.2. - Улан-Удэ: издательство «БАРИС», 2011. – 74 с.
В брошюре представлены материалы семинара-тренинга, проведенного научно-исследовательской лабораторией НМС МОУ «Гимназии № 33» и БНЦ СО РАН для учащихся 9-11 классов: программа семинара-тренинга, тезисы исследовательских работ учащихся и т.п.


©Улан-Удэ, МОУ «Гимназия №33»,

БНЦ СО РАН, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………………………

7

^ I. Петряева Е.Ю. Формирование исследовательской компетентности учащихся старшей школы…………………………………………………………………………….


8

^ II. Программа семинара – тренинга «Исследовательский проект: от теории к практике»……………………………………………………………………………………


11

^ III. Тезисы участников семинара-тренинга «Исследовательский проект: от теории к практике»…………………………………………………………………………………….


14

ЭКОНОМИКА




Савельева Т. Школа выживания как перспективное направление молодежного туризма в РБ ……………………………………………………………………………………


14

Базарова С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Бурятия…………………………………………………………………...……..


15

Дондокова В. Внешнеэкономическая деятельность Республики Бурятия………………………………………………………………………………………….


16

Хлызова В. Тарифная политика на электроэнергию в Республике Бурятия: проблемы и пути решения…………………………………………………………………………………..


17

Ешиева Д. Потребительская корзина и экономическая ситуация в Республике Бурятия……………………………………………………………………………………..…

19

Севергина М. Социально-экономическое развитие поселка Турка……………………….

20

Сотникова А. Экономическая эффективность развития кролиководства в подсобном хозяйстве……………………………………………………………………………………….


21

Полусурова А. Проблемы и перспективы развития вертолетного транспорта в Республике Бурятия……………………………………………………………………...…….

22

^ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ




Санина К. Правовые особенности распространения сетевого маркетинга среди учащихся………………………………………………………………………………………

24

Иванов А. Неценовая конкуренция образовательных учреждений г. Улан-Удэ………...

25

Лалетина Ю. Анализ мероприятий по профилактике подростковых преступлений

26

Зарбуева М. Особенности восприятия подростками детско-родительских отношений и их роль в формировании личности подростка…………………………………………….…


26

^ ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ




Бурдуковская Н. Фронтовые письма Бурятии как исторический источник…………….

28

Китаева В. Забытое буддийское богослужение…………………………………………….

29

Воронецкая Л. Отражение философии буддизма в архитектуре дацанов Бурятии……...

30

Воронецкая А. Культурно-историческое пространство площади Советов г. Улан-Удэ…

31

Бураев В. Развитие бурят-монгольских отношений в XX-н.XXI века…………………...

33

ФИЗИКА




Николаева Л. Исследование поверхностной структуры краски ХВЭ с добавлением нанопорошка диоксида кремния……………………………………………………………...


34

Бадмаева А. Исследование микроклимата кабинетов гимназии……………………….…

36

Андриевская Ю. Сравнение оптических свойств страз Сваровскии и драгоценных камней…………………………………………………………………………………………..


37

Павлова А. Исследование возможного влияния цветов для коррекции поведения ученического коллектива…………………………………………………………………..….


38

Лихачев В. Исследование возможностей постройки высотных зданий в г. Улан-Удэ ….

39

Дабаева А. Исследование свойств продукции «Никкен», защищающих от воздействия электромагнитных волн.............................................................................................................


40

Оцимик А. Исследование поверхностей денежных купюр различного достоинства методом сканирующей зондовой микроскопии …………………………………………….


41

Эрдынеева В. Исследование поверхностей и свойств посуды Tupperware……………..

43

Бабенко А. Влияние пластиковых окон на микроклимат помещения…………………...

44

Городенцева Я. Физические основы улучшения свойств косметики……………………

45

Бальхаев К. Исследование поверхностей структуры пенки молока методом сканирующей зондовой микроскопии………………………………………………………

47

Хунхинов П. Проблемы энергосбережения в Республике Бурятия и пути их решения ..

48

^ МАТЕМАТИКА И ИТК




Ринчинов Б. Возможности применения Листа Мебиуса…………………………………

49

Шевлякова А. Применение возможностей оригами для решения геометрических задач на построение…………………………………………………………………………………


50

Дашиев Д. Электронные деньги…………………………………………………………….

51

Суханов Н. Разработка выигрышной стратегии на примере Форекс клуба……………..

52

^ ГЕОГРАФИЯ, ЭКОЛОГИЯ




Халтаев М. Экологические традиции коренных жителей Муйского района Республики Бурятия………………………………………………………………………………………….


53

Дроздова А. Влияние электромагнитных волн на городских воробьев…………………

54

^ БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ




Похосоева Н. Глукомат натрия: усилитель вкуса и источник зависимости человека…..

55

Гуророкшеева Н. Зубная паста: свойства и действия на ротовую полость человека…..

57

Балдаев С. Влияние стимуляторов на рост растений……………………………………..

59

Уварова А. Разнообразие листовых пластинок у растений………………………………

60

Гущина К. Кисломолочные продукты……………………………………………………..

61

Николаевская И. Домовой гриб и способы борьбы с ним……………………………….

62

Дашицыренов П. Влияние ингибирующих веществ на развитие молочнокислых бактерий……………………………………………………………………………………….


64

Салихов Р. Гидрохимические исследования минеральных источников Восточных Саян……………………………………………………………………………………………..


65



Предисловие

Светлана Валерьевна, может быть здесь слово о БНЦ или от БНЦ ??


^ I. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Петряева Е.Ю.


Постиндустриальное развитие современной цивилизации тесно связано с формированием информационного общества - общества, уровень которого определяется качеством создаваемой информации, ее актуальностью, открытостью и интегративностью. Становление информационного общества требует подведения системы образования динамичным изменениям, происходящим в глобализирующемся мире. Особое значение в информационном обществе приобретает сформированность исследовательской компетентности.

Разработка и внедрение программ, направленных на формирование исследовательской компетентности учащихся, приобретает все большую актуальность в связи с реализацией Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Гимназия №33 г. Улан-Удэ имеет многолетний продуктивный опыт в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одним из новых проектов в данном направлении является внедрение курса «Исследовательский проект: от теории к практике» для 10-11 классов (авторы Хабибулина Н.Н., Петряева Е.Ю.). Изучение курса направлено на развитие исследовательских компетенций учащихся имеющих способности к продуктивной творческой научно-исследовательской деятельности. Курс «Исследовательский проект: от теории к практике» рассчитан на 102 часа, из которых: 2 часа – образовательное целеполагание; 2 часа - рефлексия образовательных достижений; 8 часов - лекции; 40 часов - практические занятия; 8 часов – экскурсий; 20 часов – индивидуальная работа над проектом; 20 часов – участие в научно-практических конференциях; 4 часа – участие в Интернет-форуме. Общий подход к распределению часов курса представлен в таблице 1. Курс «Исследовательский проект: от теории к практике» состоит из четырех модулей: теоретические и практические основы исследовательской деятельности, индивидуальная работа над исследовательским проектом, подготовка работы к публичному выступлению и апробация результатов работы.

Первый модуль курса «Теоретические и практические основы исследовательской деятельности» знакомство учащихся со спецификой исследовательской деятельности, ее отличиями от других видов деятельности, общенаучными и специальными методами исследования, этапами исследовательской работы, требованиями к исследовательским проектам учащихся. Важное значение имеет раскрытие учащимся роли науки в современном мире и актуальных проблем разных научных дисциплин. В ходе изучения данного модуля большое внимание уделяется исследовательской практике, которая организуется в зависимости от задач исследования: в научных библиотеках, биологических и физико-технических лабораториях, кабинете нанотехнологий, музеях г. Улан-Удэ, Национальном архиве РБ.


^ Таблица 1.

Распределение часов курса «Исследовательский проект: от теории к практике» для 10-11 классов

ТЕМА




Виды учебных занятий




Лекции

Практические занятия

экскурсии

Конференции

Интернет-форум

ИИП

  1. Теоретические и практические основы исследовательской деятельности

1. Построение индивидуальных образовательных программ




2













2. Научно-исследовательская деятельность: этапы, структура работы, общенаучные методы исследования, требования к исследовательским проектам учащихся

2
















3. Методология исследований по различным научным дисциплинам

2

2













4.Обоснование тем исследовательских проектов




2













5. Исследовательская практика



















5.1. Организация работы с фондами научной библиотеки для решения задач исследования /на примере научной библиотеки БГУ, Национальной библиотеки РБ/




4

2










5.2 Анализ исследовательских проектов учащихся гимназии №33 2008-2009 на сайте http://school33.bsu.ru в разделе «учебно-исследовательская деятельность учащихся»













4




5.3. Организация работы с фондами музеев г. Улан-Удэ, фондами НАРБ, проведения социологического исследования для решения задач гуманитарных исследований




12

6










5.4. Организация работы в кабинете нанотехнологий, специализированных лабораториях для решения задач естественнонаучного и физико-технических исследований

II. Индивидуальная работа над исследовательским проектом – 20 часов

III. Подготовка работы к публичному выступлению и экспертизе работы

1Оформление результатов исследовательской работы

2

2













2.Выступление перед аудиторией




4













3. Подведение итогов выполнения индивидуального образовательного плана (рефлексивный семинар)




2













IV. Апробация результатов исследовательской работы

1. Участие в научно-практических конференциях разного уровня










20







2. Участие в интернет-форуме по обсуждению работ, выполненных участниками проекта на сайте http://school33.bsu.ru в разделе «учебно-исследовательская деятельность учащихся»










4







3. Оформление результатов работы в виде тезисов для публикации

2

6













5. Анализ результатов работы /круглый стол/




2













ИПП – индивидуальный исследовательский проект


Исследовательская практика включает в себя анализ учебно-исследовательских проектов учащихся, размещенных на образовательном сайте гимназии по исследовательской деятельности (http://school33.bsu.ru в разделе «учебно-исследовательская деятельность учащихся» или http://zolotoirodnik.ucoz.ru ). На этом же этапе осуществляется выбор темы и определение плана работы над учебно-исследовательским проектом.

Второй модуль курса предполагает работу ученика над своим учебно-исследовательским проектом, консультации с научным руководителем и учеными РБ.

В ходе изучения третьего модуля «Подготовка к публичному выступлению и экспертизе работы» проводятся занятия по оформлению исследовательского проекта, психологические тренинги, помогающие овладеть приемами успешного публичного выступления, и рефлексивный семинар по подведению итогов выполнения индивидуального плана. На этом этапе возможно проведение «фабрики исследовательских проектов» - занятия, на котором озвучиваются результаты экспертизы исследовательских проектов учащихся.

Четвертый модуль «Апробация результатов исследовательской работы» предполагает участие учащихся в конференциях различного уровня, первой из которых становиться традиционная школьная научно-практическая конференция 10-11 классов «Декабрьские чтения». Участие учащихся в научно-практических конференциях осуществляется на основе «Дорожной карты участника конференций». Нетрадиционной формой учебных занятий на этом этапе выступает интернет-форум по обсуждению учебно-исследовательских проектов. На этом этапе также осуществляется написание тезисов исследовательских проектов и их публикация. Учебно-исследовательские проекты учащихся размещаются на сайте гимназии в разделе «учебно-исследовательская деятельность учащихся».

Необходимо подчеркнуть, что каждый учащийся, проходящий обучение по программе курса имеет дневник юного исследователя. Дневник юного исследователя включает программу курса, индивидуальный план ученика и свободного пространство для записей. Индивидуальный план юного исследователя составляется на первом занятии по образовательному целеполаганию.

Учащиеся, успешно освоившие программу курса «Исследовательский проект: от теории к практике», формируют портфолио исследователя. Портфолио исследователя включает: сертификат о прохождении данного курса, характеристику о достигнутых результатах в области исследования, учебно-методические материалы, опубликованный сборник тезисов исследовательских работ учащихся гимназии, сертификаты участия в научно-практических конференциях, грамоты и дипломы.

Для повышения эффективности курса «Исследовательский проект: от теории к практике» к проведению теоретических и практических занятий, консультированию учащихся, экспертизе их исследовательских проектов привлекаются преподаватели БГУ и научные сотрудники Бурятского научного центра СО РАН на основе договоров о совместной деятельности.

К примеру, к реализации курса в 2009-2010 году были привлечены преподаватели Бурятского госуниверситета: Цыренова М.Г., к.п.н, директор Института непрерывного образования, Чимитова Д.К., д.и.н., декан Юридического факультета БГУ, Дагбаев Э.Д., д.социол.н., профессор, заведующий кафедрой политологии БГУ. В 2010 году был заключен договор о сотрудничестве с БНЦ СО РАН. Участие в реализации курса в 2011 г. приняли девять научных сотрудников данной организации: Батомункуев С.Д., к.филос.н., зав.кафедры философии БНЦ СО РАН; Семенов А.П., д.ф.-м.н., зам. Председателя Президиума БНЦ СО РАН, Бураева С.В., д.и.н., директор музея БНЦ СО РАН, Царев Д.И., д. г.-м.н., главный научный сотрудник Геологического института БНЦ СО РАН, Семенова А.И., к.т.н., научный сотрудник Отдела Физических проблем ИМБТ СО РАН; Башаров И.П., к.и.н., научный сотрудник ИМБТ СО РАН; Санданов Д.Б., к.б.н., научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН; Бороноев В.В., д.т.н., зав лабораторией пульсовой диагностики ОФП БНЦ Со РАН; Николаев С.М., д.мед. н., зав. Отделением биологически активных веществ Института Общей и экспериментальной биологии. Это позволило вовлечь большее количество учащихся в изучения курса и адаптировать программу курса для гуманитарного, физико-технического и естественнонаучного направления.

Кроме того, успешность реализации данного курса зависит и от организации сотрудничества с научными библиотеками. Здесь активную поддержку оказывают Научная библиотека БГУ (директор Васильевна С.В.) и Национальная библиотека РБ им. М. Горького (директор Ильина Ж.Б.). Учащиеся гимназии, проходящие программу курса, имеют возможность получить читательский билет, обучиться работе с каталогами и использовать фонды библиотек для решения задач исследования.


  1. ^ ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

2010 – 2011 Г.


Организаторы: Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, МОУ Гимназия №33

Партнеры: Национальная библиотека РБ, Научная библиотека Бурятского государственного университета, НАРБ

^ Сроки реализации: октябрь 2010 – апрель 2011 г.

Модуль I (26 -28 октября 2010)

Место проведения: БНЦ СО РАН

26 октября 2010

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

9.30-10.00

Регистрация участников семинара-тренинга

10.00-10.30

Торжественное открытие проекта

10.30-11.30

Лекция: Роль науки в современном информационном обществе Батомункуев С.Д., к.филос.н., зав.кафедры философии БНЦ СО РАН

11.00-13.00

Презентации ученых «Путь в науку»

Семенов А.П., д.ф.-м.н., зам. Председателя Президиума БНЦ СО РАН

Бураева С.В., д.и.н., директор музея БНЦ СО РАН

Царев Д.И., д. г.-м.н., главный научный сотрудник Геологического института БНЦ СО РАН

13.00-14.00

ОБЕД

14.00-15.30

Актуальные проблемы современной науки

Работа групп по направлениям исследований:

Семенова А.И., к.т.н., научный сотрудник Отдела Физических проблем ИМБТ СО РАН – техническое направление

Башаров И.П., к.и.н., научный сотрудник ИМБТ СО РАН – гуманитарное направление

Санданов Д.Б., к.б.н., научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН – естественнонаучное направление


27 октября 2010 г.

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

10.00-11.30

^ Практическое занятие по направлениям исследования.

Методика научного исследования

Бороноев В.В., д.т.н., зав лабораторией пульсовой диагностики ОФП БНЦ Со РАН – техническое направление;

Бураева С.В., д.и.н., ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН – гуманитарное направление;

Николаев С.М., д.мед. н., зав. Отделением биологически активных веществ Института Общей и экспериментальной биологии – естественнонаучное направление.

11.30-13.00

Экскурсии в музеи, лаборатории БНЦ по направлениям

13.00-14.00

ОБЕД

14.00-17.00

Экскурсия и работа с фондами Национальной библиотеки, Научной библиотеки БГУ


28 октября 2010 г.

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

10.00-11.30

Самопрезентация участников по направлениям исследований

11.30-13.00

Утверждение примерных тем учебно-исследовательских проектов, планов работы графиков консультаций с учеными

13.00-14.00

ОБЕД

14.30 -17.00

Формирование индивидуальных планов работы над проектом, Хабибулина Н.Н., к.филос.н., учитель обществознания гимназии №33




Регистрация на образовательном сайте. Обучение проведению интернет-форума по обсуждению исследовательских работ, Петряева Е.Ю., к.п.н, заместитель директора по НМР гимназии №33

17.00-18.00

Подведение итогов первого модуля


II модуль 1 -30 ноября 2010

Индивидуальная работа над проектом: консультации с сотрудниками БНЦ и научными руководителями, работа в кабинете нанотехнологий и лабораториях, проведение социологических исследований и т.д.


III модуль 1-17 декабря 2010 г.

Место проведения: МОУ «Гимназия №33»


eticheskie-normi-russkoj-rechevoj-kulturi-i-delovogo-obsheniya-etiket.html
eticheskie-principi-v-professionalnoj-psihodiagnostike-noskova-o-g-n84-psihologiya-truda-ucheb-posobie-dlya-stud.html
eticheskie-virazheniya-v-sovremennom-tatarskom-literaturnom-yazike-10-02-02-yaziki-narodov-rossijskoj-federacii-tatarskij-yazik.html
eticheskie-vozzreniya-syorena-kerkegora.html
eticheskij-aspekt-problemi-straha.html
eticheskij-aspekt-smerti-chast-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-razvivayushee-obuchenie-na-urokah-geografii-cherez-ispolzovanie-aktivnih-form-obucheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-matematike-dlya-postupayushih-na-baze-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-9-klassov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-predstavlyaet-soboj-perevodi-publikacij-i-dokumentov-otrazhayushih-po-mneniyu-sostavitelej-mnogoobrazie-pozicij-i-ocenok-otnositelno-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-finansi-i-kredit-po-discipline-gosudarstvennij-byudzhet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravoslavnij-prosvetitelskij-centr-v-chest-s-a-rachinskim-v-1882-godu-21-rasprostranenie-obshestv-trezvosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/blokada-leningrada.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sokrashayu-znaki-sokrasheniya-i-uprosheniya-notnogo-pisma-abbreviatura-ispolzuetsya-dlya-oboznacheniya-povtoreniya-chastej-pesi-ili-otdelnih-taktov-grupp-not-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-ivanickij-zav-kafedroj-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-kulturnie-landshafti-tradicii-dlya-sohraneniya-rezolyuciya-ustanovochnoj-vstrechi-partnerov-4-7-dekabrya-2011-goda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/centralizovannaya-sistema-gorodskih-bibliotek-centralnaya-gorodskaya-biblioteka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-iki-ran-po-specialnosti-01-03-03-fizika-solnca-obshaya-fizika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sanitarnaya-ochistka-blagoustrojstvo-i-ozelenenie-territorii-generalnij-plan-ilskogo-gorodskogo-poseleniya-severskogo-rajona.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uhod-za-terrariumom-i-zhivotnimi.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnaya-nauchnaya-konferenciya-uchashihsya-sekciya-fizicheskaya-kultura.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-liceya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-viborov-glavi-donskogo-selsoveta-tambovskogo-rajona-tambovskoj-oblasti-den-golosovaniya-01-iyulya-2012-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-soprovozhdayushih-vistavku-pozvolit-posetitelyam-otkrit-dlya-sebya-sovsem-druguyu-ameriku-drevnie-zhiteli-kotoroj-otkrili-celebnie-svojstva-kakao-bobov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/schet-02-iznos-osnovnih-sredstv-proekta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-pravda-i-vimisel-v-romane-abbata-prevo-anglijskij-filosof-ili-istoriya-klivlenda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-tovarodvizhenie-marketing.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-gruziya-ob-uprazdnenii-yugo-osetinskoj-avtonomnoj-oblasti-27.html
  • books.bystrickaya.ru/der-teufel-mit-den-drei-goldenen-haaren-chert-s-tremya-zolotimi-voloskami-das-haar.html
  • college.bystrickaya.ru/224-poryadok-zaklyucheniya-dogovorov-pravo-zaklyucheniya-dogovora-servisnogo-obsluzhivaniya-i-remonta-sredstv-izmerenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-opredelyaet-sroki-i-posledovatelnost-administrativnih-procedur-ispolneniya-departamentom-gosudarstvennoj-funkcii-poryadok-vzaimodejstviya-mezhdu-ego-strukturnimi-podrazdeleniyami-i-dolzhnostnimi-licami.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poleznie-iniciativi-moskovskij-komsomolec-30032009-novosti-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obiknovennij-shitomordnik.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoricheskie-etapi-razvitiya-massovih-kommunikacij-chast-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-mdou-41-gvozdichka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-gosudarstvennoe-regulirovanie-federalnogo-zakona-o-zemleustrojstve.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-3-postmodernizm-germenevtika-fenomenologii-57-d-a-leontev.html
  • university.bystrickaya.ru/gorizontalnoe-operenie-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-rukovodstvo-po-lyotnoj-ekspluatacii-samoleta-yak-52.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-joga-iskusstvo-kommunikacii-izdanie-vtoroe-ispravlennoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/denezhnij-oborot-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-rossijskih-sirot-za-granicej-raskritie-religioznih-i-nacionalnih-tradicij-v-kontekste-prav-roditelej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-konstitucionnoj-palate-verhovnogo-suda-kirgizskoj-respubliki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.